Конспект урока
план-конспект урока (5 класс) по теме

Танчук Юлия Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Класс: 5

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цели:

Обучающие

- продолжить работу над формированием навыка грамотного письма.

- углубить знания учащихся об имени существительном.

-способствовать формированию знаний о существительных, имеющих

форму только единственного числа.

Развивающие

-развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления.

-стимулировать развитие умений употреблять существительные, которые имеют форму только единственного числа в речи.

Воспитательные

- продолжить воспитание любви к родному языку и культуре.

-формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

Задачи: Познакомить учащихся с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа.

Тип урока: урок усвоения знаний.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, игра.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: учебник.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Всесторонняя проверка знаний.

1)«Говори правильно»

 Километр, процент, тефтели, инженеры, договоры, свекла, силос, хлопок, торты, банты.

2)Выборочный диктант.

!!!выпишите существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Очки,удивление,молоко,тиски,погода,весы,опилки,ворота, керосин,макароны,горелки, дрожжи.

III. Основная часть. Подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала.        

Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя существительное и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам. Вспомните, что вы знаете об изменении имен существительных по числам?        

- существительные, обозначающие один предмет – это существительные единственного числа: стол, стул, школа.

- существительные, обозначающие два или более предметов - существительные множественного числа: стулья, крылья, цветы.

-существительные, имеющие форму только множественного числа.

- существительные, имеющие форму только единственного числа;

IV. Усвоение новых знаний.

Сейчас мы с вами поиграем  в игру с мячом «Один - много».

Я бросаю мяч одному из учеников, называя существительные единственного числа, вы должны вернут мне мяч, поставив это существительное во множественное число.

Лампа, тетрадь, сказка, печенье, сахар, молоко

- Что мы можем сказать о существительных печенье, сахар, молоко?

У данных существительных нет множественного числа, только единственное число.

Продолжим нашу игру, но сейчас я буду называть существительные множественного числа, а вы – эти же существительные, ставите в форму единственного числа.

Моря, ножницы, снега, весы, грабли, парты,

- Что мы можем сказать о существительных: ножницы, весы, грабли?

- Какой общий вывод мы можем сделать?        

Не все существительные изменяются по числам.

Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.

V. Проверка понимания учащимися нового материала.

Отгадайте загадки, запишите ответы.

Какие из отгадок являются существительными, имеющими форму только множественного числа?

1. Какая водица только для грамотного годится?

2. Кругла, а не луна, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.

3. Ходит весь век, а не человек.

4. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

(чернила. Репа. Часы. Ножницы.)

Найдите в тексте слова, имеющие форму только единственного числа.

Кукуруза в Европу была привезена как красивое растение для садов 400 лет назад из Мексики, где ее возделывали как единственное хлебное растение. Половина земного шара питается рисом. Родина картофеля – берега Чили и горы Перу. Петр I прислал в Россию из Роттердама (Голландия) мешок картофеля Шереметьеву и приказал разослать начальникам областей, чтобы разводили. В Канаде распространены русские сорта пшеницы. Озимую пшеницу сеют осенью. В середине XVII века перец ценили на вес золота. Капуста была известна еще жителям Древнего Египта. Вареную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Сахар в Европе появился во времена крестовых походов. Древние славяне применяли лук, как лекарство от многих болезней: от бессонницы, при отравлении, от головной боли.

2) Упражнение 512. Стр 196.

Вывод: Таким образом, чаще всего к существительным, которые имеют форму только единственного числа относятся следующие группы слов:

  1. Название групп людей(молодежь, человечество, студенчество, крестьянство.)
  2. Названия веществ (железо, молоко, керосин, бензин.)
  3. Названия качеств, действий (темнота, бегство, синева.)

3) Выберите лишнее слов.

  1. сметана, любовь, ножницы, дружба, краснота.
  2. брюки, очки, каникулы, железо, грабли.
  3. век, город, ворота, выставка, синева.

4) Со словами: духи, горох,цемент,заморозки,темнота, составте распространенные предложения, где глагол будет употреблен в прошедшем времени. Определите число имен существительных. Определите синтаксическую функцию данных имен существительных. Сделайте морфологических разбор одного из слов.

Подумайте!

Какой частью речи могут быть слова: покрой, стих, пила?

VI. Итог урока. Не все существительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа: пальто, железо, кефир и др.Некоторые существительные имеют форму только множественного числа: прятки, духи, щипцы и др.

VII. Домашнее задание –упражнение 518.

VIII.Комментирование оценок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...