Выступление на тему «Проектирование современного урока»
статья по русскому языку на тему
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Институт развития образования Республики Татарстан
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2, Школа-центр компетенции в электронном образовании Высокогорского муниципального района РТ»
Стажировка в рамках реализации программы ФЦПРО
«Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Институт развития образования Республики Татарстан
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2, Школа-центр компетенции в электронном образовании Высокогорского муниципального района РТ»
Стажировка в рамках реализации программы ФЦПРО
«Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО»
Доклад
«Проектирование современного урока»
Подготовила:
Е.А.Михайлова,
учитель русского языка
I кв. категории
МБОУ «ВСОШ №2»
18-19 августа 2016г
Республика Марий Эл, Параньга
Проектирование современного урока
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема моего доклада: (слайд )«Проектирование современного урока». А в качестве эпиграфа я выбрала следующее высказывание: (слайд ) «Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность». Таков психологический закон усвоения знаний.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагают огромный объем информации и требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. (слайд )Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. Поэтому (слайд )задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта второго поколения.
Давайте вспомним, какие требования предъявлялись к традиционному уроку и предъявляются сейчас к уроку современного типа. (Таблица)
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. (слайд ) Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
(слайд ) «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
(слайд )Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?
(слайд )Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
(слайд )Второе.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
(слайд )Третье. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания и упорядочить их в соответствии с принципом "от простого к сложному".
(слайд )Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
(слайд )Пятое. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
(слайд )Шестое. Разработать структуру урока.
(слайд )Седьмое.Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля
(слайд) Восьмое. Разработать домашнее задание: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
(слайд) Девятое. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности.
(слайд )Без чего ещё не может быть современного урока? Без применения ИКТ.
(слайд )Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
(слайд )Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
Итак, (слайд) особенность федеральных государственных образовательных стандартов заключается в их деятельностном характере. А главная задача ФГОС - развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
(слайд ) Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
-Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаем обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;
- Никаких монологов на уроке! Только живой диалог.
А теперь давайте пойдём от обратного, т.е. рассмотрим требования к современному уроку, исходя из анализа недостатков проведения современных уроков.
(слайд ) Недостатки проводимых уроков
- Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
- Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении
- Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
- Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
- Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
- Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
- Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
- Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
- Эпизодический характер самоанализа, без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.
Вот такие типичные недостатки проведения современных уроков были выявлены. И какой же вывод? А вывод простой. Исправляя эти недостатки, мы сможем приблизить уроки к современным требованиям ФГОС.
Таким образом, что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
(слайд ) Современный урок – это:
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- урок с использованием техники;
- урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
А закончить свою часть выступления хочу стихотворением: (слайд )
Если хочешь научить меня чему-то,
позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках… Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Только, пожалуйста, не торопи меня!
-Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС", презентация, раздаточный материал
Материаы для педагогического совета в форме проблемной деловой игры....

Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".
Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....
Выступление на ГМО по теме «Проектирование современного урока: вызовы времени»
Как спроектировать современный урок.Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком ...