Выступление
материал по английскому языку

Выступление на РМО учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshakova_n.a._dlya_rmo_14.03.19.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования диалога в обучении общению на английском языке.

Большакова Н.А., учитель английского языка

МБОУ ОСШУИОП  №1 г.п.Излучинск.

Диалог – универсальная форма, где актуализируются знания, происходит обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, получение и освоение новых умений , навыков.

Диалогическое единство представляет собой реплику-стимул, реплику-реакцию.

С начальной школы, на каждом уроке вводится лишь одно ДЕ.

Учитель  называет инициирующую (реагирующую) реплику на иностранно языке дети по-русски или, наоборот, учитель по-русски, а дети – на иностранном языке. В инициирующих (реагирующих) репликах восполняются «пропавшие» слова. Предпринимаются замены слов в инициирующей или (реагирующих) репликах. Фактически дети начинают выполнять простейшие упражнения по переводу, подстановке, трансформации.

Учитель приводит наиболее близкий по значению эквивалент на русском языке, как правило, произносит инициирующую реплику целиком или по частям. Учащиеся повторяют ее хором вместе с учителем и (или) вслед за ним. После этого учитель произносит ДЕ целиком, подчеркивая интонационный рисунок инициирующей и реагирующей реплик. Учащиеся повторяют реплики хором вместе с учителем или вслед за ним.

         Таким образом, учащиеся овладевают произносительной, интонационной стороной ДЕ на имитативном уровне. Учитель может предложить учащимся воспроизвести ситуацию знакомства, не просто правильно произнести реплики, что, конечно, важно, а именно поприветствовать друг друга, выразить друг другу благожелательное, уважительное отношение. Главное на данном этапе продемонстрировать удачные образцы коммуникативного взаимодействия детей и показать, что подобная активность на уроках иностранного языка является обычным делом и приветствуется.

При введении каждого нового ДЕ рассмотрение лексико - грамматических особенностей синонимичных высказывания на иностранном языке, подбор наиболее точных эквивалентов на русском языке или попытки сделать наиболее точный перевод инициирующих и реагирующих реплик на русский язык могут и должны стать обязательным и привычным видом работ как при встрече с иностранным языком в 2 классе, так и в последующих классах начальной и основной школы. Именно из синонимичных инициирующих и реагирующих реплик ДЕ, а также сопутствующих диалогов-образцов ученик с самого начала (интуитивно и вполне осознанно) отбирает и формулирует свой собственный индивидуализированный иностранный язык.

Последующая работа над ДЕ осуществляется уже с опорой не только на слуховую (голос учителя), зрительную (картинки), поведенческую (инсценирование) наглядность, но и на печатный текст, поскольку к этому времени учащиеся уже овладевают техникой чтения на иностранном языке.

Следующим этапом по формированию диалогических умений у школьников является овладение мини диалогом.

Мини диалог можно представить в виде совокупности двух и более диалогических единиц.

Обучение мини диалогу начинается с обучения, реагированию на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от мини диалогических единиц, а учащиеся, овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакций зависит от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся.

Далее следует этап по формированию диалогических умений является обучение диалогу.

При обучении диалогу выделяются те пути, что и при обучении монологу. Это общепринятый способ «сверху - вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам.

Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: сами тексты диалогов-моделей, содержание речевой установки учителя и составление видоизмененных диалогов, описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога.

К этому моменту ученик обладает  умениями:

  • умение задавать вопросы разных типов;
  • логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
  • использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
  • употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
  • выражать согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия просьбы, вежливого отказа и т.д.

Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляет обучение технике использования вопросов. Так как возникают трудности с использованием косвенных вопросов. Для снятия трудности необходимо:

1. Сделать вопросы содержательными, проблемными. Избегать формальных, бессмысленных вопросов.

2. Обучать не столько ответам на вопросы, сколько способам мышления. Не отрывать учебные задания от реальных жизненных ситуаций и проблем.

3. Учить учащихся мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю.

4. Использовать творческие игры и задания, проведение викторин, социологических опросов, интервью; заполнение диалогов с пропусками и т.д.).

Наиболее эффективным средством обучения иноязычному устно-речевому общению является система ролевых игр. Они могут проводиться почти на каждом уроке на иностранном языке. А так же участие в инсценировках.

Под инсценировкой подразумевается представление на сцене пьесы, детской сказки и т.п. Исходным материалом для инсценирования может  служить готовый текст в виде полилога. Исходя из интерпретации характеров, образов действующих лиц пьесы, актеры к имеющемуся тексту (вербальному аспекту поведения) подбирают и отбирают жесты, мимику и т.п.) невербальный аспект поведения. В начальной школе дети охотно инсценируют сказки, представляют их на сцене, в том числе и на иностранном языке Само выступление детей может быть проведено в группе, перед родителями, на общешкольном мероприятии или в рамках декады иностранного языка.

Единицей обучения диалогу может быть не только диалогическое единство, но и целый короткий диалог – образец, состоящий из нескольких (2-3) диалогических единств.

Например:

Hello, friend! -Hello!

It’s a fine day today, isn’t it? -Certainly, it is.

Then let’s go for a walk in the park. -Okay. Etc.

Обучение диалогической речи начинается с обучения реагирования на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакции зависит от класса, от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся.

Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, учитель может использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстрому реагированию на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру «Пинг-понг».

Do you like to play badminton? Yes, I do.

Can you play it well? Yes, I can.

Did you play it in summer? Yes, I did.

Is it difficult to play it? No, it is not.

Will you teach me to play it? Yes, with great pleasure.

Эта игра, проводимая в быстром темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Учитель начинает эту игру, а затем передает функцию детям.

В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию. Этой же цели служит и ряд упражнений. Например, побуждение учащихся к началу диалога через косвенный вопрос.

Teacher: Igor, ask Ivan what he did yesterday.

Igor: Ivan, what did you do yesterday?

Ivan: I walked with my dog.

Учитель может предложить учащимся развернуть стимулирующее высказывание. Если единицей обучения является краткий диалог – образец, то работа с ним проходит три ступени:

1. Восприятие и понимание.

2. Воспроизведение.

3. Использование его в новых ситуациях.

Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом, прослушанной или вербально заданной ситуацией. Так, например, при обучении диалоговой речи можно использовать подсказки. Оформляются только реплики одного участника диалога, в задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем чтобы получился диалог.

Father: I say, Jennie, what shell we buy for mummy on Women’s Day.

Jennie: (1)

Father: That is a good idea! And what will you say to mum?

Jennie: (2)

Реагирующие реплики  могут быть выданы списком:

Let’s buy her some flowers. Let’s buy her a large box of sweets.

Let’s buy her the book about Moscow. Etc.

I’ll say, “Dear mum, I love you so much”.

I’ll say, “Best wishes for Mother’s Day”.

Во время работы учащихся учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в нем нуждается, а на контроль вызывает одну - две пары. В слабом классе перед работой в парах можно дать образец выполнения задания или в звукозаписи, или в исполнении учителя с сильным учеником. Хорошим, полезным упражнением, формирующим диалогическую речь, является задание типа Listen, read and act. Смысл этих заданий, развивающих умение вести беседу, заключается в их последней части (act). Диалогическую речь можно развивать и на основе прослушанного текста. Стимулом для развития диалогической речи может служить еще и вербально заданная ситуация. Например:

You meet a friend. He (she) says he (she) has a new fiat (house). Have a talk with him (her) about his (her) new flat.

Каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы может использовать и другие приемы. Самое главное, при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой ребятами деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...