Технология формирующего оценивания
статья по английскому языку

Принципы технологии формирующего оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические возможности технологии формирующего оценивания

Формирующее оценивание, появившись в зарубежной научной литературе в 1967 благодаря американскому ученому Майклу Скривену (MichaelScriven), имеет различные определения, но объединяет их один момент: они ориентированы на достижение школьником успеха в учебном процессе. «Формирующее оценивание  относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Позже этим вопросом заинтересовался Блум (известный по таксономии Блума). В Америке технология формирующего оценивания была разработана и после перекинулась в Европу и постепенно с запада пришла к нам, но еще в 1967г эти формулировки появились благодаря анализу работ нашего соотечественника Л.С. Выготского т.е. база, которая к нам сейчас возвращается, была нами создана в формате идей, разработана нашими коллегами и сейчас активно внедряется в образовательный процесс нашими ученными И.С.Фишман и Г.Б.Голуб., М.А.Пинской.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

  • Центрировано на ученике

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику  информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и  развивать учение.

  • Направляется учителем

Это оценивание - предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

  • Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия  учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в  материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: « Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; « Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, то совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

• Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания - улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто  анонимно.

• Определено контекстом

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

• Непрерывно

Это оценивание - продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять  запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе,  коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

• Коренится в качественном преподавании

Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно  успешной и высокопрофессиональной практики - включив механизм обратной связи,  информирующей учителя о том, как учатся ученики, - практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за поведением, выражением их лиц, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д.

Технология формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенныйалгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательнопроцесса и состоит из девяти магов.

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе

разработки учебной программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы, распределены, сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по темам. В разделе «Тематическое планирование» должно` быть представлено поурочное распределение образовательных результатов (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности  учащихся

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна бы сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

(Работа в группах)

Пример 1.

Цель урока английского языка: «Рассказать об использовании простых времен глагола».

Данная цель описывает деятельность учителя, - которая и может быть диагностирована в конце урока. Мы можем констатировать факт, что цель урока, безусловно,        достигнута, поскольку учитель действительно рассказал об использовании простых времен. При этом остается непонятным, как полученную информацию усвоили учащиеся.

Диагностично сформулированная цель урока английского языка: «Учащиеся научатся использовать простые времена в устной и письменной речи».

Определенные методы и приемы формирующего оценивания помогут учителю и учащимся сделать вывод: достигнута цель урока учеником или нет.

Кроме того, цель должна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Учитель может сформулировать две цели урока:

1) для себя - цель, которой он собирается достичь в коде работы на уроке;

2) для учащихся - цель, к которой будут стремиться они.

Шаг З. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся

(Работа в группах)

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должна привести к достижению цели.

Пример.

Цель урока английского языка: «Научить учащихся использовать простые времена глагола в устной и письменной речи».

Для достижения цели урока необходимо решить задачи:

1) Изучить структуру простых времен глагола;

2) Определить особенности данных времен;

3) Повторить слова, указывающие на необходимость использования данных времен;

4) Составить примеры использования данных времен и.т.д.

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности - учащихся на уроке

(Работа в группах)

Необходимо определить критерии (мерила) оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьники должны заранее знать критерии оценивания выполнения  работы.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

1) Быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личности оценивающего и оцениваемого;

2) Быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

З) Быть конкретными - без абстрактных формулировок, как, например, «Хорошо понимает» или «Успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Шаг 5. Оценивать деятельность учащихся по критериям

После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель - ученик, ученик- ученик; учение - учитель для формирующего оценивания обратной связи.

Обратная связь имеет разные направления:

1) от учителя к ученику;

2) от ученика к ученику;

3) от ученика к учителю

Важным условием при организации обратной связи является ее обратный механизм:  ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

1. От учителя к ученику

Такая обратная связь осуществляется в следующих ситуациях:

-в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Ее цель - указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных, письменных, при помощи системы условных обозначений;

- по итогам изучения тем (блоков, разделов и.т.д).Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать,        (лист индивидуальных достижений).

2. От ученика к ученику

Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

З. От ученика к учителю

        Обратная, связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи определить проблемы учащихся в освоении материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя. Рефлексия  проводится с помощью  листов самооценки, карт понятий,  кластеров и др.          Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика возникающих в процессе обучения.        

        

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащих предыдущим уровнем их достижений

        При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений.

Такой подход составляет смысл формирующего оценивания, при реализации которого  данный уровень достижений ученика сравнивается не с нормами, стандартами, предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели.

        Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период учетом результата, достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Пример:

Цель, поставленная учеником, - научиться правильно использовать простые времена английского глагола.

Критерии оценивания:

более 80 % правильно выполненных заданий - «отлично»,

65-79 % правильно выполненных заданий - «хорошо»,

50-64 % правильно выполненных заданий - «удовлетворительно»,

менее половины правильно выполненных заданий - «неудовлетворительно». Время на достижение цели - б уроков (две недели).

После второго урока было проведено первое формирующее оценивание, в итоге  было выполнено правильно только 10 % заданий. Учитель выяснил причину ошибки, повторно объяснил учащемуся материал и закрепил его знание с помощью тренировочных упражнений. Затем после четвертого урока педагог провел второе  формирующее оценивание - учащийся выполнил правильно 30 % заданий. Очевиден  личный прогресс ученика и положительный эффект от применения формирующего оценивания. Однако анализ показал, что при существующей скорости продвижение  ученика к результату ему не хватит времени для достижения поставленной цели, он не будет готов к моменту суммативного оценивания. Следовательно, ученику и учителю необходимо принять дополнительные меры: индивидуальные домашние зада занятия с одноклассниками, освоившими тему, и.т.д.

Шаг 9. Откорректировать образовательный Маршрут учащегося.

        По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет:

вариативности заданий (например, домашних; тестов разного уровня сложности и.т.д);

-различного темпа выполнения задания (ознакомления учащихся заранее с минимумом, который они должны выполнить обязательно);

- выбора элективных курсов;

выбора направлений внеурочной деятельности.

        Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Технологии формирующего оценивания"

Методические рекомендации по практическому применению прогрессивных формирующего  технологий оценивания  в условиях перехода на новые стандарты.технология опыта,результативность....

Технология формирующего оценивания

Технология формирующего оценивания на современных уроках позволяет оценить ученика по критериям, которые мы вырабатываем вместе.Теперь оценка становится "прозрачной" для ученика. Презентация...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания

Урок технологии в 5 классе по разделу создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема " Выполнение подготовительных работ по изготовлению верхней части прихватки в лоскутной технике...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Конструктор технологий формирующего оценивания

Формирующее оценивание поддерживает учение, повышает и укрепляет мотивацию, акцентируя прогресс и достижения (а не неудачи)...

Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС

Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....