Индивидуальная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: как достичь максимального результата при работе со старшеклассниками
учебно-методический материал по английскому языку (9, 11 класс)
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ— это серьезный марафон, который требует не только усидчивости от ученика, но и правильной стратегии от учителя и наставника. Общих школьных уроков при наполняемости класса 15-20 человек, а иногда и более зачастую бывает недостаточно, а групповые курсы работают на «среднего» ученика, упуская личные пробелы и особенности каждого. В этой ситуации именно внеурочная индивидуальная работа со старшеклассником либо работа в малых группах (два-три человека) становится ключом к уверенности и высоким баллам. Это не просто «нарешивание заданий», а комплексный процесс, построенный на персональном подходе и совместной работе. Желаемый результат достигается только совместными усилиями, творчеством и при полном взаимопонимании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: как достичь максимального результата при работе со старшеклассниками
Рахматуллина С.А., учитель иностранного языка
ОГАОУ многопрофильный лицей №20
г. Ульяновск, Ульяновская область
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ— это серьезный марафон, который требует не только усидчивости от ученика, но и правильной стратегии от учителя и наставника. Школьных уроков часто бывает недостаточно, а групповые курсы работают на «среднего» ученика, упуская личные пробелы и особенности каждого. В этой ситуации именно индивидуальная работа со старшеклассником либо работа в малых группах (два-три человека) становится ключом к уверенности и высоким баллам. Это не просто «нарешивание заданий», а комплексный процесс, построенный на персональном подходе и совместной работе. Желаемый результат достигается только совместными усилиями, творчеством и при полном взаимопонимании.
Преимущества индивидуального формата подготовки:
1. Выявление и ликвидация пробелов
Учитель при индивидуальной работе со старшеклассниками либо при работе в малых группах быстро диагностирует слабые места, даже из программы прошлых лет, и точечно работает над их устранением. При работе со всем классом на это просто нет времени. Также, при работе над заданиями устной части ЕГЭ, например, задание №2, индивидуальная работа дает возможность проработать данное задание более тщательно.
2. Персональный темп и программа
Один ученик схватывает материал на лету, другому нужно объяснить несколько раз разными способами. Индивидуальная работа позволяет подобрать идеальную скорость обучения и глубину погружения в тему конкретно для этого ребенка либо для двух, трех учащихся.
3. Фокус на проблемных заданиях
У каждого экзамена есть своя «карта сложности». Для кого-то это эссе по русскому языку, для кого-то — стереометрия в математике. Индивидуальный формат позволяет 80% времени уделять именно тем темам и заданиям, которые вызывают наибольшие трудности. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку проблемными заданиями могут быть как задания устной части (в частности задание №4 – устное монологическое высказывание), так и письменной (задания 37 и 38, личное письмо и эссе). В процессе работы в малых группах учащиеся могут совместно составлять общие фразы, затем меняя детали в соответствии с собственным заданием. Следовательно, возможен и вариант взаимопроверки и исправления недочетов самими учащимися.
4. Психологическая поддержка и выработка уверенности
ЕГЭ — это большой стресс. Учитель на индивидуальных занятиях и занятиях в малых группах выступает не только как учитель, но и как ментор, который помогает справиться с тревогой, учит тайм-менеджменту и мотивирует на продолжение работы. В данной ситуации дополнительным толчком и мотиватором являются технические средства, такие как секундомер, таймер. Кроме того, при работе в малых группах использование технических средств частично снимает напряжение.
Как же строится эффективная индивидуальная работа:
1. Диагностика (Стартовое тестирование): Первое занятие должно быть посвящено глубокой диагностике. Необходимо определить не только уровень знаний, но и тип восприятия информации (визуал, аудиал, кинестет), способность концентрироваться и личностные особенности (тревожность, неуверенность).
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): На основе диагностики составляется четкий план: какие темы изучать, в каком порядке, сколько времени уделить каждой, как часто проводить промежуточные срезы знаний. Этот план — живой и гибкий документ, который можно и нужно корректировать.
3. Гибкость методик: Хороший учитель использует разные инструменты:
- Объяснение: Разными словами, с примерами из жизни, с инфографикой и схемами.
- Практика: Решение задач из открытого банка ФИПИ, написание личных писем и эссе по шаблону и последующий разбор ошибок.
- Техники запоминания: Мнемонические правила, ассоциации, карточки для сложных формул или клише.
- Разбор экзаменационной стратегии: Как распределить время на экзамене, с каких заданий начать, как оформить бланк.
4. Регулярная обратная связь и коррекция: После каждой темы или блока проводится мини-экзамен. Его результаты анализируются вместе с учеником: «Вот здесь ошибся из-за невнимательности, а здесь — потому что не до конца понял тему». Далее план корректируется. Также на данном этапе важно проговаривание самими учащимися способов корректировки ошибочных решений. При работе в малых группах либо в парах ученики могут помогать друг другу.
Роль старшеклассника и родителей в этом процессе.
Успех зависит от треугольника «ученик-педагог-родитель». Родители должны быть также замотивированы на реальную психологическую помощь своим детям при подготовке к выпускным экзаменам ОГЭ и ЕГЭ.
Ученик должен быть не пассивным слушателем, а активным участником: честно говорить о непонятных моментах, выполнять домашние задания.
Родители — создать комфортные условия для выполнения домашних заданий, поддерживать ребенка морально и доверять учителю, не оказывая давления.
Учитель — быть гибким, терпеливым и действительно заинтересованным в успешном завершении учебного процесса.
Индивидуальная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ или подготовка в парах либо малых группах— это действенное подспорье при работе над заданиями высокого уровня сложности. Это системный подход, который позволяет не просто «натаскать» на тесты, а дать прочные знания, ликвидировать многолетние пробелы и сформировать психологическую устойчивость к экзаменационному стрессу. Правильно выстроенная работа помогает не только сдать экзамен, но и полюбить предмет, что является главной долгосрочной целью образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как достичь хороших результатов в танцевальных занятиях с детьми.
Чтобы достичь хороших результатов нужно соблюдать в структуре каждого занятия и комплексных занятий в целом постепенную и четкую последовательность в нарастании физических нагрузок и усилении эмоциона...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО МЕТОДИКЕ Т.ЛИРИ
По результатам данного исследования можно было бы рекомендовать психологу и социальному педагогу проводить индивидуальные и групповые занятия. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда исп...
Анализ результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс)
Назначение работы.Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательныепрограммы среднего общего образования, с испол...

Восстановление мышц после тренировки, как правильно и быстро достичь желаемого результата!
Для того чтобы быстро адаптироваться к тяжелым физическим нагрузкам, необходимо дать организму восстановиться и нормализовать физическое состояние....

Организация совместной деятельности педколлектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет тольк...

Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции
От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-п...
- Мне нравится (1)

