Исследовательский научный проект по теме: «КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
проект по английскому языку

Бабкова-Эстеркина Анастасия Алексеевна

Коммуникативный метод подчеркивает способность передавать сообщение в терминах его смысла, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на грамматическом совершенстве или фонетике. Поэтому сейчас акцент смещается в сторону того, насколько учащиеся развили свои коммуникативные способности и компетенции. В этой связи, в настоящее время мы имеем дело с коммуникативно-деятельностным подходом обучения, в основе которого лежат две группы методов обучения:

 a) комбинированные;

б) интенсивные.

         Подробно хочется остановиться на коммуникативном методе, который относится к комбинированным методам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx136.65 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский научный проект по теме:

«КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Содержание:

  1. Обоснование необходимости использования коммуникативного метода при обучении иностранному языку в начальной школе……..2
  2. Используемые технологии……………………………………….……..3
  3. Результаты применения коммуникативного метода в изучении иностранного языка в начальной школе………………………...……..6

1. Обоснование необходимости использования коммуникативного метода при обучении иностранному языку в начальной школе

 

        Коммуникативный метод обучения языку является естественным усовершенствованием предыдущих методов подготовки, которые чрезмерно фокусировались на обучении грамматическим структурам и шаблонным предложениям, но которые практически не придавали значения тому, как язык используется на практике.

        Коммуникативный метод подчеркивает способность передавать сообщение в терминах его смысла, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на грамматическом совершенстве или фонетике. Поэтому сейчас акцент смещается в сторону того, насколько учащиеся развили свои коммуникативные способности и компетенции. В этой связи, в настоящее время мы имеем дело с коммуникативно-деятельностным подходом обучения, в основе которого лежат две группы методов обучения:

 a) комбинированные;

б) интенсивные.

        Подробно хочется остановиться на коммуникативном методе, который относится к комбинированным методам. Коммуникативный метод обучения языку имеет различные характеристики, отличающие его от предыдущих методов:

  1. Коммуникативная направленность обучения, проявляющаяся в:
  • коммуникативном поведении преподавателя;                      
  • использовании упражнений, максимально воссоздающих ситуации общения;
  • ситуативном характере общения;
  • направленности произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания, а не на его форму;
  • наличии в упражнениях фраз, ценных в коммуникативном отношении.
  1.  Учет индивидуально-психологических особенностей и потребностей учащегося, отталкиваясь от ведущей роли его личностного аспекта.
  2. Функциональный подход к отбору и презентации учебного материала на всех уровнях: лексическом, грамматическом, ситуативном, тематическом.
  3. Большое значение придается личному опыту и ситуациям учащихся, которые рассматриваются как неоценимый вклад в содержание уроков и как способ речевой стимуляции.
  4. Обучение происходит с использованием аутентичных английских текстов, за счёт чего дети не только изучают иностранный язык, но и изучают стратегии понимания.
  5. Новизна в общении, проявляющаяся в принципиально иной организации учебного процесса за счёт активного взаимодействия учеников с учителем на иностранном языке.

        Исходя из вышесказанного, я могу с уверенностью заявлять о том, что разнообразие видов упражнений, совместимых с интерактивным подходом, делают учащегося способным достичь коммуникативной цели вовлечения в общение, а также способствуют его мотивированности.

2. Используемые технологии

        Наиболее распространенной моделью обучения, применяемой в контексте коммуникативного метода, является функционально-смысловой подход, который акцентирует внимание на организации учебного плана. Это разбивает использование языка на 5 функциональных категорий, которые должны прорабатываться во время занятий: личные (чувства и          т. д.), межличностные (социальные отношения), директивные (влияние на других), референтные (сообщение о вещах, событиях, людях или самом языке) и образные (творчество и художественное выражение).

        Учитывая 5 направлений, мне кажется необходимым использовать следующие технологии применительно к обучению в начальной школе.

        Моделирование ситуации общения. Ситуация и речь - две составляющие одного целого, языковые навыки совершенствуются в ситуациях, заставляя тем самым человека подстраивать я и адаптироваться к новым условиям. Любую включенную в программу тему можно раскрывать как набор определенных коммуникативных ситуаций, в которых интересно поучаствовать и проявить себя. Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор в магазине, кассе театра, беседа матери с ребёнком по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа бывших одноклассников, беседа сотрудников офиса, встреча близких друзей, коллег и родственников и т.д. 

        Речевые упражнения. Данный вид упражнений позволяет детям развивать навыки пересказа текста своими словами, научиться описывать картины, характеристики лиц, предметов и явлений, комментировать происходящее вокруг. Упражнения по спорным моментам в тексте могут быть выстроены следующим образом:

  1. Приоритизация вопросов для достижения консенсуса;
  2. Выбор по справедливости между несколькими вариантами;
  3. Мозговой штурм-порождение множества радикальных идей.

        Дискуссии. Наличие проблемного содержания является условием появления у учеников начальной школы потребности говорить, которое служит основным условием коммуникативной мотивации Как говорится, в споре рождается истина. То же самое верно и по отношению к дискуссиям. Дискуссии позволяют иметь неограниченное количество участников, характер обсуждаемых тем может варьироваться, тип вовлеченности ученика (проболел ли он пол четверти или присутствовал на всех занятиях) можно легко нивелировать, позиции участников можно менять в ходе обсуждения, время, которое у вас есть в наличии, можно регулировать в зависимости от заинтересованности детей. Перед началом дискуссии ученикам озвучиваются обязательные для соблюдения правила:

  1. не навязывать своего мнения;
  2. не позволять одним детям перебивать других;
  3. дать всем желающим право высказаться или возразить.  

        Театрализации. Театрализации поощряют исполнительское творчество, развивают способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации, знакомят с устройством театра и театральными жанрами, создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуют самореализации каждого ребенка.

        Проекты. Проекты направлены на расширение и систематизацию знаний детей об исходной теме, также как развивают детскую фантазию, воображение и все виды памяти. Общая деятельность учит тому: как всех поприветствовать, делиться радостью или разделять сомнения, внимательно относиться друг к другу, чтобы правильно выстраивать коммуникацию в течение всего дня. Детям нравится чувствовать ответственность за общее дело и коллективно болеть за результат.

        Коммуникативные игры. В процессе коммуникативной игры ребенок невольно создает себе определённый образ с помощью множества средств вербальной и невербальной выразительности. Игровая деятельность подразумевает игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; игры-импровизации с разыгрывавшем сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Игры могут быть абсолютно различными, чтобы ребенок рос разносторонней личностью, но три компонента должны оставаться неизменны:

  1. Постоянное проведение игр, интегрированных во все формы организации педагогического процесса;
  2. Максимальная вовлеченность и активное участие детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  3. Сотрудничество детей друг с другом и с учителем на каждом этапе организации игры.

        Таким образом, технологии могут варьироваться в зависимости от темы урока, но принципы их использования должны каждый раз выполняться:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности – динамичности;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

3. Результаты применения коммуникативного метода в изучении иностранного языка в начальной школе

        Применение коммуникативного метода обучения иностранным языкам предусматривает, в первую очередь, определение того, кому подходит данный метод. Тем не менее, главное преимущество коммуникативного метода — развитие неподготовленной речи. Эти навыки незаменимы в жизни, потому что овладение ими значительно упростит естественный процесс общения, где невозможно предугадать ответную реплику собеседника. Исходя из этого, одной из самых важных целей метода является развитие быстрой реакции учащегося на высказывания говорящего. Так как речевые ситуации максимально идентичны живому общению, ввиду их коммуникативной ценности у учащихся возникает потребность в обсуждении сложностей, с которыми они сталкиваются, а, следовательно, повышается мотивация к обучению. Благодаря речевым ситуациям, рассматриваемым на занятиях, учителю удаётся обеспечить перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику. В итоге, учебная ситуация ставит учащегося в условия однотипные с естественными, и в то же время не повторяет их, а видоизменяет и трансформирует, что готовит детей к любым неожиданностям и закаляет их характер.

Автор статьи:

Бабкова-Эстеркина Анастасия Алексеевна, учитель английского языка начальных классов школы ОАНО СОШ  «Москвич»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку в начальной школе

Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку в начальной школеЦель работы:Исследовать дидактический  потенциал  языковых и коммуникативных  игр для обучения англи...

Исследовательский научный проект по теме: «НАГЛЯДНО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Содержание: 1.      Обоснование необходимости использования наглядного - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе………&helli...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить попул...