Упражнения, направленные на развитие монологический речи обучающихся
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Богданова Наталья Александровна

В сборнике собраны упражнения, направленные на повышение мотивации на уроках иностранного языка и на развитие монологической и диалогической речи. Упражнения разделены по этам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_govoreniya.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Активные процессы глобализации в современном обществе, использование новых информационных и технических средств, тесные межкультурные контакты значительно меняют роль иностранных языков. Повышение значимости языков неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам в школе. При внедрении нового федерального государственного образовательного стандарта основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В преподавании иностранного языка в школе изменяются цели образования, применяемые технологий и средства обучения, появляются новые требования к системе оценивания универсальных учебных действий.

Учитывая основную цель изучения иностранного языка, появилась острая  необходимо строить уроки английского языка таким образом, чтобы каждый ученик смог реализовать свои возможности в использовании английского языка в повседневной жизни. Наиболее насущными навыками в современном мире являются монологическая и диалогическая речь, когда ученик может аргументированно высказаться на предложенную тему, развёрнуто ответить на вопрос, выступить в роли собеседника. В данном сборнике собраны разнообразные упражнения, которые в первую очередь, стимулируют познавательную деятельность, раскрывают творческий потенциал учеников, побуждают их к активной монологической  и диалогической  речи на каждом этапе современного урока английского языка.

1. Упражнения, стимулирующие  развитие устной речи на этапе мотивации учебной деятельности.

Современный урок по ФГОС включает в себя этап мотивации учебной деятельности. Правильный подбор упражнений для данного этапа позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс, переключить его внимание на урок иностранного языка, побудить внутреннюю мотивацию к уроку, способствовать развитию устной речи. Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Именно поэтому смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Для того чтобы с первых лет обучения ребёнок не испытывал отчуждение от школы, учителя  должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не «вне», а в самом процессе обучения. Цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ребёнок будет успешно усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности в том случае, когда он будет знать, для чего это ему нужно и где пригодится, то есть, появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, прежде всего, на каждом уроке учителю необходимо создавать условия для формирования у обучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Константин Дмитриевич Ушинский говорил так: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

На этапе мотивации целесообразно применять следующие приемы и упражнения:

1. Фантастическая добавка

2. Ассоциации

3. Снежный ком

4. Три слова

5. Загадай/отгадай понятие

6. Скороговорки

7. Эмоциональное вхождение в урок

8. Театрализация

9. Высказывания великих/ эпиграф     

1. Фантастическая добавка

Дети любят фантазировать и жить в мире фантазий, нужно дать им эту возможность и  на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем название животных, которые там обитают (ogd – dog, tca – cat).

2. Ассоциации

Проводя упражнение «Ассоциации» в начале урока, дети не только переключаются на иностранный язык, но и вспоминают слова по необходимой для урока теме. Проводить упражнение можно по цепочке или по парам. Ученики называют ассоциации a) к одному ключевому слову или b) к предыдущему. Если все слова относятся к главному понятию, то это является мыслительной картой (mind map), составленной устно. При таком формате на более продвинутом этапе обучения дети предлагают c) не одно слово, а словосочетания.

Например,    a)         Summer

 holidays – hot – trees – watermelon – ice-cream

b) Summer      holidays       sea      water     blue     sky                

                   

          c)                 Summer

long holidays  hot weather green trees  tasty ice-cream

3. Снежный ком

Наиболее часто используемое упражнение – снежный ком - не только позволяет побудить учеников вспомнить слова, но и тренирует их память и внимание. Ученики по очереди называют слова, добавляя свое.

Например, dog – dog, cat – dog, cat, hamster - dog, cat, hamster, parrot…

Если в классе много учеников, упражнение лучше  провести по рядам/вариантам.

4. Три слова

Задача учеников назвать три ключевых слова, позволяющих догадаться о загаданной вещи (явлении, человеке, понятии).

Второй вариант – наоборот, попросить детей назвать три слова к ключевому.

Например, long, yellow, fruit – a banana

                  animal, long neck – a giraffe

Данное упражнение развивает познавательные УУД, а именно, анализ объектов, поиск и отбор информации - умение находить главные черты объектов, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

5. Загадай/отгадай понятие

Данные упражнения похожи на предыдущие, но ученик не ограничен в количестве слов, он может составить мини-рассказ или назвать несколько словосочетаний.

Например, It lives in the sea. It is big, dangerous. It has big teeth. – a shark

На данном этапе не рекомендуется исправлять допущенные грамматические ошибки, так как настрой ребенка на работу и на устную речь чаще всего теряется при исправлении ошибок.

6. Скороговорки

Большое количество скороговорок, от самых простых до сложных, не оставит равнодушным ни одного ученика. Читать и произносить можно по частям, если скороговорка длинная.

Например, скороговорки для учеников начального образования:

Six slimy snails sailed silently.

Red lorry, yellow lorry.

Fat frogs flying past fast.

A big black bug bit a big black dog on his big black nose!

I wish to wash my Irish wristwatch.

If two witches were watching two watches, which witch would watch which watch?

         7. Эмоциональное вхождение в урок

Эмоциональное вхождение в урок обеспечат музыка и песни, изученные ранее, видео к теме урока, необычные стихотворения – договорки. На сегодняшний день есть много договорок об изучаемых лексических единицах.

        Colour
Учить цвета я стала,
Цвет по-английски  colour.
У меня сомнений нет:
Красный цвет конечно  red.
Облизнувшись, кошка съела
Желток желтый. Желтый  yellow.
(Источник: https://www.stranamam.ru/post/10328596/)

Food
Вкуснотища! Very good!
Пищу называют food.
Для шарика, для друга,
Припас я сахар  sugar.
Масло нужно всем ребятам.
Масло по-английски  butter.
Так и лезет ко мне в рот
Этот вкусный бутерброд.
Сверху …butter
Снизу …bread
Приходите на обед.
(Источник: https://www.stranamam.ru/post/10328596/)

8. Театрализация

При использовании театрализации разыгрывается сценка на учебную тему. Можно использовать элементы театрализации. Например, в начале урока дети задают друг другу вопросы в настоящий или игрушечный микрофон, представляя себя в роли журналиста.

Изучая тему «Новый год», используем колпак Санта Клауса.

        

9. Высказывания великих/ эпиграф

В средней и старшей школах хорошо зарекомендовало себе упражнение -  высказывание великих людей или интересные/проблемные утверждения.

Например, Formal education will make you a living. Self-education will make you a fortune.                                                                             Jim Rohn.

Или «How to be happy - decide every morning that you are in good mood».

Большое количество высказываний иллюстрированы, их легко можно найти на просторах интернета. Ученики начинают размышлять на английском языке, доказывая или опровергая предложенные идеи. Ученики учатся слушать и слышать друг друга, знакомятся с различными точками зрения на одну и ту же проблему. Это является важным этапом при подготовки  к написанию сочинения с элементами рассуждения.

                 

2. Упражнения, стимулирующие развитие

устной речи на этапе постановки целей

и задач урока, выявления темы урока                                       

          Постановка цели и задач урока продолжает мотивировать ученика на формирование и развитие устной речи. Для достижения этого целесообразно использовать следующие задания:

1. Тема - вопрос

2. Работа над понятием

3. Ситуация яркого пятна  

4. Группировка             

5. Исключение

6. Ассоциативный ряд

7. Проблемная ситуация

8. Что неверно?

9. Загадки

10. Линия времени

11. Пословица/поговорка

12. Лимерики, стихи

1. Тема - вопрос

Тема урока формируется в виде вопроса (например, What is London rich in? Is it good to have a pet?). Ученикам необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный обучающийся, а педагог в этом случае направляет деятельность.

        

2. Работа над понятием

Работа над понятием может проходить следующим образом. Ученикам предлагается подобрать к каждой букве главного слова темы урока связанные по смыслу слова. Допустим тема урока Family – friendly, always, mum, important, loving, you.

3. Ситуация яркого пятна

        Выбирая прием ситуации яркого пятна, учитель среди множества однотипных названий (предметов, цифр) одно выделяет цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном слове. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цель урока.

4. Группировка

В приеме группировка обучающимся предлагается ряд слов, предметов, фигур, которые необходимо разделить на группы, обосновывая свои варианты. Критерий группировки будет относиться к теме урока (London,  Moscow,  Red Square,  the UK, the Tower of London,  Big Ben,  Russia, the Bolshoi theatre, the London Eye – тема урока  «Соединенное Королевство» или «Россия»).

        

5. Исключение

Прием «Исключение» можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема  «Яркое пятно», но в этом случае обучающимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется тема и учебная цель.

Например, Sunday,  Thursday,  May,  Monday. Лишнее – May – тема урока  месяцы.

  1. December, September, summer, March.
  2. Mum, Dad, friend, sister, brother.
  3. Learn, read, write, played.

Исключения: summer, friend, played. Тема урока – Лето. Цель – знакомство с прошедшим временем.

        

6. Ассоциативный ряд

При использовании приема «Ассоциативный ряд» необходимо к теме или конкретному понятию урока написать слова-ассоциации. Ученики, используя данные слова, составляют определение или название темы урока. Можно предложить продолжить называть ассоциации. Например, a place, a lot of trees, beautiful flowers, ponds, relax, have a rest, in the town/ city. Тема урока – parks/parks of London.

 

7. Проблемная ситуация

        При использовании приема проблемной ситуации учитель предлагает известное и неизвестное, создавая ситуацию   противоречия. Ученики самостоятельно пытаются ее решить, далее проходит коллективное обсуждение и проверка предложенных вариантов. Например, изображены две картинки: на одной девочки тянет руку к полке с книгами. На другой – она читает. She is going to read the book. She is reading the book now.Задача учеников найти отличие и объяснить на английском языке. Данное упражнение лучше проходит при работе в парах.  

8. Что неверно?

На просторах интернета много готовых картинок «What’s wrong?», на которых изображены некие «странности», например, клоун на ферме или самолет возле магазина. Задача детей найти неподходящие сюжету изображения, назвать их и объяснить свой выбор.

9. Загадки

Загадки всегда повышают интерес к изучаемому материалу. Загадки может загадывать учитель, но чаще дети сами придумывают или готовят их дома заранее.  

10. Линия времени

        Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, проговаривая о самых важных периодах. Дети называют предложения или объясняют основные моменты. Линия времени позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного  усвоения каждой последующей темы. Это прием полезен для учеников, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

11. Пословица/поговорка

Пословицы и поговорки позволяют понять характер и менталитет жителей англоязычных стран. Знание пословиц и правильное использование их в речи придает особую выразительность. Работая с пословицами можно не только вспомнить лексику, но и грамматические правила. Например, Live and learn. Many hands make light work. A good beginning makes a good ending.

12. Лимерики, стихи

        Лимерики и стихи позволяют познакомиться с литературой англоязычных стран, увеличить словарный запас, вспомнить грамматические явления, уделить внимание интонации и ритму.  При заучивании произведений поэзии наизусть у детей тренируется память. Стихотворения можно подобрать по лексической или, наоборот, по грамматической теме урока. Лимерик хорошо вводит тему «Прошедшее время глагола to be».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье описываются трудности развития монологической речи на уроках математики, я расскажу о своем опыте работы с данной проблемой, а так же поделюсь своим педагогическим опытом в данном вопр...

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида

Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени  по специальным (коррекционным) программам VIII вида...

Подбор комплекса упражнений, направленных на обучение монологической речи с использованием газетного материала.

Использование аутентичных публицистических текстов на уроках ИЯ в старших классах является одним из эффективных способов обучения экспрессивной речи, а именно монологической речи. В данной статье мною...

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....

Развитие монологической речи обучающихся

как мотивировать детей говорить?...

Программа внеурочной деятельности в 7 классе "Развитие монологической речи обучающихся"

Реализация курса «Развитие монологической речи обучающихся» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла и является дополнением к образовате...