Особенности взаимодействия специальных коррекционных школ – интернатов и профессиональных образовательных организаций
статья

Дюкова Ольга Леонидовна

"Выбирай будущую профессию сумом и любовью к себе,

тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой"

Сделать правильный выбор своей будующей профессии, помочь  обучающимся с нарушением слуха в их самоопределении -  всегда стоят на первом месте в работе школы.    Мы стремимся создать такую образовательную среду, которая будет  способствовать получению обучающимися не просто профессионально ориентированного образования, а рабочей профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства.  Формирование профориентационных знаний обучающихся, качественное изменение роли родителей в профессиональном самоопределении обучающих - вот основные задачи образовательной организации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie_s_spo.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия специальных коррекционных школ – интернатов и профессиональных образовательных организаций

Дюкова Ольга Леонидовна, учитель - дефектолог,

МАОУ г. Искитима Новосибирской области

 "Коррекционная школа - интернат №12"

Самоопределение наших обучающихся, их поступление, всегда на первом месте в работе всей школы. ОО проводится большая  работа по формированию профориентационных  знаний обучающихся.

Задачи, которые мы ставим перед собой направлены в первую очередь на информирование  о мире профессий и  оказание  помощи в профессиональном выборе учащимся и качественное изменение роли  родителей в профессиональном самоопределении учащихся.

Задачи:

  • выявлять   и своевременно формировать способности профессионального самоопределения;
  • осуществлять профподбор  доступных по состоянию здоровья профессий и видов труда; коррекция неадекватных профпланов, трудовых установок и др.
  • информирование  о мире профессий и  оказание  помощи в профессиональном выборе учащимся;
  • поиск путей, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников. Качественное изменение роли  родителей в профессиональном самоопределении учащихся;
  • совершенствовать способность профессионального самоопределения через возможность осознанного выбора профессии.
  • способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Первая ступенька профессионального самоопределения и знакомство с профессиями начинается на уроках и во внеурочное время и через  вовлечение детей  в систему доп.образования школы.

 100% детей посещают творческие объединения доп.образования различной направленности. Интернатная система позволяет каждому ребенку посещать несколько кружков.

За высокие достижения в области культуры и искусства наши ребята ежегодно становятся стипендиатами Губернатора Новосибирской области и благотворительного фонда «Наш день». В дальнейшем, эти ребята связывают свою профессиональную карьеру с профессиями творческой направленности, поступают на факультет ДПИ ИСТ НГТУ.

Сетевое взаимодействие с различными организациями позволяют расширить представления детей с ОВЗ о мире профессий о возможностях их дальнейшего трудоустройства.

В рамках проекта «Академические субботы» ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» провел профориентационную игру «ПрофХ» для школьников с ОВЗ и/или.Это инклюзивная интерактивная педагогическая технология, пробуждает у подростков интерес к осознанному выбору профессии и позволяет выработать индивидуальную стратегию достижения профессионального успеха, стимулируяформирование необходимых компетенций (знаний, умений и навыков) для дальнейшей трудовой деятельности.

Ежегодно мы принимаем участие в Областном фестивале профессиональной ориентации среди обучающихся отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020-21 годах в Новосибирске прошел Vи 6 региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Старшеклассники МАОУ КШИ №12 впервые приняли участие в чемпионате в трех компетенциях: «Обработка текста», «Адаптивная физическая культура»,  «Изобразительное искусство».

В 2021 года в Новосибирске прошел VI региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Старшеклассники МАОУ КШИ №12 приняли участие в чемпионате в трех компетенциях:

Компетенция «Швея»

Компетенция «Адаптивная физическая культура»

Компетенция «Изобразительное искусство»

«Адаптивная физкультура» 2 место занял обучающийся 9А класса Заремба Данил.

Наши ребята достойно выступили на чемпионате.

Также 23 марта в рамках VI Регионального чемпионата «Абилимпикс» ребята и их родители прошли «Профориентационная программа для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их родителей» на базе ГБПУ НСО «Новосибирский колледж».

Мы посетили следующие мероприятия:

- информационно-консультативная работа для родителей;

- профориентационная диагностика обучающихся;

- мастер-класс «Рисование 3Д-ручкой»

        Мы посещаем все Дни открытых дверей. Проводим встречи со студентами, с выпускниками. В апреля в МАОУ КШИ №12 прошла встреча с выпускники МАОУ КШИ №12, студенты 3 курса ИСТР НГТУ.
Как поступить в ИСТР НГТУ, с какими трудностями встретятся ребята, и на многие другие вопросы ответили студенты 3 курса факультета «Педагог дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности». Гости очень понятно рассказали обучающимся о своем университете и различных факультетах. Старшеклассники получили ответы на интересующие их вопросы по поводу поступления в колледж и институт: какие направления подготовки они могут выбрать, какие документы необходимы для поступления.
Завершилась «Классная встреча» мастер-классами по направлениям института.

На протяжении всего года принимали участие во Всероссийских открытых уроках «Проектория».

Всем обучающиеся нашей школы ежегодно успешно проходят ГИА, не было ни одной пересдачи. В этом году все 11 выпускников сдали математику на 4 и 5

Если мы посмотрим статистику за последние три года, то можно увидеть географию поступлений.

В основном наши выпускники поступают ИСТ НГТУ, потому что там предусмотрены все условия: наличие сурдопереводчика, общежитие, стипендия.

Но в последнее время стали принимать наших выпускников на общих основаниях, некоторые факультеты платные (Это беспокоит родителей наших выпускников).

В последнее время наши выпускники поступают, где обучаются слышащие. Мальчики хотят выучиться по специальности-автослесарь, повар – кондитер.

Современные требования и подходы Российской системы образования диктуют необходимость коренной перестройки школьной инфраструктуры, оснащение материально-технической и методической базы образовательного процесса современным высокотехнологичным оборудованием, методическими и дидактическими материалами современной направленности.

      Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, развивает возможности каждого обучающегося.

          В 2021 году МАОУ города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа – интернат №12» – участник федерального проекта  «Современная школа» национального проекта «Образование».

Проанализировав перечень учебных заведений, куда поступают выпускники МАОУ КШИ №12, возможности проведения трудовой практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства, были определены новые профили трудового обучения. Было принято решение  о внесении изменений в программы предметной области «Технология» по профилю «Столярное дело», «Токарное дело», «Швейное дело» и  введения новых программ дополнительного образования по направлениям: «Мастерская декоративно-прикладного искусства»,  «Мастерская повара», вводится новое направление «Автодело».

При выборе перечня оборудуемых кабинетов мы учитывали возможность дальнейшего получения обучающимися с ОВЗ образования в организациях СПО и их дальнейшее трудоустройство.

        Тесное сотрудничество с ГБУ СПО «Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба» г.Челябинск, куда ежегодно поступают наши обучающиеся, выявило потребность более глубокого изучения профессий «токарное дело» , «столярное дело", «швейное дело».

 «Столярное дело» формирует у детей устойчивый интерес к профессиям деревообрабатывающей отрасли производства, получение практических навыков по производству, ремонту и оформлению деревянных изделий, способствует творческому развитию обучающихся. А также позволит им подготовиться к самостоятельной жизни и выбору будущей профессии. При организации деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.  Это приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Содержание предмета «Токарное дело» предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Одной из важнейших задач является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

  Программа «Швейное дело» предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву различных изделий. Программа вносит вклад в дело профориентации обучающихся, овладение ими в будущем прочными знаниями в этой области с возможным дальнейшим приобретением профессии «Швея», «Портной». Это в свою очередь послужит более быстрой и успешной социализации выпускников.

На протяжении последних лет выпускники МАОУ КШИ №12 являются студентами ИСТ НГТУ г.Новосибирска по таким направлениям как, «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».Тесное сотрудничество с ИСТ НГТУ г.Новосибирска, запросы родителей и выпускников диктует нам потребность в предпрофильной подготовке обучающихся по этим направлениям. В связи с этим появилась необходимость обновленияоборудованияиоснащение кабинетов для реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ по направлению: «Мастерская декоративно-прикладного искусства».

  Также появилась необходимость в предпрофильной подготовке обучающихся по направлению «Мастерская повара». Выпускники МАОУ КШИ №12 успешно осваивают профессию «повара» в «Новосибирском колледже пищевой промышленности и переработки». Создание нового направления даст обучающимся с ОВЗ уверенность в дальнейшем профессиональном самоопределении и успешной адаптации в современном обществе.

Актуальность введения нового направления с системе дополнительного образования МАОУ КШИ №12 «Автодело»  определяется запросом родителей и детей. Новизна программы заключается в формировании у обучающихся совокупности социальных, правовых и профессиональных компетенций, необходимых водителям, формирование знаний и умений, навыков по направлению «Автодело», развитие мотивируемой потребности в получении начального и среднего профессионального образования.

         Выпускники МАОУ КШИ №12 с нарушением слуха после окончания ГБПУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж» успешно работают в автомастерских и шиномонтажных мастерских. Наравне со слышащими - управляют автомобильным транспортом и работают в такси.

Таким образом, в МАОУ КШИ №12 будут созданы современные условия для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ путем обновления инфраструктуры мастерских для реализации предметной области «Технология» и помещений для организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ,  по направлениям: «Мастерская декоративно-прикладного искусства», «Мастерская повара», «Автодело».

Создание такой образовательной среды способствует получению обучающимися не просто профессионально ориентированного образования, а рабочей профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта (профессионально-трудовое обучение).

Школа, призвана не только  передавать необходимые  знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной  социализации. Особого внимани...

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...