Коллективный способ обучения (КСО) на уроках английского языка
статья по английскому языку

Масленникова   Лариса Юрьевна

В статье описываются преимущестаа коллективного способа образования на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnyy_sposob_obucheniya.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения (КСО)

на уроках английского языка

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого стал профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного обучения, главной идеей которой является учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в начальной школе изучение иностранного языка  будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый ребёнок пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение учащихся на иностранном языке становится  более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.

Технология КСО органично вписывается в классно- урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Считаю, что, учитывая специфику предмета “иностранный язык”, эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков умений.

Учащиеся должны располагаться в классе таким образом, чтобы все члены группы могли видеть друг друга. учащимся можно позволить не вскакивать при ответе, не выходить к доске, что унижает достоинство школьника и мешает сотрудничеству.

Все это, от техники жеста до исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока, призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, но и к познанию самих себя, своих способностей и возможностей.Итак, планирование и проведение занятия - это два аспекта, в которых проявляется любая концепция. И все же она мертва без основной идеи. Для меня такой идеей является использование КСО, направленное на развитие умения самостоятельно учиться.

Возможность внедрения данной технологии.

В результате систематической и целенаправленной работы удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.

Учитель приобретает новую роль - организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

Таким образом, можно выделить 4 группы преимуществ данной технологии:

I. Организационные преимущества:

1) говорят все

2) общение в диалоге

3) смена рабочего места

4) рабочий шум

II. Дидактические преимущества:

1) обучает ученик

2) полная самостоятельная активность

3) сотрудничество - основа обучения

4) усвоение и применение максимально приближенны

III. Развивающие преимущества:

1) ученик является и субъектом и объектом обучения

2) соответствие содержания с индивидуальными способностями

3) спонтанный характер обучения

4) ученики учатся выступать , рассуждать, доказывать

IV. Воспитывающие преимущества:

1) каждый работает на себя и на другого

2) возникают отношения ответственной зависимости

3) весь учебный материал последовательно прорабатывается и с позиции ученика и с позиции учителя.

Исходя из специфики образовательной области «иностранный язык», основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Коммуникативная компетенция предполагает развитие лингвистической компетенции, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Технология КСО является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей. Она обладает целым рядом достоинств:

·          активность каждого ученика в постижении, передаче знаний в процессе обучения;

·          возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

·          сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль;

·          демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология может применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим (языковым) материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как способ активизации лексики на уроках английского языка

В представленном материале рассказывается о применяемых в практике педагога приемах мнемотехники, позволяющей повысить эффективность изучения лексического материала на уроках английского языка....

Выступление на ШМО "Способы введения лексики на урока английского языка"

Основы введения лексики и способы работы с ней....

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...

Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"

Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...

«Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»

Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...

презентация по английскому языку на тему : " Эффективная реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка"

Реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка  как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции...

Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства....