«АКТИВИЗАЦИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ С УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» В 5 И 6 КЛАССАХ»
статья по английскому языку

Полуева Галина Ильфатовна

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight” для 5 и 6 классов, авторы В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_navykov_govoreniya_polueva.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

«АКТИВИЗАЦИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ                                       С УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» В 5 И 6 КЛАССАХ.»

Учитель английского языка

МБОУ ЦО №4

Полуева Галина Ильфатовна

г. Тула

2019

В настоящее время обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. На начальном этапе обучения у школьников закладываются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, формируются первоначальные знания, навыки и умения, образующие фундамент для дальнейшего обучения.

С самого начала работа над языком должна носить ярко выраженный коммуникативный характер. Учащиеся должны понять, что язык - это основное средство общения и что цель обучения иностранному языку заключается не только в том, чтобы овладеть определенным количеством лексических и грамматических знаний и умений, но и в том, чтобы уметь применять эти знания для решения определенных коммуникативных задач, для достижения индивидуальных коммуникативных целей. Результатом процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире. И главной обязанностью педагога является необходимость сделать ученика активным участником образовательного процесса, посредством грамотного его построения.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight” для 5 и 6 классов, авторы В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина).

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

  • обозначить проблемы, препятствующие полноценному развитию навыков говорения учащихся 5-6 классов средней школы;
  • представить классификацию упражнений, направленных на обучение говорению на основании соответствующей научно-методической литературы;  
  • проанализировать типы упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» 5, 6;
  • выявить наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие навыка говорения, исходя из специфики организации учебного процесса на уроках иностранного языка в 5 и 6 классах.                                          

В данной работе будут рассмотрены упражнения УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ, направленные на формирование лексического навыка говорения. По этому пособию, разработанному совместно российскими и британскими авторами, мы работаем уже 2 года и считаем его очень удачным.

Согласно требованиям к уровню владения иностранным языком выпускников средней школы, их речь должна отличаться логикой, связностью, обоснованностью. Ученик должен продемонстрировать достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам. Фактически же у выпускника средней общеобразовательной школы зачастую наблюдается низкий уровень сформированности навыков говорения. Причины этого, на мой взгляд, следует искать в среднем звене обучения.

Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке при переходе их начального в среднее звено.

К объективным можно отнести следующие причины:

  • недостаточно хорошая материально-техническая база школы (например, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);
  • отсутствие постоянной языковой практики у учителя;
  • большая наполняемость классов.

К наиболее весомым субъективным причинам можно отнести следующие: три, на мой взгляд, наиболее значимые –

  • проблема адаптации к средней школе;
  • проблема дефицита речевых средств (одна из самых острых на среднем этапе обучения);
  • низкая мотивация к обучению.

На данных трудностях хотелось бы остановиться более детально. Одной из главных проблем на среднем этапе остается низкая мотивация учащихся к обучению. Если в начальной школе ребенок учился в ходе игры, то при переходе на следующую ступень он начинает испытывать определенные трудности. Пятиклассники испытывают стресс ввиду значительного увеличения учебной нагрузки, изменения режима дня, знакомства с большим числом учителей с разными требованиями и особенностями преподавания (хотя относительно предмета Иностранный язык этот фактор играет не такую значительную роль ввиду того, что в большинстве случаев учитель остается прежний). Именно в этот период важно сохранить интерес к языку на том же уровне и осуществить плавный, безболезненный переход от специфики обучения младших школьников к осознанному обучению в среднем звене – от умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе.

Надо сказать, что начальную школу нынешние пятиклассники и шестиклассники нашего ЦО заканчивали по УМК «Английский с удовольствием» (“Enjoy English” автор Биболетова). И, благодаря удачно выстроенной системе упражнений УМК “Spotlight”, был осуществлён плавный переход к обучению в среднем звене. Начальный модуль “Starter Module” имеет целью повторить изученный  материал а, главное, подбодрить ребёнка и создать ситуацию успеха, что во время периода адаптации играет решающее значение. Для его безболезненного преодоления должны иметь место следующие условия:

  • создание игровых ситуаций общения;
  • использование различных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, прослушивание музыки, передвижение по классу, если это предусмотрено заданием);
  • создание ситуации успеха;
  • соответствующее оформление классной комнаты (страноведческий материал, проектные работы детей, языковые и речевые опоры);
  • подбор «правильных» упражнений (наиболее продуктивных, с грамотно продуманной последовательностью и т.д.)

Упражнения, направленные на развитие навыков говорения относятся к рецептивно-продуктивным. При выполнении упражнений в говорении рецептивный компонент присутствует всегда: ученик слушает свою речь, когда говорит; его слушают другие ученики; упражнения в говорении по своей процедуре, как правило, «ответны» на какую-либо речь; продукции речи всегда предшествует восприятие ее компонентов на слух или в чтении, в момент речи или ранее.

Часто приходится наблюдать, как школьники, научившись довольно бойко оперировать тем или иным материалом в процессе выполнения упражнений, оказываются совершенно беспомощными, когда им приходится использовать тот же материал для выражения своих мыслей в реальном общении. Следовательно, нужен дополнительный арсенал средств, подводящий обучающихся к свободному владению речью. В соответствии с этими качественно разными дидактическими целями естественно дифференцировались и типы упражнений.

Не пренебрегая новейшими исследованиями, а также современной интерпретацией традиционных понятий, мы также делим все упражнения на два типа – языковые и коммуникативные.

Назначение языковых упражнений (называемых также подготовительные, предречевые, тренировочные, первичные, элементарные, некоммуникативные, аспектные, дриллы и т.д.) — целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должен быть навык оперирования определенными фонетическими, лексическими и грамматическими элементами или целыми предложениями.

Назначение коммуникативных упражнений (также называемых различным образом - речевые, ситуативные, синтетические, актуализированные, творческие упражнения в речи и т.д.) - активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач. Результатом такого рода активизации должна явиться речевая компетентность, операционная готовность включения в реальную коммуникацию.

Необходимо, чтобы у учащихся выработался подлинный автоматизм владения языковым материалом. Его можно выработать с помощью языковых упражнений, но такие упражнения не решают задачу обучения говорению на ИЯ. Становление подлинных автоматизмов возможно лишь в результате многократного употребления активизируемого материала в речи. Это означает, что нужны коммуникативные упражнения. А также то, что в преподавании ИЯ должно быть перераспределение соотношения между языковыми и коммуникативными упражнениями в пользу последних. Ведь, зачем нужна такая система упражнений, которая не может обеспечить практическое овладение языком.

Однако, на практике, в условиях ограниченной сетки часов, не всегда удается уделять больше внимания коммуникативным (речевым) упражнениям. Тогда остается такой выход – максимально возможное совмещение процесса целенаправленной активизации языкового материала и процесса речевой практики, придание упражнениям для активизации материала речевой направленности, с тем, чтобы учащиеся, выполняя эти упражнения, осуществляли акт связной речи.

Если говорить о психологических различиях между этими двумя типами упражнений, то в общих чертах направление всех выполняемых учебных действий можно охарактеризовать так: от упражнений, в которых внимание ученика направлено на языковую форму высказывания, к упражнениям, в которых его внимание сосредоточено на содержании высказывания.

Языковые упражнения должны:

  • носить тренировочный характер, под чем подразумевается максимальная повторяемость одних и тех же языковых элементов (структур, речевых образцов, слов и т.д.) на материале каждого упражнения;
  • быть преимущественно устными;
  • носить обучающий характер и предупреждать речевые ошибки. (Нельзя, чтобы учащихся постоянно ставили перед выбором между правильными и ошибочными вариантами, в результате чего последние могут закрепиться в их памяти.);
  • быть рассчитаны на отработку какого-либо одного нового языкового явления, что позволяет ученикам сосредоточить на нем внимание;
  • обеспечивать в качестве конечного продукта операции производство минимальной единицы речи - предложения. Все новые языковые явления (исключая фонемы) должны прорабатываться в пределах цельного высказывания, имеющего реальный, коммуникативно оправданный смысл;
  • ставить задачи, решение которых однотипно или однозначно, что не
    только облегчает тренировочную работу школьников, но и обеспечивает
    использование массовых форм контроля за их деятельностью и речью;
  • быть преимущественно одноязычными, особенно на первых этапах
    активизации (Переводные упражнения в принципе не отвергаются, но отодвигаются на такие стадии, когда сам перевод носит как бы «беспереводный» характер, т.е. когда ученики вербализуют цельные смысловые куски, а не стремятся переводить каждое слово в порядке его появления в предложении.);
  • быть рассчитаны на широкое применение в индивидуальной, групповой и
    парной формах работы.

Тренировочная (языковая) микросистема в УМК «Английский в фокусе» представлена такими упражнениями:

1) имитационные: повторение речевого материала вслед за звуковым источником (например “Spotlight 5” c. 66 №2 Look at the pictures. Listen and repeat. Раздел VOCABULARY. / SONGSHEETS.);

2) подстановочные: воспроизведение речевых образцов, видоизмененных на основе заданных элементов замены (например Рабочая тетрадь “Spotlight 5” c. 23 №1 Раздел VOCABULARY. );

3) комбинационные: построение на основе данных элементарных предложений более крупных синтаксических образований с помощью незначительных изменений (например Рабочая тетрадь “Spotlight 5” c. 36 №3 Remake the sentences as in the example. Раздел SPEAKING.);

4) трансформационные: видоизменение учащимися данных им предложений путем замены основной грамматической или лексической структуры по образцу (например “Spotlight 5” c. 58 №1b Work in pairs. Choose one of the characters in the pictures. Ask and answer Yes/No questions to find who the character is as in the example. Раздел VOCABULARY.);

5) конструктивные: самостоятельное построение учениками высказываний с опорой на данный им языковой материал (например “Spotlight 6” c. 37 № 8 Use the phrases from Ex.1 and the prompts below to speak about your daily routine. Раздел SPEAKING.);

6) переводные: перевод на завершающем этапе активизации языкового материала используется в основном как контролирующие упражнения (например после каждого модуля в разделе Grammar practice есть рубрика TRANSLATOR’S CORNER.).

Коммуникативные упражнения  должны удовлетворять следующим требованиям:

  • сообщать ученикам информацию, поделиться которой может стать их реальной потребностью или учебным заданием; стимулировать продуцирование связной речи на основе их жизненного опыта и знаний;
  • стимулировать выражение своего отношения к тому или иному факту (событию, явлению, жизненной или учебной реальности; создавать ситуации для речевого общения в классе, моделируя одну из сфер реального устного общения;
  • быть коммуникативными как по содержанию, так и по форме; как по материалу, так и по процедуре выполнения;
  • строиться на проработанном и достаточно усвоенном учениками материале, с тем чтобы при порождении речи их основное внимание было направлено на содержание высказываний;
  • выполняться в форме одного из типичных видов устного общения (диалогического или монологического, индивидуального или группового, официального или непринужденного, контактного или дистантного);
  • предусматривать формирование одной из разновидностей речи, дифференцирующейся по: а) протяженности (реплика, фрагментарное высказывание, монологическое единство и др.); б) степени подготовленности; в) инициативности; г) психологическому основанию (память, сиюминутный анализ, воображение и т.д.); д) коммуникативному содержанию (описание, рассуждение, рассказ); е) цели коммуникативного поступка (повеление, совет);
  • вызывать функционирование всей системы психофизиологических механизмов, обеспечивающих порождение связной речи в реальных условиях.

Коммуникативную микросистему УМК «Английский в фокусе» составляют такие упражнения:

1) респонсивные: включающие вопросно-ответные и реактивные упражнения, основная единица обучения – предложение, суть операции – в реакции учеников на высказывание или вопрос (например “Spotlight 6” c. 102 №3 Read the dialogue and answer the questions. Раздел ENGLISH IN USE./ Рабочая тетрадь. PAIRWORK ACTIVITIES.);

2) ситуативные: включающие учебно-речевые проблемные ситуации, основная единица обучения – фрагментарное высказывание, суть операции – в реакции учеников на описание ситуации, содержащее стимул к речи (например “Spotlight 6” c. 32 №4 Use the map and the phrases to ask for and give directions. Раздел ENGLISH IN USE.);

3) репродуктивные: включающие пересказ, сообщение, информацию; единица обучения – монологическое единство, суть операции – в изложении некоторого речевого материала учениками, побуждаемыми содержащимся в нем стимулом или предписанием (например “Spotlight 6” c. 47 № 6 Listen to the music and the sounds. Imagine the scene. Describe to your partner what is happening. Раздел SPEAKING.);

4) дескриптивные: включающие описание визуальных материалов (картинок, видео и кинофильмов), основная единица обучения – монологическое единство, суть операции – в переложении на звук зрительного ряда, имеющего содержание (например “Spotlight 6” c. 47 №5 Use the prompts to say what the people in the picture are doing. Раздел GRAMMAR / В конце учебника красочные картинки для описания, охватывающие основные лексические темы учебника. В 6 классе это Family Members, My favourite Day, Feasts, Leisure Activities, Food & Refreshments, Holiday Time.);

5) дискутивные: включающие учебную дискуссию и комментирование, единица обучения – связное высказывание различной протяженности, суть операции – в реакции на некоторую экспозицию, стимулирующую обучаемых к выражению своего отношения к ней (например “Spotlight 6” Cекция Spotlight on Russia c. 7 What is special about St Petersburg? Look at the picture and discuss it in class/ with your partner.);

6) композиционные: включающие устные сочинения учеников с опорой на данный им материал (тему, пословицу), свободный рассказ; единица обучения – развернутый монолог (например “Spotlight 6” c. 93 №3 Present the food pyramid in Ex. 1 to the class. Say what each group gives us. Раздел EXTENSIVE READING.);

7) инициативные: включающие ролевые игры, «интервью», «пресс-конференции», различные виды импровизаций; единица обучения – предложение, фрагментарное высказывание; суть операции – в вербализации внутреннего стимула к организации общения (например “Spotlight 6” c. 102 №4 You want to book a room. Take the roles of a receptionist and a customer. Use the prompts to act out a telephone conversation. Раздел ENGLISH IN USE.);

8) игровые: включающие разного рода загадки, шарады, игры (например “Spotlight 5” c. 76 GAME The leader uses his / her arms to show the time. In turn, the teams say what time it is.).

УМК «Английский в фокусе» удачно построен для эффективного развития навыков говорения как монологической, так и диалогической речи. Дифференцированная система упражнений в учебнике и рабочей тетради даёт возможность обучения разноуровневых учеников. Ряд наиболее эффективных коммуникативных упражнений, по моим наблюдениям: «Поиск недостающей информации», «Упражнения-интервью», «Описание картинки», «Обмен мнениями» и «Пересказ историй». Проанализировав структуру учебника «Английский в фокусе», я пришла к выводу, что упражнения эти можно найти, в основном, в таких разделах, как English in Use, Everyday English, Speaking, GAME, Translator’s corner.

Но нельзя забывать, что положительная динамика урока и усвоения материала зависит не только от адекватного выбора упражнений, но и от правильной их последовательности. Устные упражнения должны располагаться в строгой последовательности с учетом нарастания трудностей при производстве речи, так чтобы каждая последующая группа упражнений основывалась на умениях и навыках, развитых упражнениями предшествующих групп. При этом важно правильно оценить пригодность отдельных упражнений для данного класса и вовремя уловить момент перехода от одного упражнения к другому.

Выводы:

  1. Устранение ряда объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке при переходе детей из начального в среднее звено, позволит значительно повысить эффективность применения устных упражнений.
  2. Упражнения, направленные на развитие навыков говорения, можно разделить на два типа – языковые и коммуникативные.
  3. Успешное формирование и развитие навыков устной речи зависит не только от адекватного выбора упражнений, но и от правильной их последовательности в ходе урока.
  4. УМК «Английский в фокусе» предлагает достаточный выбор упражнений, направленных на развитие навыков говорения обучающихся 5 и 6 классов и плавного их перехода из начального звена в основную школу. Наиболее эффективные тренировочные упражнения можно найти в таких разделах, как Vocabulary,  Speaking,  Translator’s Corner, Songsheets. Наиболее эффективные коммуникативные упражнения – в English in Use, Everyday English, Extensive Reading, GAME, PAIRWORK ACTIVITIES.
  5. В ходе урока учитель должен стремиться к уважению каждого мнения и идеи обучающихся и созданию такой среды, в которой ученикам будет комфортно говорить.

Использованные источники:

  1. Зарипова А. А. «Особенности реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку в средней школе».
  2. Зимина А.С., Фахрутдинова Р.А. Статья «Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку».
  3. Малюева И.А. «Тренировочные и коммуникативные упражнения при обучении говорению».
  4. Пассов Е.И. «Коммуникативные упражнения»
  5. Сидорова Е.А. «Системность и типология упражнений для обучения говорению»
  6. Скалкин В.А. «Системность и типология упражнений для обучения говорению»
  7. Хаметова И. «Трудности в формировании навыков говорения на среднем этапе обучения и пути их преодоления»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатика и английский язык "Компетентностно - ориентированное задание по английскому языку «День Святого Валентина» 5 класс".

Интегрированный урок информатика и английский язык 5 класс. (создать открытку-презентацию, выполнив компетентностно - ориентированное задание)Компетентность:  КоммуникативнаяАспект: пи...

Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...

Исследовательская работа по теме "Формирование лексического навыка говорения на уроках немецкого языка в 7 классе"

В данной работе приведён анализ упражнений учебника  "Немецкий язык" 7 класс на предмет достаточного количества упражнений, направленных на формирование лексического навыка говорения, подобран на...

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации (подборка упражнений)

Все учителя узнают эти упражнения, но, вероятнее всего, не многие вспомнят их все сразу. Вот поэтому я и собрала в единую подборку те упражнения, которые использую сама на разных уроках с разными по в...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...

Интегрированный урок английского языка в рамках логически завершенного дня «Спасем Землю» в 7 классе

Интегрированный урок английского языка в рамках логически завершенного дня «Ecohelpers»  в 7 классе...