Технологическая карта урока по марийской литературе языку в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Технологическая карта  урока по марийской литературе в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока марийской литературы в 5 классе

Тема

Слово о С. Г.Чавайне. «Ото».

Цель

познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Ото". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи; получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;

Планируемый резуль тат

Предметные умения

Формирование УУД

Знать содержание стихотворе ния С.Г.Чавайна, уметь анализировать образную систему произведения, закрепить знания о тропах и их роли в речи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения  отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказыва ние, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извле кать актуаль ную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, исполь зуя учебник, свой жизнен ный опыт и информацию, полученную на уроках

Основ ные понятия

Аллитерация, рифма (парная), тропы, лирический герой

Ресур сы:

Методический материал:  Л.А.Садовина.,Т.Н.Воронцова. Визымше классыште марий литератур.Йошкар-Ола.2008.

наглядный материал – сборник стихотворений С.Чавайна «Ото».

Иванова Е.М.,  Воронцова Т.Н. Марий литератур: 5 класслан учебник-хрестоматий. Йошкар-Ола, 2005.

Сборник стихотворений С.Чавайна «Ото».

Презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания, практическое занятие

Форма работы

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.

момент

Цель. Включе

ние в деятель ность

Приветствие

Написать тему урока на доске, подготовить презентацию и иллюстрации к просмотру, подготовить тексты стихотворения. Проверить готовность учеников к уроку, сконцентриро вать внимание на изучаемом произведении, заинтересовать темой урока

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотива ция к учебной деятельности

Цель – определе ние содержа тельных рамок урока

Проверка домашнего задания.

Обобщение материала «Устное народное творчество» и зарождение марийской литературы на основе фольклора. 

Определяют основную тему стихотворений, актуальность.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализация и углубле ние изучен ного

Цель –актуали зация знаний

Слово учителя: С творчеством какого поэта мы продолжим знакомство (открывание темы на доске)

Какие цели поставим к уроку?

Запишите тему сегодняшнего урока: «Слово о С.Г.Чавайне. «Ото».

Подробнее о биографии С.Г. Чавайна нам расскажет  нам ученица

Сообщение ученицы о жизни С.Г.Чавайна.

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы .

Реальные события, год, место, где происходит действие.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

 Цель -развитие читатель ских умений

Обратимся к художествен ному тексту.

Стихотворение "Ото" написано в 1905 году. Поэт впервые прочитал это стихотворение перед сокурсниками Казанской учительской семинарии

У вас на столах рабочие листки с текстами,  подпишите свою фамилию, каждый получит оценку за работу.

- Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Ото" (чтение стихотворения учителем)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется гордость за свой край, призыв к защите природы)

- Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации:

- Исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?

(Благодаря приему аллитерация - повтору согласных Т К, мы погружаемся в ритмичный  мир)

Обратим внимание на рифму.

Рифма - это сходное звучание окончаний строк.

Какие вы знаете виды рифм?

Будем называть вид рифмы и сразу определять её в стихотворении.

1. По совпадению звуков : точные -неточные

2. по месту ударения последнего слога: мужские- женские

3. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

Дети работают в группах, отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу.

Главным образом в стихотворении является : природа.

Какие мотивы прослеживаются?

(Красота природы, сохранение этой красоты)

Какими это подчёркнуто словами (Занесем их в таблицу)

Мое восприятие состояния лирического героя

Ключевые

 слова и

 словосоче

тания

из стихот

ворения

Любовь к краю

Тудо отым

 мый

 йоратем

Беспокойство за состояние приро

ды

Тушто пу

шенге

 руышым

мый

 вурсем

Какие чувства

вызывает образ (гордость)

Символический образ рощи был показан поэтом через сюжет.

(показ фото и иллюстрации)

В какой строфе и после чего она появляется?

Какой ее изображает поэт? Какие средства выразительности использует?

Эпитеты ( Занесем это в таблицу)

Какие детали особенно важны для характеристики мира, в котором она существует?

(тымык ото, кугу ер, ладыра деч ладыра пушенге, мотор деч мотор саска, ужар лышташ , яндар памаш)

Какой прием использует поэт, сравнивая два образа?

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Письменное задание.

Закончите на рабочих листках предложение " Пуртус – тиде…»

Вы поддерживаете героя?

Письменный ответ на вопрос, который основывается как на литературном примере, так и на личном опыте.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к человеку, сострадания. определение понятия одиночества, ;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – трениро вать способ ность к самоконт ролю

Работа  над  языком  стихотворения, особенностями  речи  героев.

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

-

Дополнение учителя: - Как вы считаете мотив охраны природы является главными в стихотворении? Почему?

Выполняют в парах

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержа ние

Сегодня мы попытались с вами проникнуть в глубинные тайны стихотворения С.Чавайна. Анализировать поэтический текст трудно, возможно, еще несовершенны многие ответы ваши, но это только первые шаги, а дорогу, как известно, осилит идущий. Мне очень приятно, что стихотворение С.Г.Чавайна “Ото» никого не оставило равнодушным, это говорит о том, что в вас есть одно из главных качеств человека – сопереживание, надеюсь, что лингвистический микроскоп поможет нам и в дальнейшей работе.

  1. Можно ли сохранить рощу такой же красивой?

Выполняют задание устно.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание:  Выучить наизусть стихотворение «Ото». Написать сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств на темы:

“Какова дальнейшая судьба рощи?”

Индивидуаль ные задания: В каких еще произведениях марийской  литературы встречается тема природы?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока марийской литературы в 5 классе

Тема

Слово о С. Г.Чавайне. «Ото».

Цель

познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Ото". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи; получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;

Планируемый резуль тат

Предметные умения

Формирование УУД

Знать содержание стихотворе ния С.Г.Чавайна, уметь анализировать образную систему произведения, закрепить знания о тропах и их роли в речи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения  отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказыва ние, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извле кать актуаль ную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, исполь зуя учебник, свой жизнен ный опыт и информацию, полученную на уроках

Основ ные понятия

Аллитерация, рифма (парная), тропы, лирический герой

Ресур сы:

Методический материал:  Л.А.Садовина.,Т.Н.Воронцова. Визымше классыште марий литератур.Йошкар-Ола.2008.

наглядный материал – сборник стихотворений С.Чавайна «Ото».

Иванова Е.М.,  Воронцова Т.Н. Марий литератур: 5 класслан учебник-хрестоматий. Йошкар-Ола, 2005.

Сборник стихотворений С.Чавайна «Ото».

Презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания, практическое занятие

Форма работы

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.

момент

Цель. Включе

ние в деятель ность

Приветствие

Написать тему урока на доске, подготовить презентацию и иллюстрации к просмотру, подготовить тексты стихотворения. Проверить готовность учеников к уроку, сконцентриро вать внимание на изучаемом произведении, заинтересовать темой урока

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотива ция к учебной деятельности

Цель – определе ние содержа тельных рамок урока

Проверка домашнего задания.

Обобщение материала «Устное народное творчество» и зарождение марийской литературы на основе фольклора. 

Определяют основную тему стихотворений, актуальность.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализация и углубле ние изучен ного

Цель –актуали зация знаний

Слово учителя: С творчеством какого поэта мы продолжим знакомство (открывание темы на доске)

Какие цели поставим к уроку?

Запишите тему сегодняшнего урока: «Слово о С.Г.Чавайне. «Ото».

Подробнее о биографии С.Г. Чавайна нам расскажет  нам ученица

Сообщение ученицы о жизни С.Г.Чавайна.

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы .

Реальные события, год, место, где происходит действие.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

 Цель -развитие читатель ских умений

Обратимся к художествен ному тексту.

Стихотворение "Ото" написано в 1905 году. Поэт впервые прочитал это стихотворение перед сокурсниками Казанской учительской семинарии

У вас на столах рабочие листки с текстами,  подпишите свою фамилию, каждый получит оценку за работу.

- Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Ото" (чтение стихотворения учителем)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется гордость за свой край, призыв к защите природы)

- Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации:

- Исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?

(Благодаря приему аллитерация - повтору согласных Т К, мы погружаемся в ритмичный  мир)

Обратим внимание на рифму.

Рифма - это сходное звучание окончаний строк.

Какие вы знаете виды рифм?

Будем называть вид рифмы и сразу определять её в стихотворении.

1. По совпадению звуков : точные -неточные

2. по месту ударения последнего слога: мужские- женские

3. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

Дети работают в группах, отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу.

Главным образом в стихотворении является : природа.

Какие мотивы прослеживаются?

(Красота природы, сохранение этой красоты)

Какими это подчёркнуто словами (Занесем их в таблицу)

Мое восприятие состояния лирического героя

Ключевые

 слова и

 словосоче

тания

из стихот

ворения

Любовь к краю

Тудо отым

 мый

 йоратем

Беспокойство за состояние приро

ды

Тушто пу

шенге

 руышым

мый

 вурсем

Какие чувства

вызывает образ (гордость)

Символический образ рощи был показан поэтом через сюжет.

(показ фото и иллюстрации)

В какой строфе и после чего она появляется?

Какой ее изображает поэт? Какие средства выразительности использует?

Эпитеты ( Занесем это в таблицу)

Какие детали особенно важны для характеристики мира, в котором она существует?

(тымык ото, кугу ер, ладыра деч ладыра пушенге, мотор деч мотор саска, ужар лышташ , яндар памаш)

Какой прием использует поэт, сравнивая два образа?

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Письменное задание.

Закончите на рабочих листках предложение " Пуртус – тиде…»

Вы поддерживаете героя?

Письменный ответ на вопрос, который основывается как на литературном примере, так и на личном опыте.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к человеку, сострадания. определение понятия одиночества, ;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – трениро вать способ ность к самоконт ролю

Работа  над  языком  стихотворения, особенностями  речи  героев.

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

-

Дополнение учителя: - Как вы считаете мотив охраны природы является главными в стихотворении? Почему?

Выполняют в парах

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержа ние

Сегодня мы попытались с вами проникнуть в глубинные тайны стихотворения С.Чавайна. Анализировать поэтический текст трудно, возможно, еще несовершенны многие ответы ваши, но это только первые шаги, а дорогу, как известно, осилит идущий. Мне очень приятно, что стихотворение С.Г.Чавайна “Ото» никого не оставило равнодушным, это говорит о том, что в вас есть одно из главных качеств человека – сопереживание, надеюсь, что лингвистический микроскоп поможет нам и в дальнейшей работе.

  1. Можно ли сохранить рощу такой же красивой?

Выполняют задание устно.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание:  Выучить наизусть стихотворение «Ото». Написать сочинение-миниатюру с использованием образно-выразительных средств на темы:

“Какова дальнейшая судьба рощи?”

Индивидуаль ные задания: В каких еще произведениях марийской  литературы встречается тема природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учителей татарского языка и литературы

Татар теле һәм әдәбияты дәресләренә технологик карта...

Технологическая карта урока (по ФГОС, английский язык 7 класс)

Учебный предмет: английский язык Класс: 7 класс УМК: «Spotlight» 7 класс   Автор: Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Тема урока: «Сохраним планету» (“Save the Earth&r...

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта урока по ФГОС английский язык 6 класс

Технологическая карта урока английского языка по теме "Food" в 6 классе. Разработка урока  подойдет  к любому УМК. Техкарта разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО.Она со...

Технологическая карта урока "Достопримечательности Лондона", английский язык, 4 класс

Представляю вашему вниманию технологическую карту урока английского языка. Тема: "Достопримечательности Лондона". Урок расчитан на обучающихся 4-5ых классов. Необходимое оснащение урока: раз...

Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...