Приемы развития критического мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку

Алексеева Виктория Андреевна

Статья "Приемы развития критического мышления на уроках английского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kriticheskoe_myshlenie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития критического мышления на уроках английского языка

Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. (Д.Халперн)

Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы 20 века К.Мередит, Ч.Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Форма организации урока, направленного на развитие критического мышления предполагает, что ученики становятся главными действующими лицами, тексту отводится приоритетная роль (его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют), а учитель берет на себя роль координатора.

Рассмотрим наиболее эффективные и популярные приемы развития критического мышления на уроках английского языка.

Инсерт. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения на стадии вызова. С помощью данного приема возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Технология «Инсерт» делает процесс накопления информации от старого знания к новому наглядным. Важным этапом работы является обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Во время чтения текста, учитель просит учащихся делать на полях пометки.

После первого прочтения, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям и вспомнить, что из этого было знакомо и, возможно, количество значков увеличится.  Следующим шагом может быть заполнение таблицы.

Прием «концептуальная таблица» эффективен, когда предполагается сравнение трех или более вопросов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Прием «Письмо по кругу». Предполагает групповую форму работы. Дети не только размышляют на заданную тему, но и согласовывают свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем, каждый передает тетрадь соседу, который продолжает его размышления, тетрадь передается до тех пор, пока она не вернется к своему хозяину.

Таблица «Плюс – минус – интересно». Данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. В 1 графе записываются положительные стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью – вписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения текста и заполнения таблицы, ученики обсуждают результаты работы.

Эссе. После прочтения и обсуждения текста, можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. В течении 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.

Перекрестная дискуссия. Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов.

Разбивка на кластеры (смысловые блоки). Способ графической организации материала. На доске, либо на листе посередине пишется ключевое слово или предложение, а вокруг него записываются слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. Используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. После прочтения текста можно вернуться к кластеру и внести необходимые изменения.

Стратегия «Зигзаг». 

1 вариант: организация деятельности в рабочих группах: участники получают тексты по нескольким основным темам «Зигзаг», идет первоначальное знакомство с текстом (первичное чтение). Участники «Зигзага» объединяются в экспертные группы (специалисты по отдельным вопросам). Их задача – внимательное (вторичное прочтение текста), выделение ключевых слов и фраз (индивидуально), отбор материала и его структурирование, дополнение (в группах). Подготовка к трансляции текста в группах. Подготовка презентации (рисунок, кластер, опорный конспект, таблица). Возвращение в раб. группы, трансляция, обсуждение.

2 вариант: раб. группа получает 1 текст. Группе предлагается несколько вопросов по тексту. Специалисты объединяются в экспертные группы по количеству вопросов.  В экспертной группе еще раз читается текст, находятся ответы на вопросы. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентации. Вернувшись в группы, эксперты отвечают на свои вопросы перед классом.

Прием «Сводная таблица». Текст делится на несколько частей, нумеруется и ученики в группе присваивают себе номера в соответствии с номером текста. Каждый внимательно читает текст, готовит презентацию для остальных участников группы. Можно использовать либо презентацию, либо пересказ.

Круги по воде. Для активизации знаний учащихся и их реч. активности на стадии вызова. Опорное слово – изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбирают слова по изучаемой теме.

Прием «Верные – неверные утверждения». На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще неизученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на свой опыт или на интуицию. Таким образом, они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На этапе рефлексии, возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить какие утверждения были верными.

Список литературы

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 272 с.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.2. – М.: Народное образование, 2005.
  3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»

Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка.

В статье содержится описание некоторых приемов, котрые можно применять на уроках английского языка с целью развития критического мышления у учеников...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...