ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОЙ МОДЫ АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И РОССИИ В XIX ВЕКЕ. АВТОРСКИЕ ЭСКИЗЫ.
проект по английскому языку (8 класс)

Иконникова Мария Вячеславовна

Мода – это уникальное и непостоянное явление, которое за время существования мира менялось бесчисленное количество раз. Каждая эпоха приносила новые требования, вынуждала модников носить строгие или развратные наряды. Мода всегда подчинялась законам исторического развития общества и отражала особенности определенного периода. Мода была связана с эстетической концепцией данной эпохи, социальной и духовной жизнью людей, обычаями, развитием культуры, науки, техники, промышленности.

Во все времена стиль находил отражение в этикете, морали, обычаях и накладывал свой отпечаток на внешний облик человека и способствовал формированию моды.

 

Объект исследования:

Наблюдение, изучение и сравнение женской моды в Англии, Франции и России в XIX-XX вв.

 

Предмет исследования:

Рассмотрение и анализ эволюции моды в проведенной параллели 

 

Цель работы:

Выявить отличительные особенности и схожие черты женского платья в трёх странах  в XIX веке;

На основе схожих черт создать авторский альбом с эскизами, который поможет узнать предназначение данного женского костюма.

 

Задачи:

1. Изучить историю развития женских нарядов в выбранных странах за весь период XIX века;

2. Выделить наиболее примечательные детали каждого десятилетия во всех странах;

3. Провести сравнительный анализ на основе собранного материала;

4. Опираясь на выводы и сравнительный анализ исследования, создать авторские эскизы женского платья (sketchbook) XIX века. 

 

Актуальность нашего проекта:

В наши дни каждый человек, будь ему 10 или 20 лет, старается следовать модным тенденциям и не отставать от фэшн прогресса. Однако мало кто интересуется тем, как, к примеру, джинсы вошли в нашу повседневную жизнь, как одевались наши предки по сравнению с нами, или, как будут «кокетничать» наши потомки, ведь одежда ушедших времён постоянно становится новым трендом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Общеобразовательная организация  

Школа “ИРИДА”

 

 

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ по английскому языку

ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОЙ МОДЫ АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И РОССИИ В XIX ВЕКЕ. АВТОРСКИЕ ЭСКИЗЫ.

 

Проект подготовили 

обучающиеся 8 класса

Кириллова Вероника,

        Ларина София,

        Макарова Арина

Руководитель: 

учитель английского языка

Иконникова Мария Вячеславовна

    2022г.

     г.Москва

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Теоретическая часть

2.1. Эволюция английского женского платья  в XIX веке.

2.2. Эволюция французского женского платья в XIX веке.

2.3. Эволюция моды в России в XIX веке.

  1. Практическая часть

3.1. Сравнительный анализ эволюции женского платья по десятилетиям в Англии, Франции и России в XIX веке.

3.2. Авторские эскизы собирательного женского платья        

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы

Введение:

Мода – это уникальное и непостоянное явление, которое за время существования мира менялось бесчисленное количество раз. Каждая эпоха приносила новые требования, вынуждала модников носить строгие или развратные наряды. Мода всегда подчинялась законам исторического развития общества и отражала особенности определенного периода. Мода была связана с эстетической концепцией данной эпохи, социальной и духовной жизнью людей, обычаями, развитием культуры, науки, техники, промышленности.

Во все времена стиль находил отражение в этикете, морали, обычаях и накладывал свой отпечаток на внешний облик человека и способствовал формированию моды.

Объект исследования:

Наблюдение, изучение и сравнение женской моды в Англии, Франции и России в XIX-XX вв.

Предмет исследования:

Рассмотрение и анализ эволюции моды в проведенной параллели

Цель работы:

Выявить отличительные особенности и схожие черты женского платья в трёх странах  в XIX веке;

На основе схожих черт создать авторский альбом с эскизами, который поможет узнать предназначение данного женского костюма.

Задачи:

1. Изучить историю развития женских нарядов в выбранных странах за весь период XIX века;

2. Выделить наиболее примечательные детали каждого десятилетия во всех странах;

3. Провести сравнительный анализ на основе собранного материала;

4. Опираясь на выводы и сравнительный анализ исследования, создать авторские эскизы женского платья (sketchbook) XIX века.

Актуальность нашего проекта:

В наши дни каждый человек, будь ему 10 или 20 лет, старается следовать модным тенденциям и не отставать от фэшн прогресса. Однако мало кто интересуется тем, как, к примеру, джинсы вошли в нашу повседневную жизнь, как одевались наши предки по сравнению с нами, или, как будут «кокетничать» наши потомки, ведь одежда ушедших времён постоянно становится новым трендом.

2. Теоретическая часть

2.1. Эволюция английского женского платья  в XIX веке.

Изучив имеющуюся литературу по теме мы пришли к пониманию, что неизбежность прогресса и процветания науки в период второй половины 19 века насквозь пронизывает все направление моды в Англии. Во второй половине 19 века желание хорошо выглядеть и одеваться значительно усилилось среди всех слоев населения, за исключения, конечно же, самых бедных, которые донашивали старые вещи за богатыми людьми.

 Появление швейной машинки и внедрение коммерческих бумажных выкроек, растущее число журналов с описанием моделей, новых разработок кроя и выпуска бумажных носителей(книг) по технике построения, рост торговли одеждой, развития промышленности и швейных мануфактур, открытия ателье и салонов мод, позволяли всем слоям населения быть хорошо одетыми и соответствовать моде и требованиям общественному мнению того времени.

Роскошь и великолепие французского двора Наполеона 3-го и императрицы Евгении укрепляют статус Парижа как центра женской моды. И это лидерство, несмотря на все войны, прочно закрепляется за Францией вплоть до начала 20 века.

Хотя период с 1837–1901 годы еще называют Викторианским стилем как в одежде, так и в искусстве в честь английской королевы.

В течение всей второй половины 19 века существовало огромное разнообразие фасонов, многие из которых красовались своей нелепостью.

В конце 1850-х, начале 1860-х юбки изменили форму с купола на колокол, верхние обручи кринолина стали уже, и юбка теперь постепенно расширялась от узкой талии к кромке невообразимой ширины.

Казалось, что изобретение и внедрение в действие швейной машинки поощряло к неумеренному использованию декоративных деталей в одежде, а внедрение анилиновых красителей к окрашиванию тканей в очень яркие цвета. Во второй половине 1860-х годов постепенно уменьшаются объемы платьев, а линия талии поднимается настолько, что современники невольно сравнивали свою моду с модой времен Первой французской империи. И это приводит к тому, что в конце 1860-х - начале 1870-х пояса кринолинов снабжают подтяжками для удержания линии талии на должной высоте. Кринолин господствует до 1967 года, и выходит из моды после Всемирной выставки в Париже.
Бальные платья чаще всего имеют двойную юбку, верхняя из которых подбирается, драпируется или подкалывается. Также после 1860-х годов варьируется ширина и высота плеч и окат рукава одежды женщин. К 1875 году и далее в женскую моду вошли гладкие жакеты в мужском стиле.

 В конце 1870-х комбинации цвета и ткани стали менее пестрыми и случайными. Часто стали использоваться две стороны одной ткани: матовая и блестящая, или ткани двух оттенков одного цвета, или цветные (полоски, клетка) с однотонными тканями.

Шнуровки или корсеты были короткими, а в 1880–90 они стали более элегантными.

На домашнем платье стало еще больше отделки ручной вышивки. Часто стали использоваться две стороны одной ткани: матовая и блестящая, или ткани двух оттенков одного цвета, или цветные (полоски, клетка) с однотонными тканями.

Возвращение турнюра в 1880-х годах не было полностью принято до 1885 года. Турнюр был теперь видоизменен: стал горизонтальным, а его конструкция более жесткой.

К концу 19 века турнюр постепенно уменьшается и превращается в просто подушечку.

После 1870-х в продаже, наконец-то,  появляются и готовые блузки. Они разнообразны: от строгих под мужской стиль, до нарядных.

В 1890-х женщины носили куртки и пиджаки мужских фасонов для вождения автомобиля, путешествий или спортивных занятий, включая норфолкские куртки, бушлаты и длинные свободные пальто с плясом "Ольстер" и даже визитки в 1895 году. Основной формой одежды являлось все-таки платье. Прямые плечи, высокий стоячий воротник, линия талии несколько занижена.

 Рукава в течение десятилетия меняли форму, но все они были расширены в верхней части и заложены в верхней части (у плеча) в складки или сборки. Небольшой присборенный окат рукава конца 1880-х стал в 1892 году всерьез расти. Увеличиваясь с каждым сезоном, к 1895–1896 годам достигли огромных размеров и для их пошива порой требовалось до 2.5 м ткани.Тесно прилегающие от запястья до локтя, выше они расширялись до такой степени, что женщины должны были поворачиваться боком, чтобы пройти в двери средней ширины. Как и в 1830-х, такие рукава называли "баранья нога" или "жиго", но теперь они вшивались (на швейной машинке, реже вручную, причем со стороны проймы) в высокую или нормальную пройму с обычной шириной плеча, а не заниженным как в 1830-е.

Вечерние платья часто украшались кружевным воланом по плечам для создания впечатления объема. Ширина плеч уравновешивалась добавлением ширины по подолу юбки.

 В юбки вставляли клинья для создания эффекта плотного облегания бедер, сзади сохранились сборки по линии талии, и, если было необходимо округлить бедра, добавлялась набивка. Юбка плавно расширяется к низу (колокол). Типичным костюмом работающих женщин становятся юбки и блузки. Теперь было можно купить готовые блузки, и они были очень разнообразны: закрытые и похожие на мужские рубашки или достаточно нарядные.

С 1896 года рукава стали уменьшаться и начал формироваться следующий цикл моды, провозгласивший типичным для начала нового века ХХ-го Г-образный изгиб.

2.2. Эволюция французского женского платья в  XIX веке.

 Для многих французская мода является воплощением стиля. Есть бесчисленное множество книг, журналов и статей, которые идеализируют моду во Франции, и многие хотят подражать, казалось бы, легкому французскому образу. Франция и, в частности, Париж, были мировой столицей моды практически с тех пор, как эта индустрия зародилась сотни лет назад.

  Начало 19 века характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «ампир»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же, как и классицизм 18 века, ампир был вдохновлен античными образами. Характерными элементами орнамента были старинные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы.

 В послереволюционные годы женщины носили легкую элегантную одежду светлых тонов; платья-туники с высоким поясом под грудью.

 Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок.  Парадные платья этого времени имели небольшой шлейф и глубокий округлый вырез. Декольте повседневного платья закрывал кружевной платок. Рукава короткие, в виде буфов. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхнюю одежду в этот период женщины практически не носили. Зимой кутались в платок.

В 1820-е годы силуэт женского костюма упростился.  Женщины носили узкие платья с юбкой в виде колокола, украшенные оборками, букетами цветов, гирляндами. Талия осталась высокой, а платье в целом стало короче. Под платье надевали тугие короткие корсеты. Воротники в этот период разнообразны: были и стоячие, и круглые гофрированные, и складчатые. Дополнение к костюму - накидка или шаль.

 В 30-е годы в силуэте костюма происходили регулярные изменения. Модницы отказались от завышенной талии и укороченного лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхней юбкой носили несколько нижних юбок. Платье стягивалось широким поясом или широкой лентой, которая завязывалась сзади бантом. В бальных платьях вырез лифа имел форму сердца, а рукава приобретали вид пышных коротких буфов. Белые перчатки дополняли бальное платье. Модными аксессуарами были зонтики с рюшами и лентами, а зимой - муфты. В 1840-х годах женские платья стали еще длиннее — теперь из-под юбки виден только носок туфельки. Талия была немного занижена, в моду вошел узкий закрытый лиф, иногда с отложным воротником. В бальных платьях появилось широкое декольте, почти обнажающее плечи. Вырезы обрамлялись «бертой» — накладной лентой или оборкой из ткани или кружева. Рукава у платьев могли быть разными – длинными или короткими, но обязательно узкими в плече. Юбка собиралась по бокам и ниспадала свободными мягкими складками. Под платье надевали несколько (иногда до восьми!) накрахмаленных нижних юбок. Одежда для улицы состояла из двух платьев: нижнего глухого и верхнего распашного, украшенного тесьмой или рюшами. Новым видом одежды стала короткая бархатная куртка с закругленными полами и меховой оторочкой.

 В 90-е годы в женский костюм проникает зарождающийся стиль модерн (модерн, новый),

 возникший как отрицание эклектики буржуазного искусства.Платья имели узкий лиф с тонкой талией, расклешенную юбку, узкий к низу рукав с расширенным, присборенным подолом и укороченной линией плеча, высокий закрытый воротник. Новая форма корсета придала фигуре s-образный изгиб: грудь приподнялась, талия была туго подтянута, живот сплюснут, линия спины от талии имела резкий прогиб почти под прямым углом.

2.3. Эволюция женской  моды в России в XIX веке.

Женская мода в России в начале века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской моде получил название «стиль империя» или шемиз (в переводе с французского «chemise» – рубашка). Наконец-то женщины освободились от кринолинов и корсетов. И вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.

По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики – короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами.

Примерно до 1809 года женщины не носили корсеты. Но потом они снова вошли в моду. Хотя их затягивали уже не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.

В отличие от французского стиля, наряды российских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и элементы из русского народного костюма.

С 1810 года платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи, бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенные вышивкой.

С 1825 года мода меняется. Юбка платья в стиле ампир приобретает неширокую колоколообразную форму. Исчезают шлейфы. Поверх платья дамы надевали коротенькие жакеты-спенсеры – характерная деталь для ампирной эпохи или роскошные кашмирские шали из шерсти тибетских коз, о которых в то время мечтали все модницы.

Женский наряд дополняли длинные перчатки, нитка жемчуга, небольшие бусы на шее, шляпки а-ля Памела, объемные чепцы, «восточные» тюрбаны. Модными становятся русские шубки. Для украшения высоких причесок с кудряшками на висках использовали нежные цветы, еще больше подчеркивающие женственность и легкость образов.

Если провести аналогию с сегодняшней модой, женские платья стиля ампир актуальны и сегодня. Такой фасон визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки и лишние килограммы. Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.

Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.

Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею. Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже. Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок. Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.

Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.

Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.

Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха.

Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.

Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.

Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.

В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.

Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.

Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.

Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.

В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.

К середине XIX века во Франции вновь восстановилась монархия, свергнутая в конце XVIII века во время Великой французской революции. Вместе с восстановлением старых порядков возродился стиль рококо – одно из самых ярких направлений в истории моды французской аристократии накануне революции. Только теперь он получил название «второе рококо» или «выставочный стиль».

На возрождение этого стиля в женском костюме XIX века повлияли восхищение новой императрицы Франции Евгении эпохой французской королевы Марии-Антуанетты и увлечение светских дам нарядами одной из самых известных женщин XVIII века – маркизы де Помпадур.

В середине XIX века дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет, им нужно было надеть нижнее белье: белую длинную рубаху, панталоны и чулки. Затянуться потуже в корсет из китового уса. Как и в период рококо XVIII века в моде снова тонкая талия.  

Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них была сшита из конского волоса. Ее длина доходила до колена. Только после этого можно было облачаться в платье.

К середине столетия кринолин усовершенствовался. С 1859 года каркас состоял из эластичных стальных обручей. Наступает кринолиновый бум.

В 1850-60-х годах женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Подолы некоторых таких платьев в диаметре достигали 180 см. Такие платья носят не только знатные дамы, но и мало-мальски обеспеченные женщины. Была придумана универсальная модель женского платья со сменным лифом. В зависимости от времени суток менялся верх платья: вечером с юбкой носили верх с открытыми руками и плечами. Днем с той же юбкой – что-то закрытое.

Дамские наряды становятся чрезмерно роскошными и особенно вычурными. На смену простым фасонам и легким тканям приходят драпировки из тяжелых тканей. Повседневные и бальные платья шьют из бархата, парчи, атласа, шерсти, штофа, шелка. Появляется новинка – ткань «газ кристалл», которую ткали из нитей двух цветов.

Поменялась и расцветка. Светлые оттенки почти исчезли. Дамские однотонные наряды шьют в основном из ткани темного цвета. Используют полосатую, клетчатую материю. С появлением красителей модными становятся насыщенный красный, лиловый, цвет фуксии.

Наряды все больше «обрастают» цветочками, кружевами, рюшами, бахромой, вышивкой, искусственными цветами.

Появляется модная новинка – приталенный жилет казаки, в котором дамы выходили на прогулку или в гости.

Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос. Их украшали гирляндами цветов, диадемами. Или зачесывали и убирали в шиньон. Капоры и шляпы носили до 1860-х годов. Затем с изменением моды в одежде на смену им пришли маленькие шляпки.

Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)

В европейском искусстве стиль позитивизм в отличие от «великих стилей», таких как, барокко, классицизм, не распространился на все виды искусства. В основном его влияние во второй половине XIX века было заметно в декоративно-прикладном искусстве и женском костюме. В живописи же, например, это было время реализма и зарождающегося импрессионизма.

Стиль позитивизм сменил стиль второе рококо в женском костюме и вступил в права с 1870-х годов.

В середине 70-х годов XIX века наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде – стройные высокие фигуры, плотно облегающие фигуру платья.

«Революция» в мире моды началась с отказа от кринолинов, которые в период стиля второго рококо были настолько широкими, что женщины из-за пышности юбок даже не видели, куда наступают.

Сначала кринолины начинают вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на проволочном каркасе с турнюром. Они продержались недолго: с конца 1860-х до первой половины 1980-х.

Затем появились турнюры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии.

Все эти приспособления использовались с целью получить объем и пышность юбки в области ягодиц. Постепенно юбки спереди все больше сужаются, конструкция каркаса смещается назад. Начинается эпоха турнюра, который полностью вытеснил кринолин.

К 1870 годам платье «тюник» с турнюрами приобретает странную форму, напоминающую латинскую букву S: спереди юбки строгие прямые, узкие. Сзади – выпуклые. Модный силуэт этого времени – костюмы и платья с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными книзу, становятся главной отличительной чертой и особенностью стиля позитивизм.

Юбка платья прямая, с треном (тянущийся задний конец платья в виде широкого хвоста), непременно сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбиралась назад. Ткань на юбках ниже трена также закладывалась складками и с изнанки скреплялась тесьмой.

Лиф платья «тюник» – облегающий, гладкий. Рукава – прямые, сужающиеся к запястью. В повседневных платьях практически нет открытых участков тела: все скрывается от подбородка до кистей рук.

Короткий рукав, декольте, открытые плечи допускаются только в вечерних платьях.

 Поначалу такие платья шили из шерстяной ткани, бархата темных оттенков. Дополняли платье «тюник» перчатки из тонкой ткани, зонтики от солнца, длинные нитки бус, небольшие сумочки на длинном шнурке, различные шляпки небольшого размера.

Прически снова становятся высокими со сложной укладкой. Встречаются кудрявые короткие челки. Иногда используются накладные локоны. К началу нового столетия женские шляпки, украшенные перьями, цветами приобрели постепенно вид наколок.

В это время появляются различные виды домашней одежды – пеньюары, халаты с рукавами кимоно, капоты – верхняя одежда широкого покроя. Бальные платья в стиле позитивизм отличались от строгих повседневных нарядов с воротником-стойкой горизонтальным декольте и небольшим шлейфом.

Еще одну модель модного платья, которое иногда называли «вокализ» (звучное), шили из тафты. Декольте и рукава украшали оборками, низ юбки отделывали бахромой, которая при ходьбе издавала своеобразный шелест – «фру-фру». Это считалось очень модным.

В целом русская мода, конечно же, следовала европейским (французским) тенденциям. Тем не менее в середине XIX столетия под влиянием движения славянофилов, которые критиковали подражание западным новым веяниям, появился стиль «а-ля рюс». Женские платья были простыми, без каких-либо дополнительных деталей. Турнюр заменялся небольшой драпировкой или бантом.

1890-е годы – конец века и начало эпохи модерн

На рубеже XIX и XX веков под напором преобразований, происходящих в обществе, женская одежда становится удобнее, функциональнее, не стесняет движение. К концу 1880-х турнюры уменьшаются и постепенно выходят из моды совсем. Их сменяют свободные юбки колокольчики, которые расширяются книзу и свободно спадают, платья простых фасонов с плавными мягкими линями, не слишком сильно скрывающие очертания фигуры.

Исчезает перегруженность платья мелкими деталями и украшениями, цвета становятся не такими яркими. Женщины полностью отказываются от корсетов и кринолинов. Наряды дополняют меховыми накидками и шалями.

К концу столетия в моде снова рукав в стиле «баранья ножка» – расширяющийся в плечевой зоне в виде объемной сборки ткани и сужающийся в районе локтя. В начале следующего столетия «бараний рукав» буквально заполонил страницы модных журналов.

Прически становятся проще. Одна из модных укладок того времени – простой, порой даже небрежный пучок на макушке.

Относительно в небольшом временном отрезке мода и стиль в женской одежде менялась радикально. Усложнялась от легкого ампира до стиля рококо, затем постепенно снова возвращалась к практичности. Многие элементы в одежде можно увидеть и в современной одежде. Особенно в дизайнерской и на подиумах.

Женскую одежду этого времени сложно назвать удобной. Красивой – да. Но чего это стоило представительницам прекрасного пола. Волочащиеся по земле подолы длинных платьев, многочисленные нижние юбки, тяжелые украшения, оборки, ленты. И это не говоря еще о жестких корсетах, которые затягивались так туго, что было трудно дышать, и кринолинах из стальных обручей. Иногда такие наряды весили 10-15 кг.

А если посмотреть на все это с точки зрения материальной – это же метры ткани, десятки метров лент, кружев. Интересно, сколько бы стоило такое платье сейчас? Да, может наши прапрабабушки и не были экономными, но вот в желании быть красивыми они себе точно не отказывали. Хоть и нелегко им было следовать моде. Однако, нам есть чему у них поучиться.

3. Сравнительный анализ эволюции по десятилетиям  высокой  женской моды в Англии, Франции и России в XIX веке.

XIX век – век любви и век наслаждений , век подъема искусства и моды. Это эпоха классической литературы – эпоха Виктора Гюго и Эмиля Золя, Гюстава Флобера и Александра Дюма, Александра Пушкина и Ивана Тургенева, Фёдора Тютчева и Ивана Гончарова. Каждый из них, так или иначе, посвятил моде несколько строчек, описывая костюмы своих героев. Но одно дело прочитать, другое дело – увидеть и потом представить, как были одеты известные модницы тех времён.  Мы провели сравнительный анализ эволюции женской моды во Франции, Англии и России и создали собирательные образы женского платья в виде авторских эскизов.

 

1800-1810

Россия и Англия: Как в России, так и в Англии женская мода начала века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской и английской моде проучил название «стиль империя» или шемиз ( в переводе с французского «chemise» - рубашка), его также называют «ампир».

Женщины освободились от корсетов и вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые платья из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.

По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением  талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезывания чаще всего квадратные, реже – закруглённые, но всегда глубокие.  Рукава-фонарики – короткие, шарообразные, подчёркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами. Женщины не носили корсеты, но к концу первого десятилетия они снова вошли в моду, хотя, их затягивали не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.

В отличии от французского стиля, наряды российских модниц были изысканнее и скромнее. Иногда они использовали в своих нарядах традиционные орнаменты.

Франция: Начало 19 века, как в России и Англии, так и во Франции, характеризуется появление в искусстве стиля ампир. Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные походы Наполеона. Так же, как и классицизм 18 века, ампир был вдохновлён античными образами. Во Франции характерными элементами орнамента были станинные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы.  В послереволюционные годы женщины, как и в России, носили платья-туники с высокой линией талии. Однако были и отличия во французских нарядах . Женский костюм УЖЕ делился по назначению: бальный, домашний, для прогулок. Парадные платья того времени имели небольшой шлейф и глубокий округлый  вырез. Декольте повседневного платья закрывал кружевной платок. Рукава были короткие, в виде буфов. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхнюю одежду в тот период женщины почти не носили. Зимой кутались в платок.

Вывод: начало века во всех трёх странах характеризуется зарождением нового стиля «ампир». Однако Франция отличалась тем, что для каждого платья, предназначенного для определённого мероприятия, был уникальный фасон.

1810-1820

Россия: Платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи или бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенными вышивкой. Женщины носят шали и платки.

Англия: Английские портные тоже начали шить платья из более прочной ткани из-за суровых климатических условий. Шлейф окончательно исчез, вырез стал менее глубоким, а также появилась мода на длинные рукава. Классицизм постепенно смешивался с другими стилями, и появились оборки, разные виды отделок, «елизаветинские воротники» и «готические зубцы».

Франция: Силуэт женского платья упростился. Женщины носили узкие платья с юбкой в виде колокола, украшенные отборками, цветами, гирляндами. Талия осталась высокой, а платье в целом стало короче. Под платья начали надевать тугие короткие корсеты. Воротники во Франции были разнообразные: и стоячие, и круглые гофрированные, и складчатые. А дополнением к платью была накидка или шаль, как и в России.

Вывод: под платья женщины всей Европы вновь начали одевать корсеты. Платье везде, в целом, стало проще и шилось из плотных тканей. Только Франция отличалась невероятным разнообразием воротников и отсутствием шлейфа.

1820-1830

Россия: Мода  полностью приобрела французский характер. Юбка платья в стиле ампир обрела  неширокую колоколообразную форму, исчезают шлейфы. Поверх платья дамы начали надевать коротенькие жакеты-спенсеры или широкие кашемирские шали из шерсти тибетских коз. Женский наряд дополняли длинные перчатки, небольшие бумы на шее, шляпки, объёмные чепцы. Модными становятся «русские» шубки, которые пользовались большим спросом заграницей. Причёски всегда были высокие с кудряшками у висков и украшались нежными цветами. Это ещё больше подчёркивало женственность российских образов.

Англия:  в Англии Георгиевский период. В то время стал очень популярным стиль «La Palonaise», характерный особой драпировкой юбок платьев спереди и сзади. Популярны стали ткани в полоску. На воротниках, манжетах рукавов и шляпках использовались кружева. Рукава платья стали свободными и пышными, длиной до локтя. Под верхней юбкой начало нарастать количество подъюбников.

Франция: В силуэте костюма происходят регулярные изменения. Молнии отказались от завышенной талии и укорочённого лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхней юбкой носили несколько нижних юбок. Платье стягивалось широким поясом или широкой лентой, которая завязывалась сзади бантом. В бальных платьях вырез лифа имел форму сердца, чего не было в России и Англии, а рукава приобрели вид пышных коротких буфов. Белые перчатки дополняли бальное платье. Модными  аксессуарам и были зонтики, а зимой – муфточки.

1830-1840

Россия: Исчезает стиль ампир, в моду входит романтизм. Греческие мотивы остаются в прошлом. Появляются пышные платья с огромным количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими шею и плечи, для создания объема которого в его верхнюю часть вшивали китовый ус. Линия талии вернулась на свое место. Корсеты снова затягиваются все туже и туже, подчеркивая тонкую талию красавиц того периода. Верхняя часть наряда с менее откровенными вырезами, чем раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Появляется очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок. Аксессуарам начали уделять огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, пришедшие из Франции. Также оттуда Россия переняла деление платьев на повседневные, утренние и бальные. Прически теряют свою «кудрявость» и становятся более гладкими. В моде прическа с косичками около ушей, пришедшая из английской моды.

Англия: Этот период приходится на Эпоху Регенства в Англии. В костюме этой эпохи были все элементы, которые имели отношение к стилю рококо. Прежде всего, это был круглый куполообразный кринолин.

Франция: В эти годы в силуэте французского костюма происходили регулярные изменения. Модницы отказались от завышенной талии и укорочённого лифа. Юбка и рукава сильно расширились, платье снова удлинилось. Под верхней юбкой носили несколько нижних юбок. Само платье стягивалось широким поясом или широкой лентой. Вырез лифа мог иметь форму сердца, чего не было ни в Англии, ни в России. Модными аксессуарами были зонтики с рюшами и лентами и муфточки.

1840-1850

Россия: В России в эти годы возрождается стиль «Второе рококо», поэтому дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет необходимо было надеть нижнее белье и потуже затянуться в корсет из китового уса. Как и в период Рококо 18 века в моде снова тонкая талия. Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них делалась из конского волоса.

Англия: В это время в Англии началось правление королевы Виктории, следовательно и эпоха называлась Викторианской. В это время царила эстетика романтизма. Этот стиль требовал тонкой и несколько заниженной талии. Для достижения нужного эффекта использовался специальный корсет, который шнуровался до самых бёдер. Постепенно, огромные рукава стали менее массивными и укоротились, плечи сузились, а юбка-купол удлинилась и набрала в объеме: под верхнюю ткань надевали множество слоев накрахмаленных юбок, а нижняя, как и в России, была из конского волоса. В этот период в моде был узкий лиф с V-образным низким декольте, обнажающим плечи.

Франция: Французские платья стали еще длиннее, чем прежде – теперь из-под юбки был виден только носок туфельки. В отличии от Англии и России, француженки надевали платья с узким закрытым декольте, иногда с отложным воротником, хотя талия была там же, где и модниц других стран. Рукава могли быть разными – и длинными, и короткими, но обязательно узкими в плече. Юбка собиралась по бокам и ниспадала свободными мягкими складками. И, конечно, под верхнюю юбку надевали несколько накрахмаленных нижних.

1850-1860

Россия:  К середине столетия кринолин усовершенствовался. Теперь каркас состоял из эластичных стальных обручей. В России наступает кринолиновый бум – женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Была придумана универсальная модель со сменным лифом, который менялся в зависимости от времени суток. Дамские наряды стали чрезмерно роскошными и вычурными. На смену простым легким тканям пришли драпировки из тяжёлых тканей. Платья все больше «обросли» цветочками, кружевами, рюшами, вышивкой. Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос.

Англия: Силуэт платья, в целом, остался прежним, претерпевая незначительные изменения. Длина талии стала более естественной, линия плеч – заниженной, а объём платья продолжал увеличиваться, достигая необъятных размеров. Кринолиновые обручи в Англии должны были носить все: будь то королева или служанка.

Франция:  В конце 1850-х, начале 1860-х юбки изменили форму с купола на колокол, верхние обручи кринолина стали уже, и юбка теперь постепенно расширялась от узкой талии к кромке невообразимой ширины. Франция по-прежнему выступает в роли флагмана европейских модных тенденций. Период с 1850-60-гг. известен в истории французской моды как период «моды Второй империи». Женский костюм приобретает более вычурные формы. Платья шьются из шелковых и шерстяных тканей, из атласа, репса, штофа, бархата. В моде самые яркие расцветки — лиловые, ярко-розовые, красные. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева (особенно модными были кружева золотые).

1860-1870

Россия: Дамы ходили в платьях с узкой покатой и немного заниженной линией плеч, тонкой талией и юбкой на кринолине. В эти годы даже приобрели популярность овальные каркасы, как во времена Людовика XV. Тоненькая талия и маленькая, украшенная цветами головка самым восхитительным образом контрастировали с широкой «гарнированной» юбкой. В 1862 году появляется тенденция юбки «летящей назад», в которой обручи принимают форму эллипса, при этом спереди линии костюма оказываются более сглаженными, а силуэт дамы становится стройнее. Дамы 60-х XIX – ого столетия вдруг стали высокими и стройными.

Англия: Этот период ассоциируется с неумеренным использованием декоративных деталей в связи с изобретением и внедрением в действие швейной машинки. Форма кринолинов несколько изменилась. Появился кринолетт: спереди – сплюснутый. Вскоре в моду снова вошёл турнюр, который существовал годами раннее, но не имел такого широкого распространения. Он напоминал подушечку с рощами и крепился к талии на завязках. Платья имели высокий воротник, узкие рукава, а украшались многочисленными лентами и бантиками, кружевами и бахромой, бисером и блестками, перьями и искусственными цветами.

Франция: Объемы платьев начали постепенно уменьшаться, а линия талии поднялась настолько, что современники сравнивали свою моду с модой тех времён. Это привело к тому, что пояса кринолинов снабжали подтяжками для удержания линии талии на должной высоте. Платья, в основном, теперь имели двойную юбку, верхняя из которых подбиралась, драпировалась или подкалывалась.  

1870-1880

Россия: В эти годы в женской моде наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде стройные высокие фигуры. «Революция» в мире моды началась от отказа от кринолинов. Сначала их научали вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на привольном каркасе с турниром. Затем появились турниры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии. Постепенно юбки спереди начали все больше сужаться, конструкция каркаса сместилась назад. Турнюр плотно вытеснил кринолин.  Платье «тюник» с турнирами приобрело странную форму, напоминающую латинскую букву S, так как сзади юбки платья были выпуклыми. Юбка платья хоть и была спереди прямой, она сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбирались назад. Лиф платья был облегающий, а рукава – прямые. Сужающиеся к запястью. Прически снова стали высокими со сложной укладкой, встречаются короткие кудрявые челки.

Англия: Украшение платьев не шло на спад, а только набирала новые обороты. Платья дам были особенно вычурными и аляповатыми. В моду вошли жесткие, тяжелые складки.Поверх платьев набрасывались шали, а зимой – накидки и шубки из меха, которые привозились сюда со всего света.

Франция:  Во второй половине XIX века моду диктуют вкусы состоятельных буржуа, и на основе стиля середины XVIII века – рококо – складывается пышный и эклектичный стиль, так называемое «второе рококо» или «выставочный стиль». Для платьев этого периода характерна естественная линия талии и спущенные плечи. Обязателен был корсет. Платья для повседневного ношения имели глухой лиф и расширенные книзу рукава, бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов.

1880-1890

Россия:  В первой половине 1880-х мастера костюма создали один из самых удачных произведений своего искусства. На смену тяжелым и неудобным кринолинам, которые изменяли женские пропорции, создавая неестественные формы, пришел костюм, из которого все лишнее было убрано. Женская фигура освободилась от нелепых и подчас уродующих форм и образований. Мастера костюма 1880-х представили женскую фигуру в данной ей от природы гармонии. Главная роль принадлежала корсету, но уже такой конструкции, в которой было предусмотрено подражание естественным линиям тела, с некоторым совершенствованием фигуры. Корсет полностью обхватывал торс, придавал стройность и определял естественное нахождение линии талии и бедер. На большинстве вечерних платьев 1885 - 1888 годов или вообще нет рукавов, или они совсем крохотные. А вот дневные платья такие же закрытые, как и в первой половине 1880-х.

Англия: В эти годы в Англию вновь вернулся турнюр, став еще более внушительным, чем в предыдущие годы. Платья становились все более и более замысловатыми, началось помешательство на ассиметричных фасонах. И только к концу десятилетия такие причудливые наряды начали снижать обороты.

Франция:  На юбку сверху обычно надевали вторую юбку из легкой ткани (тюник). Её закладывали спереди поперечными складками, переходящими сзади в пышные подборы и шлейф, украшенный различными отделками. Подборы с изнанки крепились между собой шнурками. Корсеты носили длинные. Затягивали талию и бедра, высоко поднимали грудь. Верхней одеждой служили жакеты и плотно прилегающие к фигуре пальто. Основой выразительности являлся контраст между плотно облегающим фигуру лифом и сложно задрапированной юбкой треугольного силуэта. Декор юбки шел от линии бедер, где визуально обхват бедер утрировался. И самой массивной частью костюма была именно юбка. Её шили отдельно, а лиф пристегивался или на крючки или пуговицы, а так же дополнительно утягивался корсажной лентой. Лиф, по сравнению с юбкой, почти лишен тяжелого декора, от того казался легче. Движение всей формы направлен был вверх.

1890-1900

Россия: Одежда стала значительно удобнее, функциональнее, не стесняла движений. Турнюры уменьшились и постепенно вышли из моды. Их сменили свободные юбки-колокольчики, которые расширялись книзу и свободно спадали. Исчезла перегруженность мелкими деталями и украшениями. Женщины полностью отказались от корсетов и кринолинов. Наряды дополняли меховыми накидками и шалями. Прически тоже стали проще. Одна из модных укладок того времени – простой, порой даже небрежный пучок на макушке

Англия: Зарождается стиль модерн. Новые костюмы говорили о том, что красота – это, прежде всего, чувства. Лиц платья был узкий и переходил в тонкую талию. Юбка расклешенная, рукава спускались от зауженного плеча и были узкие внизу с широким откатом. Воротник же был высокий, закрывающий шею. Фигуре также придавали S-образный изгиб. В моду входит дорогое красивое белье.

Франция: В женский костюм тоже проник стиль модерн. Платья имели узкий лиф с тонкой талией, расклешенную юбку, узкий книзу рукав с расширенным, приспособленным подолом и укорочённой линией плеча, высокий закрытый воротнике. В моде по-прежнему остались турнюры, придававшие фигуре S-образный изгиб: грудь была приподнята, живот приплюснут, талия была туго подтянута, линия спины от талии имела резкий прогиб почти под прямым углом.

3.2 Авторские эскизы собирательного женского платья       

Сравнив развитие европейской моды в трех европейских странах , мы создали уникальные продукт - Авторские эскизы собирательного женского платья  XIX века. Эскизы прилагаются к проекту. Фотоверсия располагается в ПРИЛОЖЕНИИ 1  и на интернет ресурсе nsportal.ru

4. Заключение

Изучив и сравнив три европейские западные страны, мы пришли к выводу, что мощный технический прогресс, изменения социального состава общества, концентрация населения в крупных городах создали основу для завершения процесса образования единого европейского городского костюма, который все больше утрачивает черты местного и национального своеобразия.

Стоить отметить, что развитие женской моды в XIX в. происходило очень интенсивно. На первое место вышла практичность, целесообразность, строгий внешний вид. Это объясняется, прежде всего, изменившимся образом жизни, новыми эстетическими идеалами XIX в. и определенным положением женщины в буржуазном обществе.

Первенство в области женской моды по-прежнему остается за Францией. Наряду с усложнением социальных функций моды значительно расширяется сфера ее влияния в обществе.

Начавшееся в XIX в. развитие массового производства одежды обусловило развитие техники конструирования одежды. Сложная и трудоемкая индивидуальная подгонка изделий по фигуре начинает постепенно вытесняться более или менее обобщенными выкройками, в основе которых лежат математические расчеты. Отличительной чертой XIX в. также следует считать широкое внедрение техники в процесс пошива одежды. В 1880 г. в Британии было введено разделение труда. В это же время начинают применяться электрические швейные машины.

Большое влияние на развитие модельного бизнеса оказало начавшееся складывание «Домов моды» (Ф.Ворт, Жаккар, Леруа и другие) и развитием сети журналов мод в которых публиковались фото костюмов и выкройки. Также необходимо отметить и творчество известных женщин модельеров - мадам Пакен, мадам Вионне, которая изобрела крой по косой, Эльза Скиапарелли, предложившая стилизованную одежду «богатая бедность».

Костюм XIX века перестает быть символом классовых различий, но остается важной частью этикета, так как в этот период формируется строгое разделение туалетов для дневного времени и вечера, работы и отдыха, визитов, посещений театра, бракосочетаний, траура и т. д. Проявлением хорошего вкуса в одежде считается следование моде, но предпочтение не должно отдаваться слишком яркой одежде, что расценивается как вульгарность для этого века господства буржуазной добродетели.

Мы считаем, что выполнили все задачи. которые ставили перед собой и добились цели нашего проекта. Текст проекта, презентация и авторские эскизы будут храниться у администрации школы, в классе учителя английского языка и на образовательном интернет ресурсе nsportal.ru.

Мы также видим следующие перспективы развития нашего проекта:

  1. Принять участие в проекте для одаренных детей “Алые паруса”
  2. Разместить проект в свободном доступе в сети интернет для общего пользования
  3. Продолжить работу в этом направление в следующем учебном году
  1. Провести сравнительный анализ женской моды в XX веке
  2. Проанализировать женскую моду XXI века
  3. Провести исследование об изменении моды в России после ухода модных брендов с российского рынка
  4. Провести социологическое исследование “Масс-марк

                                                   Список используемой литературы:

 

  1. Все о историческом костюме. Интерент ресурс https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/   
  2. Модный силуэт 1830-69 годов. Доклад к фестивалю Менескон-2011, автор: Иванова-Климанская С.В., Майра Неа Соэллу. Интернет ресурс https://costume-history.livejournal.com/596629.html
  3.  "Мода за 40 лет - с 1830 по 1870" ("La mode Pendant quarante ans de 1830 - 1870")
  4. Одежда 1870-1892 года (Англия). Крой по книге 1892 года. Подлинники. реконструкция. Интернет ресурс - Лебединая песня реконструктора. Светлана Гурова.
  5. Fashion History from the 18th to the 20th Century. Taschen Publisher, November 15, 2015

  6. Russia: History of Dress - интернет ресурс- RussianHistory\love-to-know.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моды во Франции

Материал полезен для темы Мода в 7 классе по учебнику "Синяя птица"...

Презентация к уроку французского языка в 8 классе по теме "Мода во Франции"

Данная презентация создана в качестве дополнения к УМК по французскому языку для VIII  класса школ с углубленным изучением французского языка «Французский в перспективе» Григорьевой Е.Я., Горбаче...

Проект урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года.

Проект урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года....

Технологическая карта открытого урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года.

технологическая карта открытого урока Англия, Франция и Россия в войне 1812 года....

Методическая разработка занятия "Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха) "для дистанционного обучения.

данная разработка предусматривает теоретическую и практическую часть, предназначена для дистанционного обучения....

Методическая разработка занятия " «Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха), работа в материале»."для дистанционного обучения.

Разработка предназначена для дистанцирнного обучения. Содержит праетическую часть,работу в материале над эскиз- проектом паркового ландшафта....