Выступление на ГМО по теме «Проектирование современного урока: вызовы времени»
методическая разработка по английскому языку (7 класс)

Карпова Светлана Леонидовна

Как спроектировать современный урок.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovremennogo_uroka_vyzovy_vremeni.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование современного урока: вызовы времени»

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности.

И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Итак, давайте определим, как спроектировать современный урок.

Шаг 1. Изучите, освежите в памяти основные требования к планированию современного урока английского языка.

К условиям, обеспечивающим успешность планирования урока, относятся:

- знание целей и задач на конкретном этапе обучения (отражены в нормативной документации);

- знание концепций, заложенных в современных УМК, с целью их адекватного использования в процессе обучения;

- знание основных методических требований к современному уроку иностранного языка;

- учет психологических факторов обучения: возраст учащихся и уровень их общего развития, круг интересов, потребностей, возможностей;

- учет педагогических факторов обучения: соблюдение принципов обучения ИЯ, отражение целей в действиях учителя, целесообразность выбора определенной формы урока и его этапов.

Шаг 2. Структурируйте уроки по типам и соответствующим этапам.

Выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  •  уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • комбинированные уроки;
  •  уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока.

Организация начала занятия.

Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя:

  • организационный момент;
  •  постановку темы урока;
  • формулирование цели урока:

Когда мы формулируем цели, мы имеем в виду, чему мы надеемся научить, а задачи предполагают, что учащиеся смогут делать после урока; какие навыки или знания они приобретут к концу урока. Ваш успех на уроке будет зависеть от того, насколько вы достигли целей и задач. Убедитесь, что учащиеся видят ценность в материале, который вы преподаёте. Вы не должны преподавать ничего бесполезного или неважного.

  • создание мотивационной основы с применением различных речевых упражнений (Warm-ups, которые мы можем использовать, чтобы повторить материал, пройденный на прошлом уроке, освежить в памяти необходимую лексику, а то и просто взбодриться через развивающие задания, игры и Lead-ins, который  используются преимущественно для того, чтобы подвести учеников к теме занятия чуть более увлекательно при помощи картинок, фото, видео, вопросов, ассоциаций)

В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должно происходить выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.

Это может быть:

  • ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;
  • тренировка использования языкового и речевого материала;
  • применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;
  • организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи);
  • организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;
  • организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.

Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.

В зависимости от типа, цели и темы урока, структурные и содержательные элементы могут изменяться, но в целом структура остается такой, как она указана выше.

Обычно одной из рациональных структур урока является следующая:

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего занятия.

3. Введение нового материала.

4. Первичная активизация материала

5. Закрепление знаний, навыков, умений

6. Контроль и самопроверка знаний.

7. Подведение итогов занятия.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Итак, когда вы начнёте планировать этапы, вам нужно убедиться, что между ними есть логическая связь. Более того, все этапы вашего плана урока должны решать определенные дидактические задачи, только ему присущие и вести к достижению целей урока.

Шаг 3. Используйте современные методики и технологии, нестандартные формы организации урока.

Одной из последних тенденций является использование в обучении английскому языку таких современных технологий и методик, как геймификация, то есть внедрение игровых подходов в обучении, использование новых информационных технологий, здоровье-сберегающие технологии, проектная технология, интерактивное обучение, технология театральной педагогики, использование технологии лэпбука.

Геймификация повышает вовлечённость учеников и привносит соревновательный дух. Использование данной методики способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Она влияет на развитие познавательной активности и помогает учителю развивать творческую активность учащихся.

На своих уроках мы используем такие увлекательные игры, как: «Что исчезло?», «Крестики-нолики», «Домино», «Морской бой», «Решето», «Поле чудес»,  «Снежный ком», «Голодный монстр», игры в мяч, игры с кнопкой, лототроном, игры-сортеры, разгадывание в парах кроссвордов, сканвордов и многие другие.  

Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. На уроках используются виды деятельности, которые требуют смены позы учеников и обеспечивают двигательную активность детей на уроке: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, эстафеты, пантомимы, игры-пересадки, элементы метода TPR (Total Physical Response), например, для передачи грамматических явлений использование речевых действий с движениями. (Фрагмент игры-эстафеты.)

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения детей. Проектная работа учениц нашей школы заняла призовое место регионального тура международного конкурса статистических постеров ISLP. Считаем, что организация проектной деятельности позволяет каждому ученику реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

Отдельно хочется отметить использование новых информационных технологий в преподавании английского языка: обучающих компьютерных игр, электронных учебников, платформ и сайтов. Вот несколько вариантов ЦОР на уроках английского языка, используемых нами на уроках:

Для изучения лексики одним из лучших онлайн-инструментов является Веб-сервис Quizlet, который помогает с легкостью усваивать новый лексический материал и делает процесс заучивания интерактивным и увлекательным.

Другим вариантом тренировки и проверки знаний учащихся по теме является платформа WordWall. Упражнения на платформе представляют собой настоящие компьютерные игры, что вызывает неподдельный интерес у школьников и повышает их мотивацию к предмету.

Ресурс Liveworksheets представляет собой веб-сайт, на котором размещены интерактивные рабочие листы учителями со всех уголков света.

Word Cloud -это ресурс, позволяющий создать визуальный образ ключевых слов текста в привлекательной форме. В своей работе я использую, в основном, следующий ресурс:  https://ahaslides.com/ru/features/live-word-cloud-generator/

Полезны также и технологии QR-кодирования информации. http://qrcoder.ru При их помощи можно расширить содержание изучаемого материала, вынести на поля проблемный вопрос, предложить дополнительную литературу для изучения, проводить опросы, дать материал для прослушивания и т. д.

А такие сайты, как https://resh.edu.ru и  https://edu.skysmart.ru можно использовать не только для домашнего задания, но и для экспресс- проверки в начале урока, где нужна отработка новой лексики или  изучаемых грамматических структур.

Интерактивная учебная деятельность – это изучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, когда учебный процесс протекает в групповой совместной деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся и межличностная коммуникации. Например, взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.

В рамках урока иностранного языка мы используем следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

 - метод карусели;

- мозговой штурм /мозговая атака;

- «пила»;

 - прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

 - дискуссии;

 - деловые игры.

 

Применение технологии театральной педагогики привлекательно тем, что учитель использует различные современные формы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей:

  1. “Разогревающие” упражнения артикуляционного характера и скороговорки 
  2. Использование стихотворений, считалок, рифмовок.
  3. Ролевые гимнастики (проговаривание фраз с различной интонацией, в разном темпе, идентифицируя себя с различными героями).
  4. Введение новых слов с помощью мимики, жестов и других визуальных средств.
  5. Физкультминутки на английском языке, где слова песен сопровождаются соответствующими движениями.
  6. Применение игровых методик («Пантомима», “Magic mirror”).
  7. Постановка сценических этюдов (Ты –закипающий чайник, фотомодель и др.).
  8. Использование песенного материала. 
  9. Ролевые игры.
  10. Творческие конкурсы (чтецов, переводчиков)
  11. Инсценировки, чтение по ролям и творческий подход к диалогам.
  12. Уроки-спектакли.

Уроки – спектакли – это сочетание нескольких приемов театральной педагогики на одном уроке. Урок – спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденным темам: «В зоопарке», «Праздник алфавита», «В гости к временам года», «Путешествие с Мэри Поппинс» и др.

На современном уроке должны применяться приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, которая обучает способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Для этих целей хорошо подходит использование технологии лэпбука и интерактивных тетрадей. 

Также мы систематически проводим нестандартные уроки с использованием ИКТ, круглые столы, уроки-путешествия, заочные экскурсии, пресс-конференции, уроки-соревнования (конкурсы, викторины, игры, турниры), уроки-квесты, интегрированные уроки. Например, один из традиционных ежегодных уроков – это «Рождественский урок».

Шаг 4. Анализируйте свою деятельность.

Задайте себе вопрос: «Соответствуют ли Ваши уроки следующим требованиям?»

  • Ваш хорошо организованный урок имеет хорошее начало и окончание.
  • Вы планируете свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулируя тему, цель и задачи урока.
  • Ваши уроки проблемные и развивающие: вы нацелены на сотрудничество с учениками и умеете направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  • Вы создаете проблемные и поисковые ситуации, активизируя деятельность учащихся, поощряя учеников делать вывод самостоятельно.
  • На Ваших уроках минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  • Вы используете технологии здоровье-сбережения.
  • В центре внимания на Вашем уроке - обучаемые.
  • Вы учитываете уровень и возможности учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей).
  • Вы умеете демонстрировать методическое искусство учителя.
  • Вы обязательно планируете обратную связь.

Шаг 5. Стремитесь к профессиональному росту, будьте открыты к изменениям и инновациям. Совершенствуйтесь!       

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и  не забывайте, что, сколько бы Вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Только саморазвивающийся и самосовершенствующийся учитель сможет спроектировать и провести качественный, современный урок. Для самосовершенствования Вам помогут курсы повышения квалификации в различных формах, изучение учебно-методической литературы, работа в методических, творческих объединениях школьного и  муниципального уровней, участие в конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах и олимпиадах.

Подводя итог, хочется отметить, что проектирование современного урока и его проведение – нелёгкое дело, требующее от учителя сосредоточения не только духовных, умственных и психологических сил, но и разнообразных умений. Одно из таких умений, когда учитель погружается в определенное состояние УРОКОТВОРЧЕСТВА, в котором вынашивает идею, отбирает целесообразный и интересный для учеников материал, распределяет его в определённом порядке, оптимизирует и систематизирует все свои мысли.

Желаем Вам, дорогие коллеги, состояния УРОКОТВОРЧЕСТВА, а также ярких, современных и эффективных уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Проектирование современного урока»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образованияИнститут развития образования Республики ТатарстанМБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная шко...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....