Таксономия Блума на уроке английского языка как вариант развития прогресса обучающегося
статья по английскому языку

Газыева Татьяна Викторовна

Данная статья включает в себя практические задания, упражнения для работы на уроках английского языка. Также есть несколько проверочных работ, составленных в соответствии с уровнями познания Блума, что помогает и учителю, и обучающемуся видеть уровень освоения какой-либо темы, отмечать свой прогресс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taksonomiya_bluma_statya.docx145.66 КБ

Предварительный просмотр:

Таксономия Блума на уроке английского языка

как вариант развития прогресса обучающегося

(автор: Газыева Т.В.)

                                                         Учитель должен обращаться

                                                            не столько к памяти учащихся,

                                                             сколько к их разуму, добиваться

                                                                     понимания, а не одного запоминания.
                                                                                      Ф. И. Янкович де Мариево

    Требования к современному уроку английского языка в условиях введения обновленных ФГОС нацеливают нас на модель ученика, способного мыслить, анализировать, искать ответы на вопросы, давать объективную оценку. Для повышения эффективности мыслительной, познавательной деятельности учащихся и развития критического мышления я разрабатываю и применяю на своих уроках задания, отражающие структуру таксономии Блума. Такие упражнения раскрывают цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, но уже с переосмыслением тех знаний, которые были получены раннее и умелое их сочетание с новыми идеями. Внедрение упражнений по структуре  таксономии Блума, позволяет отразить дифференцированный подход обучения, так как при их выполнении ученик может остановиться на своем уровне качества знаний или же наоборот постараться расширить свои возможности и подняться до ступени среднего и высокого уровня. Для этого каждое из предлагаемых мною заданий расписано пошагово с постепенным усложнением, при этом есть возможность выбора пройти столько шагов, насколько позволяют познавательные возможности каждого. Оценивая такие задания, учитель четко определяет для себя уровень ученика, видит имеющиеся затруднения, намечает пути их решения.  

     Итак, обратимся сначала к  «ромашке вопросов» или «ромашке Блума».  В чем же суть данного приема? "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.http://festival.1september.ru/articles/625679/img2.jpg

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"

Вышеизложенный теоретический материал реализовался в следующих практических упражнениях. Их можно использовать на этапе уроке проверки и закрепления изученных знаний.

Примеры упражнений

№ 1

    Закончить предложенные фразы и объединить их в связанный текст, озаглавить его, после чего дать ряд прилагательных, характеризующих  семейные взаимоотношения.

  • Yesterday my mother was tired because …
  • When we gathered together …
  • By the evening she felt …
  • I’m glad that …
  • Today the weather is … so …

Отмечаю, что учащиеся писали с энтузиазмом, задумчивым взглядом и разнообразием мыслей. Их привлек творческий характер задания, возможность выразить свои идеи, чувства, фантазию. И вот что в результате у них получилось.

 I live in France with my husband. My brother and mum live in Russia. I'm sorry that mum can't visit me every month. But I'm glad that she goes to France as often as possible. And now I want to tell you short story about day when my mum was at my home.
     Yesterday my mother was tired because we went shopping all day. She said: "I didn't know that shopping is very hard. But I'm glad that we bought those red shoes!" I like when mum's happy. I think all was normal. But by the evening she felt herself worse. She had a headache. I asked mum: "What's matter?" I was surprised about her answer: "Daughter, I worry about red bag which we saw in boutique." I began laughing! When we gathered together I told this story to my husband. I saw smile on his face. He said: "Oh, Anna Vladimirovna, you're funny woman."
     Today the weather is fine so I offer walking. Mum says: "Maybe, we'll buy the bag? Please..."

№ 2

  • Работая в группе,  дать свои ассоциации к слову Environment (окружающая среда).
  • Пояснить связь возникших ассоциаций с предложенным словом.
  • В данную ассоциативную карту добавить ряд слов, которые будут являться ответами на вопрос «How can we help the environment?» (Как мы можем помочь окружающей среде?)
  • Задайте толстые и тонкие вопросы другим группам по содержанию их ассоциативной карты, дайте краткие и полные ответы. (ex. Is water polluted? – н/р вода загрязнена?, What would you do if you were environment educated person? – Что бы вы сделали если бы были экологом?)
  • Написать эссе «Environment and I». (Окружающая среда и я).
  • Дайте оценку состояния окружающей среды в процентном соотношении. (ex. 70% of pollution by 30 % of clean air – н/р 70% загрязнения на 30 % чистого воздуха).

№ 3

Стратегия критического мышления РАФТ также является ярким примером развития мыслительной деятельности учащихся. При оформлении своих идей в форме письма, рассказа, дневника, стихотворения и т.д. учащиеся:

Активизируют знания изученных лексических единиц.

  • Стараются понять основные идеи предложенного направления, обсуждая в группе, в паре выбранные параметры.
  •  Создают текст.
  • Анализируют, обмениваясь текстами  в паре с целью внесения дополнений или изменений.
  • После чтения своего продукта, делают оценку своей деятельности по средствам различных видов оценивания (самооценивание, выводы, сравнение с другими работами и т.д.)
  • Создают сборник, включающий работы товарищей.

Предлагаю один из примеров письма, написанного по стратегии РАФТ ученицей 10 класса по теме “Health” (Здоровье).

       Good day, Coca-Cola! How are you? Hmm, I'm not interested in your feeling, because I hate you. You're harm everyone who drinks you. I can't tolerate it anymore. You have to cease to exist. Humanity suffer from you, because you are killing them slowly. You have a lot of unhealthy stuff. You are only suitable for washing of bath.
Dear Coca-Cola, please, stop killing people! I think, If you escape from chemical stuff, you will healthier than now. You should be kinder and you can help some people to be in the form. 
You will be more important in their life. But if you don't decide to be on a good side, me and Council of healthy food will ban you to live there and you will never be able to kill somebody. So in my opinion, you should listen to my recommendation and don't make mistake.
Without love, your Orange Juice.

№ 4

  • Определите правило, на котором основывается выполнение данного упражнения.
  • Объясните правила употребления.
  • Выполните данное упражнение письменно.
  • На какие группы можно разделить данные предложения.
  • Добавьте по одному примеру своих предложений к каждой группе.
  • Дайте оценку уровня сложности выполнения данного упражнения для вас (высокий, средний, низкий).

1.This is ... book. It is my ... book. 2. Is this your ... pencil? — No, it isn't my ... pencil, it is ray sister's ... pencil. 3. I have ... sister. My ... sister is ... engineer. My sister's ... husband is ... doctor. 4. I have no ... handbag. 5. Is this ... watch? — No, it isn't ... watch, it's ... pen. 6. This ... pen is good, and that ... pen is bad. 7. I can see ... pencil on your ... table, but I can see no ... paper. 8. Give me ... chair, please. 9. They have ... dog and two ... cats. 10. I have ... spoon in my ... plate, but I have no ... soup in it.

№5

  • Определить глагол в каждом предложении.
  • Сравнить форму глаголов разных временных отрезков.
  • Упорядочить данные предложения на времена группы Past, Present и Future.
  • Соотнести части двух столбиков.
  • Написать текст из 3-4 предложений связанных между с собой по смыслу, употребляя рассмотренные грамматические времена.
  • Расставить напротив каждого предложения знаки «-» - данная тема мною не усвоена, «!» - хорошо усвоена, «?» - есть некоторые пробелы по данной теме.

  1. We often watch this film.                                       a)Present Simple
  2. We did this work last month.                                  b)Future Simple
  3. They have already read this book.                           c)Past Simple
  4. He is eating now.                                                     d)Present Perfect
  5. We'll  watch this film tomorrow.                             e)Past Continuous
  6. We knew that they would do this

work the next day.                                                   f)Present Continuous

  1. She was eating at 5 o’clock yesterday.                     g) Future in the Past

№ 6

Вопросы по «Ромашке Блума» (тема «Health»)

  1. Is it necessary to care about our health?  (Это важно заботиться о своем здоровье?)
  2. Do you really think that Fast Food is harmful for us? (Ты действительно думаешь, что быстрая еда вредна для нас?)
  3. Why do you eat hot dogs, hamburgers and drink Coke if you know  it is unhealthy ? (Почему ты ешь хот доги, гамбургеры и пьешь колу, если ты знаешь, что это вредно?)
  4. If you were a sportsman what kind of lifestyle would you have? (Если бы ты был спортсменом какой образ жизни у тебя бы был?)
  5. What is difference between active and passive lifestyle?  (В чем разница между активным и пассивным образом жизни?)
  6. How can we keep fit? (Как мы можем поддерживать здоровье?)http://quavermusicblog.com/wp-content/uploads/2012/09/BloomsTaxonomy.png

После изучения большого тематического раздела для определения уровня владения материалом каждым учеником нами используется новый вид контрольных работ, который основан на уровнях познания таксономии Блума.

    Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания) обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня. 

Навыки мышления

Содержание

Деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Знания

Перевод и распознавание информации

Рассказывает, показывает, руководит, указывает

Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, распознают (что-то уже знакомое ранее), регистрируют, относят к определенной категории

Понимание

Понимание предоставленной информации; пересказ собственными словами

Сверяет с правильным (правилом), сопоставляет, демонстрирует

Обсуждают, распознают, рассказывают, объясняют, делают сообщения, демонстрируют примеры

Использование

Использование концепций, идей в новых ситуациях

Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает, критикует

Используют, употребляют, рассчитывают, демонстрируют, инсценируют, рассматривают, проверяют, иллюстрируют, приводят примеры, толкуют, определяют соотношение, составляют перечень.

Анализ

Разбиение информационных данных в связанные между собой части

Сопроводит, наставляет, помогает делать попытки, помогает с источниками информации

Анализируют, упорядочивают, систематизируют, сравнивают, устанавливают связи (между словами, частями целого), противопоставляют, различают, дифференцируют, выделяют части, выводят (выводы, последствия, и т.д.), упорядочивают, задают вопросы.

Синтез

Объединение информационных данных для создания нового целого

Расширяет, оценивает, отражает, влияет

Приводят в систему, компонуют, соединяют, создают, проектируют, разрабатывают, придумывают, конструируют, создают (принципы, правила), объединяют в одно целое, укрупняют, придают завершенный вид, трансформируют, модифицируют, подправляют, систематизируют, приводят в рабочее состояние, перестраивают, перераспределяют.

Оценивание

Определение ценности на основе критериев

Проясняет, вносит ясность, допускает, признает, согласовывает, приводит к согласию

Оценивают, расценивают, аргументируют, приводят доказательства, определяют (величину, ценность, польза, вред), отдают предпочтение; делают выбор, приводят в соответствие (требованиям, стандартам, критериям), делают выводы, убеждают, принимают решения, отстаивают, оправдывают (мероприятия, поступки, и т.д.), судят, приписывают (класс, ранг), становятся арбитрами, предусматривают, прогнозируют.

Контрольные работы, которые основываются на данных уровнях познания, создаются как по отдельной грамматической теме, так и по целому модулю учебника. По времени они занимают минут 40- 45, т.е. целый урок, поэтому целесообразно проводить их во время плановых Checkpoint. Учащиеся должны двигаться постепенно от простого к сложному. Оценивается такой вид работы следующим образом: выполнение 3х уровней – «удовлетворительно», 5ти – «хорошо», 6ти – на «отлично».

Контрольная работа для 7 класса (тема «The Passive Voice»)

Levels

Tasks

know

Write down the scheme of forming The Passive Voice

understand (comprehend)

Find and write down the Passive Voice combinations:

  1. I have not been invited to the theatre.
  2. Somebody planted the tree last month.
  3. The students were not shown a new textbook.
  4. The professor was not going to open the door.
  5. The waitress brought Mary a big pizza.
  6. Was the boy taken to the Zoo?

apply

Translate:

  1. Это сочинение было написано на прошлой неделе.
  2. Мою подругу каждый год посылают за границу.

analyze

Open the brackets, using Passive Voice:

  1. Bread (to eat) every day.
  2. The letter (to receive) yesterday.
  3. Nick (to send) to Moscow next week.
  4. I (to ask) at the lesson yesterday.

create

(synthesize)

Give some examples of the sentences in Present or Past Simple, Passive Voice.

evaluate

Rewrite sentences into the Passive Voice:

  1. I bought potatoes yesterday.
  2. We shall bring the books tomorrow.
  3. They are repairing the clock now.
  4. They sell milk in this shop.
  5. I have translated the whole text.
  6. They broke the window last week.

Контрольная работа в 7 классе (тема «Conditionals 1, 2»)

Levels

Tasks

Know

Write down the scheme of forming of Real and Unreal Conditionals

Understand

Match the parts of Conditionals:

1. If I went on a diet

a. we'll make a snowman.

2. If it's sunny next week

b. I'll buy you some chocolate.

3. If Mary knows

c. she would take a taxi.

4. If it snows

d. I would lose weight.

5. If there were no buses

e. she’ll tell me.

6. If you are a good girl

f. we'll go for a walk.

Apply

Form the Real and Unreal Conditionals:

1. If my friend (to come) to see me, I (to be) very glad.

2. If mother (to buy) a cake, we (to have) a very nice tea party.

3. If we (to receive) a telegram from him, we (not to worry).

 

   Analyze

Fill in the gaps choosing the right variant: Real and Unreal Conditionals:

  1. If you speak a foreign language, you_____ a better job.

a) could get         b) can get         c) have got

  1. If  I _____ the time, I would go to the beach this weekend.

a) have had          b)  had             c) was

  1. If I had a lot of money, I _______ round the world.

a) would travel    b) did travel       c) can travel

  1.  If I ______ you, I would drive more carefully in the rain.

a) was                  b)  have been       c) were

Create

Give some examples of 2 Unreal and 2 Real Conditionals

Evaluate

Translate:

1. Если бы я был на твоем месте, я бы обсудил этот вопрос с твоим начальником.

2. Если вы услышите, как она поет, на вас большое впечатление произведет ее голос.

3. Они принесут его книгу, если найдут ее.

Контрольная работа в 10 классе (тема «Conditionals 0, 1, 2, 3»)

Levels

Tasks

know

Write down the scheme of forming Conditional 0,1,2,3

understand (comprehend)

Make Conditionals 1,2,3, using these words: the film, to be, boring / we, to leave, at once

apply

Open the brackets using the correct  verb’s form:

  1. If Jack moves too slowly he … (not win) the game.
  2. If I lost my job I … (move) to the country.
  3. If Tom were more careful he … (not break) things.
  4. We would have gone to the beach if the rain … (stop).
  5. If the flight is delayed our guests … (be) late.
  6. You wouldn’t have got wet if you … (put on) your mackintosh.

analyze

Make the sentences using collocations from the right column.

1. Nick has broken his leg.

climb ladder / break his leg

2. Mr. Davidson had got a smashed car.

drive carefully / avoid accident

3. John Smithson was the second in the competition.

run faster / win the race

4. Chris has cut his finger.

play with knife / cut finger

5. Mary has got a terrible headache.

have headache / take aspirin

6. Mrs. Claydon isn’t going to leave nothing on the table.

leave fish on the tablet / cat eat it

create (synthesize)

Make up short story to the topic “Health care” with Conditionals.

evaluate

Translate:

  1. Если бы мы встретили его вчера, мы бы позвонили тебе.
  2. Его работа была бы такой тяжелой, если бы у него не было секретаря (но он есть).
  3. Если мои дети бегают на игровой площадке, они очень хотят пить.
  4. Если вы не съедите хлеб, мы покормим птиц в саду.
  5. На твоем месте я бы не ел пищу быстрого приготовления.
  6. Она разозлится, если ты потеряешь эту фотографию.

Контрольная работа в 8 классе (тема «Perfect tenses»)

Levels

Tasks

know

Write down the scheme of forming Present Perfect  and Past Perfect and special words

understand

Give some examples of the sentences in Pr. Perf. and Past Perf.

apply

Translate:

  1. Когда мама вернулась домой, он уже сделал уроки.
  2. Посмотри! Я купила новое платье.

analyze

Write sentences in Past Perfect:

  1. they / ask / a question -
  2. he / speak / English -
  3. I / be / in my room –

Write questions in Present Perfect:

    4)  Sue / kiss / Ben -

    5) the waiter / bring / the tea -

    6) Marilyn / pay / the bill -

create

Think of short story using sentences in Perfect

evaluate

Fill in the gaps:
arrive,     break,     go up,     grow,     improve,     lose

a. Mike was looking for his key. He couldn't find it. He his key. 

b. Margaret can't walk and her leg is in plaster. She her leg. 

c. Maria's English wasn't very good. Now it's much better. She it.

d. Tim didn't have a beard last week. Now he has a beard. He it. 

e. This morning I was expecting a letter. Now I have it. It a few minutes ago. 

f. Last week the bus fare was 80 pence. Now it's 90. It yesterday. 

Контрольная работа в 7 классе (тема «Present Perfect Continuous»)

Levels

Tasks

know

Write down the scheme of forming Present Perfect Continuous and special words.

understand

Write down the numbers of the sentences with Present Perfect Continuous:

  1. Have you been exercising lately?
  2. James has been teaching at the university since June.
  3. Sam has had his car for two years.
  4. The letter has been already received.
  5. You have not been waiting here for two hours.
  6. Has the room been cleaned?

apply

Translate:

  1. Как долго идет снег?
  2. Она изучает французский язык с июля.

analyze

Open the brackets using Present Perfect Continuous:

  1. Peter is really tired. (He/work/hard)
  2. Billy is thirsty. (He/play football)
  3. Mary has just returned from the beach. She is red. (She/ lie/without umbrella in the sun)
  4. You see a little girl. Her eyes are watery and red. (You/cry?)
  5. Michael smokes. He began to smoke six years ago.(He/smoke)

create

Give your own examples of the sentences in Present Perfect Continuous.

evaluate

Choose the right variant - Present Perfect Continuous or Present Perfect:

  1. Look, Peter! Someone … (break) the window in our classroom.
  2. I … (listen) the audiobook you gave me last week but I … (not/ finish) yet.
  3. ‘Sorry, my friend is late’. It’s OK. We … (not/wait) long.
  4. There’s unpleasant smell here. … (you/burn) something?
  5. My sister is an actress. She … (appear) in several TV series.

    Надеюсь, что предложенные мной задания окажут практическую помощь учителям языковых дисциплин, помогут формировать у учащихся мышление более высокого порядка и погрузят в языковую среду.

Ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/625679/
  2. http://strenadko.ucoz.ru/publ/ikt/piramida_bluma_taksonomija_bluma_romashka_voprosov/2-1-0-19

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе

Книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives”, написанная более полувека назад, по-прежнему привлекает интерес педагогов. Структурирование педагогических целей, формализация ...

Выступление на тему «Психологический комфорт на уроке английского языка как условие развития успешной личности обучающегося»

Выступление на тему «Психологический комфорт на уроке английского языка как условие развития успешной личности обучающегося»...

№14 Доклад «Использование Таксономии Блума на уроке английского языка»

Уметь мыслить критически – важно для человека, живущего в XXI веке. Главной причиной того, почему нужно обучать мыслить критически, можно считать тот факт, что мышление необходимо для принятия в...