Современные приёмы и методы обучения аудированию
статья по английскому языку

Токарева Наталья Валентиновна

Обучению аудирования на уроках английского языка с учётом требований ФГОС необходимо уделять особое внимание. Аудирование составляет основу общения. Процесс восприятия речи  на слух предусматривает запоминание различных видов текстов, что улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать  и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику. Аудирование помогает человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, изложить свой ответ собеседнику, что и является основой устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_priyomy_i_metody_obucheniya_audirovaniyu.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Современные приёмы и методы обучения аудированию

на уроках английского языка

Аудирование - одним из важных речевых навыков.

Что же такое аудирование? Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух.

В программе по иностранным языкам аудирование определяется как умение воспринимать на слух иноязычный текст, понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание, с выборочным пониманием и полным пониманием текста, в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • выбирать главные факты;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
  • определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов до 2 минут.

В реальном общении  приходится много слушать. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать звучащую речь.

Во 2 классе учитель приучает детей понимать самые простые фразы (команды): Open your books! Close your books! Sit down! Come to the blackboard! и т.п.

В 3 классе список фраз, которые учитель употребляет на уроке увеличивается, а в 4 классе к ним добавляются новые фразы и выражения.

Комплекс учебников серии «Spotlight» построен таким образом, что каждая тема начинается с прослушивания новой лексики. На уроке учитель знакомит учеников с видеопрезентацией новой лексики, а дома у них есть возможность прослушать аудиозапись и закрепить новые слова.

В каждой теме также предлагается диалог с картинками для прослушивания. И если ученик не всё может понять, то срабатывает языковая догадка и картинки тут являются в помощь.

Мы сталкиваемся с аудированием в различных ситуациях общения:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • различные инструкции и поручения;
  • лекции;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актёров;
  • собеседника по телефону

Цели обучения аудированию следующие:

  • понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе незнакомых языковых средств;
  • понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание;
  • сформировать определённые навыки;
  • развивать определённые учебные умения;
  • научить понимать смысл однократного высказывания;
  • развивать слуховую память;
  • научить выделять главное в потоке информации;
  • запоминать речевой материал

Как отечественные, так и зарубежные методисты предлагают разбить работу над текстом на три этапа:

  • до прослушивания,
  • во время прослушивания,
  • после прослушивания.

Данные три этапа можно наблюдать и в учебниках «Spotlight» при прочтении сказки в конце каждой темы.

Первый этап  включает обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания. Правильность ответа можно определить только после прослушивания, но можно используя догадку предположить, о чём будет текст. Упражнения и вопросы не только запрашивают информацию сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы учащиеся слышат те слова, которые будут затем использованы в тексте.

На этом этапе используются следующие виды работы:

  1. Введение новых слов, их объяснение.
  2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
  3. Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста.
  4. Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста.
  5. Поиск ответов на предтекстовые вопросы.
  6. Определение правильности (неправильности) утверждений.

Второй этап – догадка по заголовку/новым словам /возможным иллюстрациям.

При выполнении заданий на аудирование могут быть предложены задания True or False.

Третий этап – это краткое изложение темы, введение в проблематику текста.

Задача учителя, на мой взгляд, разнообразить задания, если их недостаточно и подобрать дополнительные задания к тексту.

Следующий этап – это этап слушания текста. Задания могут быть такого плана:

1. Прослушать текст и вставить пропущенные слова.

2. Закончить предложения.

3. Прослушать текст и сказать что в нем говорилось.

4. Найти определения к  следующим словам.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. Можно также предложить следующие виды работы:

  • Подбор к абзацу заглавия.
  • Перефразирование.
  • Ответы на вопросы.
  • Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.
  • Повторное прослушивание текста или его фрагментов.

Разберём пример такого аудирования.

The Stone Flower.

Task 1. Listen, point to the pictures and say the words.

excited

vase

woods

plant

Task 2. Listen and read the story.

One day, Prokopych runs home, very excited: “A very rich man from the villige wants you to make him a vase! Look, here is a drawing of what he wants!” Danila can see how much this means to Prokopych. He wants to make something very special, but he is not happy with the drawing.

“The drawing has no life in it. I need to look at something that has life in it.” He goes to the woods to look at the plants and flowers, hoping to get some ideas. He works day and night on the vase. He wants it to be the best vase in the Urals.

Task 3. Read the story again. Then read the sentences and write who says them.

1 “A very rich man from the village wants you to make him a vase!”

___________________

2 “I need to look at something that has life in it”.

___________________

Task 4. Listen the story again and correct the mistakes.

One day, Prokopych runs home very 1) angry: “A very 2) tall man from the village wants you to make him a 3) plate! Look, here is a 4) photograph of what he wants!” Danila 5) doesn’t want to make something special. He goes to the 6) café to look at the 7) tables and chairs, hoping to get some ideas. He works day and night on the 8) flower.

1 …….      3 …….       5 …….      7 …….

2 …….      4 …….      6 …….      8 …….

Послетекстовый этап включает следующие виды работ:

  1. Вопросно-ответную работу.
  2. Составление плана пересказа.
  3. Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.
  4. Расширение и продолжение текста учащимися.
  5. Подготовка монологических высказываний по теме текста.
  6. Составление диалога по теме текста.
  7. Описание картинок, иллюстрирующих содержание прослушанного текста.

Аудирование включено в ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, поэтому каждому учителю необходимо помнить, что навыки аудирования закладываются уже в начальной школе и обучать этому детей необходимо на самых ранних этапах изучения английского языка.

Рекомендации для выполнения заданий по аудированию:

  1. Используйте паузу для просмотра вопросов к заданию.
  2. Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения.
  3. Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы.
  4. Если во время первого прослушивания не можете выбрать ответ на какой-либо вопрос, не застревайте на нём слушайте текст дальше, и отвечайте на другие вопросы.
  5. Во время второго прослушивания сконцентрируйте внимание на той информации, которая была вами пропущена при первом прослушивании. Ваша задача – проверить правильность первоначальных ответов и дать ответы.
  6. Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности.

Обобщая всё вышесказанное, обучению аудирования на уроках английского языка с учётом требований ФГОС необходимо уделять особое внимание. Аудирование составляет основу общения. Оно помогает человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, изложить свой ответ собеседнику, что и является основой устной речи.

Аудирование можно отнести к развивающему обучению. Процесс восприятия речи  на слух предусматривает запоминание различных видов текстов, что улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать  и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .

В этом материале говориться о том как проходит этап аудирования на раннем этапе обучения....

СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .

раскрытие приемов и методов аудирования нв раннем этапе обучения...

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...

Приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе

Описаны приёмы и методы обучения иностранному языку в начальной школе....

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

В данной статье приведены эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида...