Роль внеурочной деятельности при формировании положительной мотивации к изучаемому предмету
методическая разработка по английскому языку

Бекмансурова Венера Ануровна

Венера Ануровна делится успешной формулой повышения мотивации учащихся в гимназии через организацию внеурочной деятельности. Подробно описывает план-график мероприятий месяца английского языка, который является традицией в гимназии и пользуется большой популярностью среди обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_ramkah_gorodskogo_meropriyatiya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках городского мероприятия

 «Презентационное мероприятие «Территория смыслов» учителей английского языка в МБОУ «Гимназии № 14», 02.03. 2023г.

«Организация внеурочной деятельности в образовательной организации как ключевой фактор повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка»

Слайд 1

В начале своего выступления предлагаю обратиться к ключевому термину, а именно мотивации. Дорогие коллеги, что же такое мотивация?

Слайд 2

Вы абсолютно правы, мотивация- это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию учащихся на поддержание интереса к изучению того или иного предмета и соответственно приложение усилий для достижения поставленной цели. Иначе говоря, мотивированным человеком действительно как будто что-то движет, он настойчив, сосредоточен на выполнении задачи, и достигает таким образом интеллектуальных успехов.

На какие два основных вида мы разделяем мотивацию?

 Верно. Это внешняя и внутренняя мотивация.

Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги, они побуждают ребенка к учебной деятельности, наказывая за двойки, и поощряя за пятерки. Внешняя мотивация- стремление делать дело, чтобы получить награду, избежать наказания или чувства стыда.

Внутренняя мотивация- стремление делать дело ради него самого, его собственной привлекательности и личных смыслов. Внутренняя мотивация идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к развитию каких-либо своих качеств, способностей. Стимулом здесь является сам предмет познания - интересный и увлекательный. Внутр. мотивация влияет на 1) отношение к учебе 2) результат учебы

Слайд 3

С. Л. Рубинштейн писал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, что является ключевым в его изречении.

Существует ряд факторов, которые влияют на формирование экзистенциальной компетенции обучающихся, т.е. уровня мотивации. И безусловно в числе таких факторов стоит организация внеурочной деятельности для обучающихся в ОО.

Слайд 4

В своем выступлении я хочу поделиться с Вами тем, каким образом мы вызываем познавательный интерес у обучающихся нашей гимназии. На самом деле, проблема мотивации никогда остро не стоит касательно наших учащихся, но тем не менее ежегодно мы проводим онлайн-диагностику среди 5-10 классов на выявление вида и уровня мотивации к изучению нашего предмета. Данное тестирование включает в себя 20 вопросов, на которые отвечают учащиеся. Далее происходит автоматическая обработка ответов обучающихся и выводим определенный отчет исходя из полученных данных, в котором наглядно виден вид мотивации ребенка и его уровень (высокий, средний, низкий). Данная информация является ценной для учителей английского языка при дальнейшем планировании, корректировке своей работы в преподаваемом классе. По результатам онлайн-мониторинга среди обучающихся нашей гимназии в большей степени преобладает внутренняя мотивации с ее высоким и средним уровнем. Единичны случаи внешней, низкой мотивации. Существует разнообразие различных вариантов тестирования на выявление вида и уровня мотивации. В своей практике Вы можете использовать то, что Вам по душе. Еще раз подчеркну тот момент, что сама диагностика играет весомую роль при планировании учебного процесса и позволяет скорректировать  его, добиваясь положительного мотивационно-ценностного отношения всех учащихся к изучению того или иного предмета.

Слайд 5

Чтобы достичь таких хороших показателей, в нашей гимназии мы огромное внимание уделяем внеурочной деятельности. В связи с этим каждый декабрь на протяжении целого месяца у нас традиционно проходит месяц АЯ. В рамках месяца АЯ мы организуем ряд мероприятий с вовлечением обучающихся всех ступеней обучения. Формат мероприятий абсолютно отличается друг от друга. Также ежегодно мы опробируем пару новых мероприятий. Таким образом, ребята не успевают устать от формата и всегда с большим желанием и ажиотажем принимают участие в месяце АЯ.

Предлагаю наглядно посмотреть на программу мероприятий этого учебного года. Внимание на экран. В начале месяца АЯ я провожу торжественную церемонию открытия в актовом зале, куда приглашаются по 2 представителя от класса. На церемонии открытия я знакомлю ребят с программой мероприятий, даю краткую характеристику каждого мероприятия. Далее у нас стартуют различные конкурсы, примерно по 2-3 еженедельно и так на протяжении всего месяца. Безусловно, это нелегкая работа, подключаются все учителя и даже старшеклассники. Обратимся к самим мероприятиям. У нас проводятся заочные и очные конкурсы. По каждому конкурсу у нас разработаны внутренние положения. К заочным конкурсам можно отнести конкурс стенгазет, конкурс видеороликов.

Слайд 6

В этом году каждая подгруппа в классе работала над созданием стенгазеты на тему “Top 5 Facts about English-speaking countries”. Во-первых, данная групповая форма работы способствует укреплению связи между учителем и учениками, сплочает самих учащихся, естественно развивает и повышает уровень их внутренней мотивации, и конечно же расширяет кругозор детей, поскольку заявленная тема носит страноведческий характер. По результатам конкурса отбираются лучшие стенгазеты и вывешиваются в холле 1 этажа.

Заочный конкурс видеороликов тоже тематический. Например, однажды у нас была тема “Acting out the proverb” (ребята инсценировали ту или иную пословицу), “What does Christmas mean to you?” “The most original Christmas wish”, “Our expectations from the coming year”. Следует отметить, что формат видеороликов близок ребятам на всех ступенях обучения, поскольку блогинг стремительно развивается в нынешнее время.

Слайд 7

Среди традиционных конкурсов- Christmas dictation (или тотальный диктант на английском языке) в разных форматах. Сначала мы практиковали индивидуальное участие, далее перешли на командное, где каждый член команды участвует в написании общего диктанта. В качестве контентной стороны текст может быть художественной направленности, рождественской тематики, все это мы обсуждаем с коллегами заранее. Также наиболее трудные лексические единица выписываются на доску перед написанием диктанта.

Следующее мероприятие-Игра- бег по станциям для учащихся начальной школы “Running in the Maze.” Сборные команды от каждого класса соревнуются между собой одновременно проходя различные станции по своему маршрутному листу и выполняя задания, затрагивая все аспекты языка. Среди станций такие, как The World оf Words, Reading Club, Listening Natives, Funny Grammar и другие. По итогам игры командам присуждаются номинации. Этот формат очень схож с городской игрой «Бег по станциям для 6х классов». В качестве организаторов выступают старшеклассники, которые и проводят данную игру. Таким образом, мы видим ценность наставничества, ценность вовлечения учащихся старших классов в организацию внеурочной деятельности.

Слайд 8

Конкурс чтецов для учащихся начального и среднего звена. Каждый раз мы определяем тематику конкурса. Например, в этом году тема была Fashion. Clothes. В прошлом году все, что связано с искусством (театр, музыка, кино).  Данное мероприятие проходит в актовом зале. Учащиеся презентуют в стихах или прозе произведения на английском языке согласно обозначенной тематике и по итогам конкурса выявляются The Best Reciters, остальным участникам присуждаются номинации. Долю участников составляют в основном учащиеся начального и среднего звена.

Для учащихся старшего звена в этом году состоялся дебют конкурса актерского мастерства под названием “Shadowing”. Цель конкурса: совершенствование фонетических, риторических умений и навыков учащихся, а также навыков актерского мастерства. Участникам предлагается чтение произведений в стихах или прозе с минимальной предварительной подготовкой. На подготовку выделяется 45 минут. Произведения распределяются организаторами между участниками за 45 минут до начала конкурса. Далее по истечению обозначенного времени участники поочередно презентуют произведение на сцене перед зрителями, полностью имитируя произношение, интонационный рисунок, мимику, жесты образца. Таким образом, оценивается языковая подготовка, интонационный рисунок, четкость и выразительность речи, художественная цельность, умение презентовать произведение на публике, и конечно, актерское мастерство.

Слайд 9

Образовательная игра «Дебаты» традиционно проводится для учащихся 8-11 классов. С точки зрения языка- отличная прокачка языковых навыков. Но и подготовка к дебатам достаточно серьезная и отнимает много времени. Тема отборочной и финальной игр как правило заранее известна участникам.

Слайд 10

Любимая всеми игра Spelling Adventure. Нынче школы города имели возможность познакомится с форматом игры в рамках городского конкурса, который состоялся 18 февраля. Данный конкурс отлично прокачивает языковые навыки ребенка, точнее говоря, аудитивные, лексические, фонетические. От ребенка требуется правильно распознать услышанное слово на слух, вспомнить его графическое написание и  наконец, верно произнести по буквам. Задача не простая, но посильная и детям обычно нравится соревновательность данного конкурса.

Слайд 11

Викторина на английском языке “Quiz Club”. Проводится в двух категориях, для учащихся 5-7 классов и 8-11 классов в 6 категориях- музыка, кино, литература, искусство, история, география. Пять вопросов в каждой категории, 4 из которых про англоговорящие страны+ 1 про родную страну. В этом году мы провели данные конкурс с приглашением участников из школ повышенного уровня.

Нынче мы опробировали конкурс на озвучивание фрагмента мультфильма на английском языке среди команд 7-8 классов под названием “Voiceover”. Тоже достаточно интересная альтернатива внеурочной деятельности.

Слайд 12

Project Day еще одно мероприятие месяца АЯ. День проектов для учащихся начальной школы и 5-7 классов. Это не массовый конкурс, поскольку он требует тщательной подготовки учащегося и его научного руководителя. В этом году было около 9 выступающих, чьи доклады отличались творческой изюминкой, созданным продуктом в ходе своего мини-исследования. Хочется конечно отдать должное учителям английского языка и родителям учащихся. Когда мотивированы все, начиная от ребенка и заканчивая родителями, то получается одно большое дело.

Слайд 13

Самое масштабное мероприятие месяца АЯ- конкурс-фестиваль на АЯ «Битва Хоров» Battle of the Choirs на лучшее исполнение песни на иностранном языке.  Данное мероприятие имеет свою специфику и свою волшебную атмосферу. Каждый коллектив гимназии представляет к исполнению песню на английском языке по объявленной теме конкурса. Нынче тема звучала следующим образом: Music in my heart.

Слайд 14

Наряду со всеми мероприятиями у нас стартуют ежедневные рубрики на английском языке: 1) страноведческая рубрика Country Studies, в которой ребята ежедневно на протяжении месяца знакомятся с 1 страноведческим фактом. 2) рубрика «Идиома дня» или «Пословица дня». На уроках в начале в ходе речевой зарядки ребята дают feedback.

На этом формат месяца АЯ в нашей гимназии не ограничивается, с каждым годом мы вносим коррективы, внедряем новые мероприятия, что-то убираем, от чего-то отдыхаем. Но зарядить всех и каждого у нас безусловно получается и даже спустя некоторое время после окончания месяца АЯ еще чувствуется приятное послевкусие.

Слайд 15

Поэтому we highly recommend you to introduce such a wonderful school tradition to organize language events for better motivation your English learners. Возвращаясь к теме моего выступления: повышение мотивации через организацию внеурочной деятельности- вот наша формула успеха! Thank you for your attention


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников

Формирование положительной мотивации изучения иностранного языка во внеурочной деятельности у младших школьников...

Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"

В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.

Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...

Роль внеурочной деятельности в формировании творческой личности ребёнка

Во внеурочной деятельности формируются знания, которые человек умеет применять на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «проп...

Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"

Статья "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции"...