Контроль, оценивание, обратная связь и рефлексия в традиционном и онлайн-обучении
статья по английскому языку

Коновалова Светлана Юрьевна

Анализ работы в дистанционном формате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_noyabr_2020.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль, оценивание, обратная связь и рефлексия в традиционном и онлайн-обучении.

   Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.
  Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
- методы устного контроля,
- методы письменного контроля,
- методы практического контроля,
- дидактические тесты,
- наблюдение.

   Это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, схемы, сообщения  и пр. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуаль-ной, фронтальной или комбинированной форме. Письменный контроль (контрольная работа, сочинение, диктант) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. Тест - это набор стандартизованных заданий по определен-ному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов прошлого столетия.

       Что понимается под обратной связью и рефлексией в образовательном процессе? Введение ФГОС ОО актуализирует проблематику взаимоотноше-ний педагога и школьников. Взаимодействие педагога и обучающихся – процесс двусторонний и для его результативности и педагогу, и обучающимся нужно постоянно «чувствовать друг друга». Обратная связь – это реакция человека на то, что он увидел или услышал. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. При традиционном обучении существует множество способов установления обратной связи с обучающимися. Выбор конкретного приема зависит от возраста школьников, от формы мероприятия, его цели и содержания, времени, отводимого на рефлексию, а также от стиля деятельности педагога. Это и «6 шляп мышления», и рефлексивное сочинение, и традиционные вопросы (Что было самым важным?  Достигли ли мы цели работы?  Что не удалось сделать и почему?  Что стало понятно?  Какие задания были самыми трудными для вас?  Зачем мы сегодня делали… ?  Правильно ли мы спланировали свою деятельность?  Что бы вы изменили в своей работе для улучшения результатов?  За то вы можете похвалить себя (одноклассников, учителя)?  Где можно применить новое знание?). Можно использовать задание «Закончи предложение» (Сегодня я узнал… Я научился…Мне захотелось… и т.д.), «Вставь пропущенное слово» или опросные листы. В общем, учитель может выбирать из огромного разнообразия способов обратной связи с обучающимися. Но какие из этих методов можно использовать при дистанционном обучении?

   Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний и обратную связь из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя. Выделяют основные принципы контролирования учащихся, которые необходимо соблюдать в дистанционном обучении:

• познавательная деятельность в дистанционном обучении должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора, принцип объективности;

• в дистанционном обучении должны создаваться равные условия для всех обучающихся, принцип демократичности проходящих контроль;

• контроль с помощью дистанционных технологий должен быть организован так, чтобы за как можно меньшее время осуществить проверку знаний у большого количества испытуемых. Принцип массовости и кратковременности.

   Проблема осуществления контроля является одной из наиболее сложных методических проблем ДО. Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями Министерства образования РФ.

   Главная проблема оценивания на дистанте – необъективность. Как сохранить объективность в условиях дистанционной работы? Сделать процедуры оценивания объективными в штатном режиме работы школы – задача не одного дня. А поддерживать объективность в условиях дистанта кажется еще более сложной задачей. Но можно выделить несколько рекомендаций, которые помогут.

  1. Сократить объем текущего контроля

   В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным, появляется масса возможностей списать. Поэтому педагогам рекомендуется проводить текущий контроль с отметкой не чаще одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учеников и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

   Вспомните, ещё полгода назад, чтобы проверить задания 20 человек, нужно было зайти в мессенджер, электронную почту или социальную сеть, рассматривать там, с риском вывернуть себе шею, сканы и фотографии, часто не очень хорошего качества. Многие учителя это вспоминают с ужасом.

  1. Использовать приемы формирующего оценивания.

   Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения педагогам можно использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как школьники усвоили материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс. Разберем пример использования приема формирующего оценивания «Цепочка заметок».

Как использовать на обычном уроке. Ученики передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт. Цель проведения: анализ ответов учеников позволит сделать вывод о возможных трудностях, которые возникли у них в процессе урока.

ПРИМЕР. Урок английского языка в 8 классе. Тема: страдательный залог. Возможные вопросы: Чем отличается сказуемое в действительном и страдательном залоге? Как отличается построение временной формы глагола в страдательном и действительном залоге? Могут ли использоваться 2 варианта одного и того же предложения при трансформации в страдательный залог?

    Как использовать на онлайн-уроке. В конце урока учитель пишет в чат или озвучивает вслух вопрос. Ученики в течение 5–10 минут должны сформулировать ответ на вопрос и прислать учителю. Время ответа оговаривают заранее. К следующему уроку педагог анализирует ответы учеников, выделяет затруднения, которые возникли у большинства школьников, и проговаривает их. На этом этапе также можно включить индивидуальное оценивание, когда педагог обсуждает с отдельным учеником во время онлайн-урока задание и оценивает его ответ. Это позволит накапливать отметки.

  1. Ввести «накопительную» отметку.

   Организовать устную и письменную работу на онлайн-уроке в том же объеме, что и на очном, невозможно. Этому препятствует и время урока, и технические сложности (у учащихся часто плохо работает микрофон и веб-камера или их вообще нет). Поэтому и текущие отметки за такую работу накапливать в нужном объеме не получится. Решить эту проблему поможет накопительный подход к отметке. Можно выделить 3–5 минут урока на фронтальную преимущественно устную работу с учениками. За это время можно задать вопросы нескольким ученикам или попросить прокомментировать то или иное задание. Чтобы выставить отметку такой работы единоразово недостаточно. Но работу можно накапливать.

   ПРИМЕР. На первом уроке школьник верно отвечает на вопрос, педагог фиксирует «красную» отметку – это первичная отметка, которая пока не идет в журнал. На следующем уроке тот же ученик комментирует текст – педагог фиксирует «желтую» отметку, она может быть как выше, так ниже «красной». Наконец, на дом этому ученику дается задание определенного уровня. За его выполнение педагог выставляет в журнал «зеленую» отметку с учетом предыдущих «красной» и «желтой» отметок. Или письменные задания в рабочей тетради на печатной основе в начальных классах можно оценивать в накопительной форме (я, например, ставила оценку в журнал за 2-3 присланных работы). Такой подход позволит накапливать отметки за объем работы ученика. При этом школьник будет понимать, какая отметка пойдет в журнал и почему, а текущий контроль не будет отнимать много времени.

  1. Разработать дифференцированные задания

   Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.

ПРИМЕР. Аудирование. Учащиеся прослушивают текст. Потом им предлагается три типа заданий:

   Первый вариант дифференциации (для слабых учеников) - выбери правильный ответ из трёх предложенных. Следующий тип задания (для среднего уровня) - ответь на вопросы. И для сильных учеников - расставь предложения в логическом порядке, соответствующий тексту. Такой подход позволяет оценить, кто из учеников освоил этот навык на базовом уровне, кто на повышенном, а кто на высоком.

   В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если ученик выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3 балла. 4 балла получит школьник, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 баллов – ученик, который выполнил задания высокого уровня. На дистанте такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Сейчас цель занятий – помочь ученикам успеть освоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все ученики. Педагог предлагает задания этого уровня на уроках и не оценивает отметкой, но обязательно даёт обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня можно предложить давать на дом. Так учителя будут работать в зоне ближайшего развития школьников.

  1. Не менять критерии оценивания

   Школьники должны понимать, что и как оценивает педагог. Поэтому с переходом на дистанционное обучение учителя не должны менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то учитель обязательно должен разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.

  1. Использовать вариативные задания

   Чтобы школьники не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, необходимо индивидуализировать задания. Для проверки одного итого же предметного результата или группы результатов педагог готовит варианты заданий. Каждый раз учитель произвольно делит класс на группы перед тем, как провести контроль или дать домашнее задание. Группы каждый раз должны быть разными. Каждой группе учитель выдает собственный вариант. Нужно заготовить 4–5 вариантов. Например, учитель готовит набор примеров на отработку одного и того же грамматического правила, но использует разные предложения. Такие вариативные задания снизят риск получить списанную работу. А если школьники все-таки решат обмануть педагога – это сразу станет очевидно.

   В заключение хочу добавить, что в настоящее время появилось огромное количество цифровых ресурсов для использования  в период дистанционного обучения: это и интерактивные тетради, и образовательные платформы («Учи. Ру», «Яндекс. учебник»,  «ЯКласс», «Российская электронная школа» и др.), сервисы «Google Classroom», “Duolingo”, “Puzzle-english”, “Lingualeo” и т.п. Так что у учителя открываются новые возможности для объективного контроля, оценивания, обратной связи и рефлексии в новых дистанционных условиях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Мастер-класс "Обратная связь и рефлексия"

Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе теми отношениями, которые возникают между его участниками: педагогом и обучающимися. Формирован...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Лист обратной связи – основной инструмент формирующего оценивания

В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. Новый подход к оцениванию - применение технологии формирую...

Мастер-класс на тему "Технология формирующего оценивания. Чек-листы как средство самооценки обучающихся и инструментарий обратной связи."

Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части мастер-класса дает возможность сообщест...