О роли семьи в процессе изучения иностранного языка и во внеурочной деятельности
план-конспект урока по английскому языку (7 класс)

Ляля Дегтерева

Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_semi.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

О роли семьи в процессе изучения иностранного языка и во внеурочной деятельности

«Семья начинается с детей». 

А. И. Герцен

 Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат. Необходимо, чтобы в любой семье была создана атмосфера любви и уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и ребёнка.

В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители уделяют недостаточно времени для общения с ребёнком. Зачастую воспитание сводится к директивно-командным способам общения. Но развитие духовной сферы, освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей происходит в любом окружении ребёнка, в том числе и в учебном заведении.

Сегодня, в тесной связи с обучением, в условиях переориентации ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, реализация воспитательного аспекта в разных его проявлениях, в том числе и в виде семейного воспитания, приобретает особую значимость. Через использование системного подхода в воспитании и обучении, педагог способен повлиять на формирование у учащихся чувства родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых, мудрости отношений между мужчиной и женщиной.

Так, в школе на уроках иностранного языка создаются реальные условия для осуществления семейного воспитания обучающихся. Воспитательный потенциал отражается в первую очередь в содержательном аспекте дисциплин (английского и немецкого языка), а именно:

Через тексты (аутентичные и адаптированные), используемые во время чтения или аудирования. Сюда относятся письменно зафиксированные монологические или диалогические высказывания, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, комиксы и т. д.

Тематика текстов: «Любимый семейный праздник», «Новый год в семейном кругу», «Мой День рождения», «Я и моя семья», «Мои обязанности по дому», «Семейный досуг», «Совместное путешествие», «Профессии моих родителей» и т. д. Данные тексты дают обучающимся представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения в обществе, об этических нормах взаимоотношений в семье; воспитывают уважительное отношение к старшим членам семьи, формируют потребность в полезном времяпровождении в кругу друзей и родных.

Через использование наглядностей, как из учебника, так и из других источников (презентации, видеофильмы, картинки, фотографии, раздаточный материал, плакаты).

Наглядная демонстрация счастливых членов семьи, любящих детей и взрослых, их друзей и питомцев мотивирует обучающихся к изучению иностранного языка и служит средством воспитания уважительного отношения к семейным ценностям.

Также важную роль в семейном воспитании на уроках иностранного языка в школе играют определённые методы и приёмы, выбираемые преподавателем при построении занятий, такие, как:

специальные упражнения и задания (заполнение кластера, оценочных таблиц, СИНКВЕЙН, изображение членов семьи и подписание картинок, ответы на вопросы эссе, сочинения-рассуждения, родословная семьи и т. д.).

Через их выполнение у обучающихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения, происходит переосмысление ценностей;

Проекты и исследовательские работы на такие темы, как «Моё семейное древо», «Альбом моей семьи»,  «Мой дом» и т. д. Они способствуют тому, что у обучающихся происходит осознание значимости основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях, происходит формирование этики и эстетики семейного быта; парные, групповые, коллективные формы работы на уроках иностранного языка, а также ролевые игры, уроки-дискуссии по теме «Семья» развивают у обучающихся чувство ответственности перед близкими, гордость и уважение за своих родителей; играют большую роль в осознавании ими принципов счастливой семейной жизни.

Кроме того, большую роль в семейном воспитании через иностранные языки преподаватели отводят внеурочной деятельности, например:

- тематические классные часы  на такие темы, как  «Культура поведения в семье», «Семейные традиции» и сравнивать свои ценности с английскими т.д.;

- внеклассные мероприятия  (День матери, День защитника Отечества, Новый год, КВН) с привлечением родителей, на которых обучающиеся показывают сценки, читают стихи, поют песни; проводят конкурсы; дарят подарки и открытки, изготовленные своими руками;

- организуют участие обучающихся в конкурсах рисунков, семейных газет и плакатов на тему «Моя семья», «Общая фотография», «Мои бабушка и дедушка» , «Папа, мама, я – спортивная семья»;

Организуют персональные выставки работ обучающихся и родителей на иностранном языке на тему «Мы - вместе», «Мир наших увлечений», «Семейное дело»

Поэтому в рамках данной статьи актуально рассмотрение эффективных форм взаимодействия учителя иностранного языка с родителями. К таким формам взаимодействия относятся:

  1. Выступления на родительских собраниях с агитацией  изучения  основного иностранного языка.
  2. Выступления на родительских собраниях с советами и рекомендациями о том, как надо изучать иностранный язык, с анализом анкетирования учащихся, с их успехами или проблемами в изучении  языка.
  3. Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
  4. Совместное изучение иностранного языка учащихся с родителями.
  5. Открытые уроки иностранного языка с приглашением родителей в рамках декады иностранных языков.
  6. Приглашение родителей на концерты “Конкурс чтецов”, “Фестиваль песен на иностранных языках”, “В гостях у сказки”.
  7. Приглашение родителей в качестве участников на мероприятия по иностранному языку в дни декады иностранных языков.
  8. Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранных языках.
  9. Помощь родителей в подготовке к конкурсам, театрализованным представлениям, кукольным спектаклям на иностранных языках.
  10. Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся с родителями в области лингвострановедения, лингвистики.

Безусловно, данные формы и приёмы организации внеурочной деятельности на иностранном языке позволяют приблизить родителей и детей через их участие в совместной деятельности на иностранном языке; дают возможность обучающимся творчески самовыразиться; доносят до подростков мысль о том, что главным условием благополучия крепкой и дружной семьи является любовь и взаимоуважение между её членами.

Таким образом, занятия и внеурочная деятельность по иностранному языку в школе представляют собой невидимую площадку для осуществления семейного воспитания с реальными условиями для свободного выбора семейных ценностей и ценностного самоопределения обучающихся. Дисциплина «Иностранный язык» выступает как важнейшее средство воспитательного воздействия на личность. Изучая язык, обучающиеся познают себя, мир вокруг, его правила и законы. И с точки зрения семейного воспитания, обучающиеся подсознательно готовят себя к дальнейшей взрослой жизни, ищут свой путь к «человеческому в человеке».

Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка.

В настоящее время знание иностранного языка – это не роскошь, не дань моде, а жизненно-важная необходимость. Поскольку английский язык является международным языком, а также основным средством при использовании современной техники, все это значительно повысило его статус среди изучаемых в школе предметов.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, одним из утверждений которого является « признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся». Традиционно в педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества

  • Сотрудничество с учителем
  • Сотрудничество со сверстниками
  • Сотрудничество с самим собой

На мой взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества учителя, ученика и семьи, особенно при изучении и обучении иностранным  языкам в частности английскому.

Современное образование ориентируется на развитие личности учащегося, его познавательных способностей, на формирование у школьника  глубокого личностного мотива и стимула при изучении английского языка. Все это становиться возможным только при сотрудничестве учителя, ученика и семьи.    Школа и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий, только тогда заявленные государственные стандарты станут реальностью.

Ребенок переступает порог школы, но семья по-прежнему продолжает оказывать сильное влияние на его личность и на его учебную деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Учителю остается только этим воспользоваться и  взять родителей в союзники. Объединив усилия,  родители и педагог помогут  ученику раскрыть  и развить  нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности возникающие при изучении английского языка.

Перечислим основные проблемы возникающие при изучении английского языка и наметим способы их решения с помощью учебного сотрудничества:

  1. Проблема: Высокая мотивация к изучению английского языка в самом начале и постепенный ее спад в процессе обучения.

Решение: Интересный урок, интересный учитель + интересующийся родитель (что было на уроке, как это произноситься? что задали?)

 Совет учителя родителям: «Учите язык вместе с ребенком»

  1. Проблема: Отсутствие системности планомерности при изучении английского языка

Решение: Четко организованный учителем учебный процесс  и понятная методика + родители и ученики знающие и принимающие установленные правила и поддерживающие и применяющие вне стен школы.

Совет учителя родителям: «Домашнее задание сделанное вовремя, может сыграть решающую роль в системном изучении английского языка.»

  1. Проблема: Завышенная планка: разговаривать идеально без акцента и писать без ошибок.

Решение: Учитель, поощряющий любую попытку ученика говорить на английском +понимающий и гордящийся успехами детей родитель.

Совет учителя родителям: «Давать возможность проявить себя детям при любых ситуациях, где требуется знание английского языка : перевод инструкций, компьютерных  игр, вывесок при заграничных поездках.»

  1. Проблема: Трудности произношения

Решение: учитель (песенки, рифмовки на СД) обучающий произношению и работе  с СД диском + родитель дома контролирует занятия ребенка

Совет учителя: «Уделяйте занятиям языку 15-20 минут в день, но каждый день»

  1. Проблема: трудности при обучении чтению. Современная методика обучению чтению  (узнавание слов) английском языке отличается от того как учили читать 10 лет назад.

Учителю следует объяснять новые методики обучения чтению родителям.

Совет учителя родителям «Не стесняйтесь приходить к учителю на консультацию с вопросами о правилах чтения!»

  1. Проблема: Ученик думает на русском и только потом переводит на английский.

Решение: Учитель поощряющий думать на английском  + родители, которые знают интересы и предпочтения своего ребенка.

Наше обсуждение мы начали с утверждения о том что, в основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход одним из утверждений которого является « признание решающей роли …учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся»

Надеюсь. Что мне удалось убедить Вас, что  учебное сотрудничество учителя, ученика и родителей является мощным фактором для преодоления трудностей возникающих при изучении английского языка.

Школа и родители должны вместе способствовать созданию благоприятных условий для изучения ребенком иностранного языка, только тогда заявленные государственные стандарты станут реальностью.

Заключение

Изучение иностранных языков на сегодняшний день является актуальным, как никогда раньше. Изучение иностранных языков, а точнее знание иностранных языков, в наше время информации, коммуникации и высоких технологий, стало одним из самых значимых составляющих аспектов современного, успешного человека и просто обязательным для каждого, кто хочет быть востребованным на рынке труда и достичь желаемых высот в карьере.

Используемая литература

Статья в журнале

Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание // Воспитание школьников. – 2004. – No 7. – C. 2-5

Лузина Л. Воспитание как событие // Воспитание школьников. – 2004. – No 8. – C. 2-8

Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом – моя семья» // Воспитание школьников. – 2002. – No 1. – C. 44-47

Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 25-28

Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2002. – No 3. – C. 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли обучающих игр при изучении иностранного языка.

     Методическая разработка по использованию обучающих игр на уроках английского языка....

Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе

Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе....

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

Метод проектов в процессе изучения иностранных языков

еобходимость постоянного совершенствования системы  и  практики   образования  обусловлена  социальными   переменами, происх...

Роль наглядности в процессе обучения иностранному языку

Краткая теория о применении наглядности в процессе обучения английскому языку, актуальность вопроса....

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка Ревазян Е.М. (Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитар...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...