Особенности современного урока в профессиональной образовательной организации
статья

Коновалова Лариса Борисовна

Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. 

В статье дается анализ и сравниваются характеристики традиционного и современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_sovremennogo_uroka.doc69.5 КБ
Файл sovremennyy_urok.pptx884.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современного урока

в профессиональной образовательной организации

Л.Б.Коновалова,  преподаватель иностранного языка ВКК,

ГПОАУ АО АПК

На современном этапе с внедрением новых федеральных образовательных стандартов меняются требования к выпускнику среднего профессионального учебного заведения. Для того чтобы способствовать формированию и развитию у студентов инновационного потенциала, необходимо использовать методы активного обучения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. (Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».)

Давайте сравним традиционным и современный урок. Какие из приведенных на слайде характеристик присущи современному року, а какие- традиционному?

Требования

к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление

темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей

и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка и взаимооценка), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок - рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении 

Источники информации:

1. Барашева Елена Викторовна, Литвинова Надежда Николаевна Анализ применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Анализ применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин  https://posidpo.ru/analiz-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyih-tehnologiy-v-prepodavanii-sotsialno-gumanitarnyih-distsiplin/ 

2. Лубнина Е.И. Возможности использования ИКТ

в преподавании гуманитарных дисциплин https://infourok.ru/ikt-v-prepodavanii-gumanitarnih-disciplin-1773633.html 

3. Обливанова С.В. «Использование ИКТ в  преподавании  различных школьных дисциплин» http://900igr.net/kartinka/informatika/ispolzovanie-ikt-v-prepodavanii-razlichnykh-shkolnykh-distsiplin-168344.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности современного урока в ПОО

Слайд 2

Традиционный и современный урок Формулирует и сообщает , чему нужно научиться; Формулируют цели, определив границы знания и незнания; Планирует способы достижения намеченной цели; Сообщает , какую работу нужно выполнить, чтобы достичь цели; Осуществляет контроль за выполнением работы; Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Слайд 3

Осуществляет коррекцию; Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно; Осуществляет оценивание работы учащихся ; Дают оценку своей деятельности; Объявляет и комментирует домашнее задание; Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 4

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Педагог сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Педагог формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Педагог сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством педагога учащиеся выполняют ряд практических задач Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Педагог консультирует Осуществление контроля Педагог осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Педагог консультирует Осуществление коррекции Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Педагог консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Педагог осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка и взаимооценка). Педагог консультирует Итог урока Педагог выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Педагог объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание из предложенных педагогом

Слайд 5

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер; В приоритете самостоятельная работа обучающихся; Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие УУД, ОК и ПК; задача педагога — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Слайд 6

Типы уроков по ФГОС Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Тип №2. Урок - рефлексии Тип №3. Урок систематизации знаний Тип №4. Урок развивающего контроля

Слайд 7

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

ООО «Образовательно-издательский центр «Академия». НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по проблеме: Комплексный подход эффективного внедрения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО)

20.11.2015. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж ...

доклад Профессиональная компетентность педагога профессиональной образовательной организации

Профессиональная компетентность педагога профессиональной образовательной организации...

Особенности проведения современного урока профессионально-трудового обучения

Выступление на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения...

Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...

Особенности взаимодействия специальных коррекционных школ – интернатов и профессиональных образовательных организаций

quot;Выбирай будущую профессию сумом и любовью к себе,тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой"Сделать правильный выбор своей будующей профессии, помочь  обучающимся с на...