Своеобразия обучения английскому языку в начальной школе
статья по английскому языку

 которые были использовали ранее.

            Проблемы, являющимися наиболее актуальными в начальной школе:

  • наполняемость группы английского языка иногда превышает 20 человек, это приводит к более низким результатам обучения языку (класс делится на группы от 25 человек),
  • нехватка учителей английского языка для начальной школы + старение учительских кадров. Необходима подготовка квалифицированных кадров по обучению английского языка (учителя и методисты) в начальных классах.
  • лингвистические изменения в английском языке. В учебниках по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в английском языке,
  • преемственность при переходе с одного УМК в начальной школе на другой в среднем звене, чтобы избежать пробелов в знаниях учеников.

          Но тем не менее нужно отметить, что обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие увеличения количества часов за счет школьного компонента, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, внедрению новых учебников и новых технологий обучения и систематическому повышению квалификации учителей иностранного языка.

Таким образом, на уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать следующие условия для получения положительных результатов:

  1. Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
  2. Создание благоприятных условий для общения.
  3. Смена видов деятельности, так называемая - Новизна. Иначе интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_angliyskomu_v_nachalnoy_shkole.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Хорава Этери Георгиевна

Своеобразия обучения английскому языку в начальной школе

 

У детей в начальной школе есть особенности восприятия нового материала и работы, тем более с иностранным языком, и если учитель до конца не понимает их, не поймёт и то почему не работают те методы, которые были использовали ранее.

         Проблемы, являющимися наиболее актуальными в начальной школе:

  • наполняемость группы английского языка иногда превышает 20 человек, это приводит к более низким результатам обучения языку (класс делится на группы от 25 человек),
  • нехватка учителей английского языка для начальной школы + старение учительских кадров. Необходима подготовка квалифицированных кадров по обучению английского языка (учителя и методисты) в начальных классах.
  • лингвистические изменения в английском языке. В учебниках по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в английском языке,
  • преемственность при переходе с одного УМК в начальной школе на другой в среднем звене, чтобы избежать пробелов в знаниях учеников.

          Но тем не менее нужно отметить, что обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие увеличения количества часов за счет школьного компонента, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, внедрению новых учебников и новых технологий обучения и систематическому повышению квалификации учителей иностранного языка.

Изучение английского языка в начальной школе тема спорная и неоднозначная. Одни педагоги считают, что ребенок не готов к овладению языком в столь раннем возрасте, что следует сначала освоить родную речь, иначе будет путаница в голове у детей. Другие же, напротив, считают, что чем раньше этот процесс начинается, тем лучше. Психологи определили, что наилучшее время для изучения иностранного языка – это второй класс, когда идет комплексное знакомство с русским и английским языками. Таким образом, на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам по всей стране произошло введение английского языка как основного предмета начальной школы. Но многие учителя английского языка столкнулись с рядом проблем: отсутствие достаточной и необходимой материальной базы в школе; отсутствие достаточных знаний для работы с детьми начальной школы; неподготовленность родителей к совместной деятельности со своими детьми при изучении иностранного языка; отсутствие позитивной мотивации у учащихся; логопедические и фонетические проблемы детей и пр.

Прежде всего, для решения ряд проблем, учителю нужно поставить перед собой следующие цели:

1. Дать анализ психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка.

2. Определить педагогические условия эффективной работы учителя английского языка в начальных классах.

3. Выявить приемы и методы работы учителя английского языка в начальных классах. 

  Многочисленные научные исследования работы в начальной школе показывают, что у младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков. 

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. 

Чем младше ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. В самом деле, едва научившись читать на родном языке, ребёнок осваивает это умение на иностранном. Он не осознаёт того, что читает облегчённые, адаптированные тексты, ведь и на родном языке читаемые тексты не так уж сложны.

В чём значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя их по степени важности.

Значимость иноязычного образования в начальной школе очень актуально в наши дни. Изучение иностранного языка на данном этапе полезно всем детям, независимо от их природных способностей, поскольку оно оказывает: бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка - его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения иностранного языка в школе. Начальная школа – первая ступень в реализации основной цели учебного предмета "Иностранный язык”, здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Обучение английскому языку на начальном этапе должно обеспечивать достижения коммуникативной, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является коммуникативная цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих обучающихся. Коммуникативная цель—научить ребенка общению на английском языке (аудированию, говорению, чтению и письму) на межкультурном уровне. Воспитательная цель—осуществлять нравственное воспитание, формировать навыки и умения интеллектуального труда, воспитывать интерес к иноязычной культуре. Образовательная цель---расширять кругозор и повышать общую культуру обучающихся. Развивающая цель—расширять интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности обучающегося.

Мне кажется, что наиболее эффективным для развития умений устной речи на начальном этапе изучения английского языка является путь «снизу»: учащиеся легко учатся говорить на элементарные темы с первых же уроков, когда они заучивают несложные речевые образцы и клише, постепенно увеличивая количество усвоенных фраз и так учатся высказываться или вести диалог на определенную тему. Например, учащиеся 2 класса обычно в первую очередь учатся представить себя. На мой взгляд, нерационально им сразу предложить диалог-образец для имитации и заучивания (это целесообразно лишь при полном погружении в языковую среду, что мы не можем обеспечить детям в школе). Целесообразней вводить постепенно несложные речевые образцы, как в УМК-а, по которому мы работаем.

Основные трудности с которыми обычно сталкиваются учителя при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности – это аудирование и чтения? В чём причина этих трудностей?

- плохая акустика в кабинете (не лингафонный, а обычный),

- невысокое качество звукозаписей,

- отсутствие практики восприятия на слух речи людей разного возраста (практически все записи сделаны одними и теми же женщиной и мужчиной),

- особенности дикции, тембра, темпа, паузации (приходится в некоторых упражнениях проговаривать сказанное в записи вслух; останавливать записи, нажимая на магнитофоне «Паузу»),

- особенности текстов (встречаются очень длинные предложения и тексты. А ведь напряжённая деятельность психических механизмов приводят к быстрому утомлению, притуплению внимания и отказу от приёма информации. Поэтому для того чтобы не вызвать информативной перегрузки, объём текста должен соответствовать психическим возможностям обучающегося, а это встречается не всегда,

- уровень соответствия учащихся к программе (некоторые дети имеют логопедические проблемы, плохую память, внимание; ослабленный контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания и т.д.),

При обучении чтению встречаются такие трудности как:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при чтении,

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

- медленный темп чтения,

- не соблюдение пауз, неправильная интонация разных видов предложений.

Эти трудности, на мой взгляд, связаны с особенностями учащихся (логопедия, плохая память, рассеянное внимание и т.д.), а также с постоянным сравнением с чтением на русском языке (похожие буквы, надписи над английскими словами русскими буквами).

Говоря о трудностях, возникающих при обучении аудированию, имеются в виду, что, прежде всего, это те трудности, которые возникают при восприятии иностранной речи на слух. Понимание зачастую оказывается сложнее, чем говорение. Задания по аудированию требуют от учащихся усиленной умственной работы. Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т. д.), с другой стороны, от условий восприятия (количества и формы предъявляемого материала, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей  сложности сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся). Таким образом, чтобы аудирование в начальных классах было наиболее успешным, предъявляемый материал должен быть посильным, непродолжительным и отвечать интересам учащихся данного возраста. Также параллельно обучению аудированию в классе выполняются задания на развитие слуховой памяти, слухового восприятия, фонематического слуха и др.При обучении чтению основной трудностью для учащихся является интерференция с русским языком. Дети часто читают английские буквы по-русски. Требуется время, прежде чем английские буквы перестанут прочитываться по-русски и дети усвоят иностранный алфавит параллельно с родным. Кроме того, к детям не сразу приходит понимание явления «буквосочетание», что две буквы могут читаться одним звуком. Также сложность вызывает то, что буквы читаются не так, как называются. Все эти трудности требуют систематической работы над техникой чтения и часто чтению.

Один из самых важнейших вопрос – это формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и речь учащихся тесно связаны, т.к. умения письменной речи у младших школьников формируются на базе умений устной речи: пишем то, что умеем сказать. По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Благодаря упражнениям, которые проводится систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений. Считаю, что на каждом уроке в начальной школе должны быть упражнения на формирование орфографического навыка: списывание, вставка пропущенных букв, подписывание картинок, лексические кроссворды, диктанты и др.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся "умения учиться”, т.е. формирование у них навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно рационально работать, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;        

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия, которые являются ведущими, позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование и развитие УУД обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в современном мире дети знакомятся с мировым культурным фондом почти одновременно с родным (Интернет, иностранные фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и просто отдых с родителями на зарубежном курорте), и это делает очевидным тот факт, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции.

Для того чтобы эффективно участвовать в межкультурном общении, человек должен обладать межкультурной компетенцией. Для формирования у учащихся межкультурной компетенции  необходимо обеспечить их особыми знаниями и умениями межкультурного общения. К таким базовым знаниям относятся:

- знание этикетных норм, присущих иноязычной культуре;

- знания о различиях между родной и изучаемой культурами, различия в системе ценностей.

Целями формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка являются:

- ценностное отношение к иной культуре;        

- преодоление предрассудков и стереотипов, касающихся представителей иной культуры;

- эмпатическое отношение к собеседнику.

Таким образом, на уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать следующие условия для получения положительных результатов:

  1. Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
  2. Создание благоприятных условий для общения.
  3. Смена видов деятельности, так называемая - Новизна. Иначе интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.

 Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

В.П. Беспалько отмечал, что «игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности» [1].

Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Игры способствуют выполнению таких методических задач, как:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.

М.Н. Скаткин отмечал, что специфика игры, заключается в  том, что  «учебные  задачи  выступают  перед  ребенком  не  в   явном   виде,   а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате  игры он чему-то учится» [4].

Многие исследователи игровых форм на уроках английского языка в начальной школе выделяют следующие игры:

- грамматические игры (цель – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся);

- лексические игры (цель – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся);

- фонетические игры (цель – практиковать и развивать произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы);

- орфографические игры (цель - упражнение в написании английских слов);

- творческие игры (цель - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся).

Таким образом, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра, как  средство,  гарантирующее позитивное   эмоциональное   состояние,    повышает    трудоспособность    и заинтересованность  педагогов  и  учащихся. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость н...

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...