Современные приёмы оценивания на уроках английского языка
статья по английскому языку

Оценивание-механизм сопоставления фактических результатов учащихся с ожидаемыми результатами    обучения    учебной    программы   для    корректировки   планирования   и организации обучения.

Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.

Практическая значимость оценивания заключается в том, чтобы:

-определить уровень подготовки каждого ученика на этапе учебного процесса;

-отследить программу в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика;

-мотивировать учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

-осуществить мониторинг эффективности учебного процесса;

-обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями

Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС:

  • Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки.
  • Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов.
  • Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
  • Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.).
  • Проектная деятельность как элемент итоговой оценки.
  • Оценка динамики учебных достижений.
  • Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.)

Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)   учащихся, где технология оценивания рассматривается как технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:

  • «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
  • «Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументировано оспорить выставленную отметку.
  • «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за упражнение, выполненное при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За упражнение проверочной (контрольной) работы по

 

итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные приёмы оценивания на уроках английского языка Оценивание-механизм сопоставления фактических результатов учащихся с ожидаемыми результатами        обучения        учебной        программы        для        корректировки        планирования        и организации обучения.

Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.

Практическая значимость оценивания заключается в том, чтобы:

-определить уровень подготовки каждого ученика на этапе учебного процесса;

-отследить программу в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика;

-мотивировать учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

-осуществить мониторинг эффективности учебного процесса;

-обеспечить обратную связь между учителем, учеником и родителями

Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС:

  • Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки.
  • Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов.
  • Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
  • Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.).
  • Проектная деятельность как элемент итоговой оценки.
  • Оценка динамики учебных достижений.
  • Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.)

Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)   учащихся, где технология оценивания рассматривается как технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:

  • «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
  • «Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументировано оспорить выставленную отметку.
  • «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за упражнение, выполненное при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За упражнение проверочной (контрольной) работы по

итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

Одна из основных инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности.

В обучении использую различные способы оценивания:

  1. Оценка деятельности учащихся в проекте;
  2. Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
  3. Оценка умения работать с информацией;
  4. Оценка умения представлять информацию;
  5. Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
  6. Оценка собственных образовательных результатов – эссе;
  7. Самооценка учащегося – рефлексия.

Сегодня в качестве инновационных средств использую тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года. По учебным модулям регулярно (по мере окончания их изучения) проводится контроль и осуществляется оценивание учебных достижений студентов (промежуточный контроль). Число этапов промежуточного контроля совпадает с числом модулей - их может быть два, три или четыре в год. Общее количество зависит от особенностей предмета и объёма изучаемого курса. Крупные по объёму и важные по образовательной значимости модули имеют более высокий рейтинг, а потому им отводится большее число баллов. В результате изучения всех модулей осуществляется итоговый контроль с заданиями по всему учебному курсу (дисциплине).

Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

  • учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
  • более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
  • создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
  • позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником. Учебное портфолио. Портфолио фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

Мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

На своих уроках использую следующие приёмы оценивания:

Взаимооценивание-это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Ученику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники. Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными

Одним из эффективных приемов запоминания лексико-грамматического материала является метод с использованием технологии Mind Map. Интересные результаты даёт использование интеллект-карт при работе с лексическим материалом. Что представляет собой обучение лексике английского языка? Это определенный процесс расширения словарного запаса. Интеллект-карты помогают сделать этот процесс интересным и увлекательным. Чтобы помочь эффективнее запомнить лексику, например, по теме

«Здоровье», предлагаю всем вместе составить интеллект-карту на доске (а при наличии технической возможности - можно и на компьютере) Задаём ключевое слово – «Health». . Прошу предлагать любые понятия, ассоциативно связанные сданным понятием. Все названные понятия укладываем в определенную схему.

«Лестница успеха» При подведении итога урока, ученикам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и смайликов определить ступеньку, по «5» бальной шкале оценивания и объяснить свою оценку. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммарное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки.

«Пирамида» Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над чем необходимо поработать или что повторить к следующему уроку.

«Sorting» Ученики распределяют предложенные педагогом слова по темам.

«Know-Want to Learn-Learned» Учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь - Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.

Рефлексивная самооценка «Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя "Использование приёма интеграции на уроках английского языка при ознакомлении и усвоении грамматических структур на начальном и среднем этапе обучения"

Данная работа является обобщением опыта работы учителя по использованию приёма интеграции на уроках английского языка как основе и опоре для ознакомления и усвоения грамматических структур на начально...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Приёмы целеполагания на уроке английского языка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к с...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....

Приёмы рефлексии на уроках английского языка

Рефлексия является  обязательной  составляющей современного урока. Рефлексия - подведение итогов учебной деятельности учащихся, самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и ...