Технология Guided Learning в обучении грамматике английского языка в условиях новых ФГОС
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у обучающихся в процессе изучения английской грамматики в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Обосновывается эффективность метода управляемого открытия знаний как педагогического инструмента, способствующего не только глубокому усвоению грамматических структур, но и развитию аналитических, синтетических и оценочных навыков. Анализируются теоретические основы данного подхода, его практическое применение на уроках английского языка и потенциал для повышения качества образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология Guided Learning в обучении грамматике английского языка в условиях новых ФГОС
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у обучающихся в процессе изучения английской грамматики в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Обосновывается эффективность метода управляемого открытия знаний как педагогического инструмента, способствующего не только глубокому усвоению грамматических структур, но и развитию аналитических, синтетических и оценочных навыков. Анализируются теоретические основы данного подхода, его практическое применение на уроках английского языка и потенциал для повышения качества образовательного процесса.
Ключевые слова: критическое мышление, управляемое открытие знаний, обучение английской грамматике, ФГОС, метапредметные результаты, компетентностный подход.
Современное образование, ориентированное на требования ФГОС, ставит перед педагогами задачу не только передачи суммы знаний, но и формирования ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации личности в быстро меняющемся мире. Одной из важнейших компетенций является критическое мышление – способность анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, оценивать достоверность данных, формулировать аргументированные выводы и принимать обоснованные решения. В контексте обучения иностранным языкам, в частности английской грамматике, развитие критического мышления приобретает особое значение. Традиционные методы преподавания грамматики, часто сводящиеся к механическому заучиванию правил и выполнению шаблонных упражнений, не способствуют формированию у обучающихся глубокого понимания языковых явлений и их активного использования в коммуникации. Новые ФГОС акцентируют внимание на формировании метапредметных результатов, включающих УУД, среди которых значимое место занимает именно критическое мышление. Это обуславливает необходимость поиска и внедрения таких педагогических технологий, которые позволяли бы не только обеспечить прочное усвоение грамматического материала, но и развивать мыслительные способности учащихся. Одним из таких перспективных подходов является управляемое открытие знаний.
Цель данной статьи – теоретически обосновать и продемонстрировать эффективность метода управляемого открытия знаний в контексте развития критического мышления при обучении английской грамматике в соответствии с требованиями новых ФГОС. Теоретические основы управляемого открытия знаний и критического мышления. Критическое мышление (КМ) определяется как "разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на принятии решения о том, во что верить или что делать" (Р. Эннис). Оно включает в себя такие навыки, как анализ, интерпретация, объяснение, вывод, оценка и саморегуляция. В рамках ФГОС, критическое мышление рассматривается как важнейший компонент формирования универсальных учебных действий, необходимых для саморазвития и самосовершенствования.
Метод управляемого открытия знаний коренится в конструктивистской педагогике, которая утверждает, что знание не передается в готовом виде, а активно конструируется самим обучающимся в процессе взаимодействия с информацией и окружающей средой. В отличие от чисто индуктивного метода, где учащийся самостоятельно приходит к выводам, управляемое открытие предполагает наличие заранее спланированной учителем последовательности действий и вопросов, направляющих мыслительную деятельность ученика к обнаружению и формулированию грамматических правил. Учитель выступает не как транслятор информации, а как фасилитатор, организующий познавательную деятельность.
Применение данного подхода в обучении грамматике позволяет обучающимся: самостоятельно анализировать примеры языковых явлений; выявлять закономерности и общие правила, формулировать гипотезы и проверять их, обобщать полученные знания и рефлексировать над процессом собственного познания. Именно эти этапы напрямую коррелируют с компонентами критического мышления, такими как анализ, синтез, индукция, дедукция и оценка. Реализация метода управляемого открытия знаний на уроках английской грамматики включает несколько ключевых этапов.
Постановка проблемной ситуации: учитель предлагает обучающимся набор примеров, которые демонстрируют новую грамматическую структуру, но без прямого объяснения правила. Например, ряд предложений в Present Perfect и Past Simple, где ученики должны понять разницу в использовании.
Наблюдение и анализ: обучающиеся под руководством учителя (через наводящие вопросы) анализируют представленные примеры. Вопросы могут быть такими: "Что общего в этих предложениях?", "Чем отличаются эти конструкции?", "Какие слова-маркеры вы заметили?".
Выдвижение гипотез: на основе наблюдений ученики формулируют свои предположения о грамматическом правиле или закономерности. Это этап активного мыслительного поиска. Проверка гипотез и формулирование правила: Обучающиеся применяют сформулированные гипотезы к новым примерам или самостоятельно составляют предложения, чтобы проверить свои предположения. Учитель корректирует и помогает прийти к точной формулировке правила.
Систематизация и закрепление: после самостоятельного "открытия" правила, оно фиксируется в тетрадь, и выполняются упражнения на его осознанное применение. Пример использования: "Условные предложения первого типа (First Conditional)".
Проблемная ситуация: Учитель пишет на доске предложения: "If it rains tomorrow, we will stay home." "If you study hard, you will pass the exam."
Наблюдение и анализ: "Что происходит в первой части предложения (после 'if')? А во второй?" "Какие времена используются?" "О чем говорят эти предложения – о прошлом, настоящем или будущем?"
Выдвижение гипотез учениками: "Наверное, 'if' используется, когда что-то может произойти в будущем." "После 'if' Present Simple, а потом 'will' + глагол " и т.п.
Проверка гипотез и формулирование правила: учитель предлагает другие примеры или ситуации, где ученики применяют свою догадку. Совместно формулируется правило: "Мы используем First Conditional, чтобы говорить о возможных ситуациях в будущем и их последствиях. Структура: If + Present Simple, Future Simple."
Систематизация и закрепление: запись правила и выполнение упражнений. Использование управляемого открытия знаний в процессе обучения английской грамматике приводит к ряду значимых результатов: развитие критического мышления: обучающиеся активно задействуют навыки анализа, синтеза, индукции, дедукции, оценки, что способствует формированию системного и критического подхода к языковым явлениям. Они учатся не просто запоминать, но понимать логику языка. Глубокое и осознанное усвоение материала: знание, "добытое" самостоятельно, усваивается гораздо прочнее и дольше сохраняется в памяти, поскольку активизируются высшие мыслительные функции. Процесс открытия вызывает чувство интеллектуального удовлетворения, делает обучение интересным и увлекательным, повышает познавательную активность, мотивирует к дальнейшему изучению английского языка. Метод способствует развитию регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, коррекция), познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение логических цепей рассуждений) и коммуникативных универсальных учебных действий. Подход полностью соответствует требованиям новых ФГОС, акцентирующих внимание на развитии метапредметных и личностных результатов, а также на компетентностном подходе, где ключевым является способность применять знания в нестандартных ситуациях, что является мощным педагогическим инструментом, позволяющим эффективно решать задачи обучения английской грамматике и одновременно развивать критическое мышление у обучающихся в условиях новых ФГОС. Отказ от пассивного восприятия готовых правил в пользу активного, исследовательского подхода к языку формирует у школьников глубокое понимание грамматических явлений, повышает мотивацию к обучению и способствует становлению их как компетентных, мыслящих личностей.
Список литературы
- Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2008.
- Дьюи, Дж. Опыт и образование. — М.: АСТ, 2017.
- Иванов, А. В. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения иностранному языку // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 1 (154). – С. 138-142.
- Эннис, Р. Х. Теория и практика критического мышления // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 3-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...
«Использование технологий WEB 2.0 на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС»
Статья об использовнии технологий Ве 2.0 на уроках иностранного языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в условиях введения ФГОС
Презентация. Можно использовать для выступления на МО, конференции....

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...
