Главные вкладки

    "Организация внеурочной деятельности по юкагирскому языку в МКОУ "Нелемнинская СОШ им.Н.И.Спиридонова - Текки Одулока"
    статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Миронова Алёна Николаевна

    В статье описывается содержание внеурочной деятельности по родному (юкагирскому) языку в школе, краткое описание программ, итоги работы и т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Организация внеурочной деятельности по юкагирскому языку в МКОУ «Нелемнинская средняяобщеобразовательная школаим.Н.И.Спиридонова – ТеккиОдулока»»

    (доклад)

    Село НелемноеВерхнеколымского района Республики Саха (Якутия) является местом компактного проживания малочисленного народа – лесных юкагиров.  Нелемнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Спиридонова – ТеккиОдулока  на протяжении многих лет работает в русле инновационной образовательной площадки по сохранению и возрождению исчезающего юкагирского языка.

    К сожалению, в селе отсутствует естественная языковая среда, выросло три поколения юкагиров, не владеющих родным языком, в Нелемном уже, к сожалению, нет ни одного носителя юкагирского языка и культуры. В этих условиях школа, благодаря своей экспериментальной работе, по сутистала главным центром работыпо формированию языковой среды, дети выступают посредниками, которые несут и передают свои этнокультурные знания в социум.

    Предмет «Юкагирский язык» преподается с 1 по 11 класс, является обязательным, ему отводится по 2 часа в неделю в начальных классах и по 3 часа в неделю во всех остальных классах. Однако выходя из стен школы, дети не находят применения своим знаниям по языку, не закрепляют их.  В связи с этим важно расширение языковой среды, необходима организация дополнительного языкового образования.

    Введение дополнительных часов внеурочной деятельностив соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованиякрайне необходимодля сохранения юкагирского языка, как и учебная деятельность на уроке. Это способствует повышению мотивации к изучению родного языка, обычаев и традиций своего народа.

    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), где возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

    Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

    При организации внеурочной деятельности школа опирается на приоритетные принципы:

    • свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;
    • ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;
    • возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка;
    • единство обучения, воспитания, развития;
    • практико - деятельностную основу образовательного процесса.

    Внеурочная деятельность понимается  как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, утренники, дискотеки, походы, КВН, др.), их участия в самоуправлении  и общественно полезной деятельности.

    Для проведения внеурочной деятельности в нашей школе созданы  условия – спортивный и актовый залы, игровые зоны.

    Сущность и специфика внеурочной деятельности:

    Предполагает решение следующих задач:

    • изучение интересов и потребностей детей;
    • определение содержания внеучебной деятельности, её форм и методов работы с учётом возраста учеников, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения:
    • создание условий для единого образовательного пространства;
    • расширение видов творческой деятельности в системе внеучебной деятельности детей для наиболее полного удовлетворения их интересов и потребностей в объединениях по интересам;
    • привлечение к занятиям большего количества учащихся «группы риска»;

    создание условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

    • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

    Учебный план нашей школы выбран с программой общего образования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения (юкагирским языком) и включает федеральный, региональный (национально-региональный) компонент, компонент образовательного учреждения, план внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:

    • спортивно-оздоровительное,
    • духовно-нравственное,
    • социальное,
    • общеинтеллектуальное,
    • общекультурное.

    Что касается  юкагирского языка, то здесь часы внеурочной деятельности включены во все классы основного общего образования, например:

    Общеинтеллектуальное направление:

    5, 6 классы –  кружок «Чэнчэ одул ажуу» (Занимательный юкагирский язык), 9 класс – элективный курс«Одул ажуу» (Юкагирский язык).

    Духовно-нравственное направление:

    7, 8 классы – кружок «Мэтуйлоолажуулэшурулэлэк» (Сочинения на родном языке);

    5,7,8 классы – кружок «Одунфильм»;

    Общекультурное направление.

     8,9 классы – кружок «Юнкор»;

    Программа кружка «Чэнчэ одул ажуу» (Занимательный юкагирский язык) (1 час в неделю) ориентирована на учащихся 5-6 классов с целью повышения интереса к изучению юкагирского языка.  Для достижения этой цели учащимся предложены занимательные формы обучения. Используются различные виды внеклассных занятий, например, занятия в виде интеллектуальных игр «Поле чудес», «Звездный час», «Самый умный», «Кто хочет стать знатоком юкагирского языка?» и др. Кроме этого, учащимся предложена возможность самим стать авторами-составителями «веселых» заданий на юкагирском языке: ребусов, сканвордов, кроссвордов, головоломок, викторин и др. Работы учащихсяособенно востребованы на уроках юкагирского языка у младших школьников в качестве вспомогательного материала, тем более, что учебников по юкагирскому языку нет. Программа кружка разработана  как дополнение к предмету «Юкагирский язык».

    Программа курса «Одул ажуу» (Юкагирский язык) (1 час в неделю) ориентирована на учащихся 9 класса с целью подготовить их к сдаче обязательного единого республиканского экзамена  по юкагирскому языку. Особенностью этого курса является то, что при подготовке к экзаменам учащиеся совместно с учителем составляют тематические тесты и задания по типу ЕРЭ, затем проверяют друг друга, анализируют работы, устраняя  ошибки. Разработанные тесты и задания также используются на уроках юкагирского языка в других классах в качестве вспомогательного учебного материала. За все время сдачи экзамена по родному языку учащиеся нашей школы показывают стабильные положительные результаты.

    Программа курса «Мэтуйлоолажуулэшурулэплэк» (Сочинения на родном языке) (1 час в неделю) ориентирована на учащихся 7-8 классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся на занятиях родного (юкагирского) языка. Сочинения учащихся, написанные на занятиях   «Мэтуйлоолажуулэшурулэплэк» («Сочинения на родном языке»), могут использоваться как учебные тексты и станут хорошим подспорьем для желающих заниматься изучением юкагирского языка. Некоторые работы учащихся уже опубликованы в социальной сети работников образования «Наша сеть»в проектедля одаренных детей «Алые паруса». Готовится к выпуску первый сборник сочинений «Мэтуйлоолажуулэшурулэплэк», собранных на протяжении нескольких лет работы кружка.

    Кружок«Одунфильм»(1 час в неделю)   ориентирован на учащихся 5, 7 и 8 классов с целью развития творческих способностей учащихся на основе юкагирского языка, литературы, фольклора.Отличительными особенностямипрограммы является:

    деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля, фильма;

    принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

    принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

            На счету у кружковцев «Одунфильма» уже несколько видеофильмов по мотивам фольклора и произведений юкагирских писателей. Например, «Паайтаасилэмээмээ» (Женщина и медведь), «Ходиэтйододьубэшөйбэй?» (Почему мышка стала серой?), «Ибильигиэ» (Филин), «Раненый беляк» по одноименному рассказу Г.А.Дьячкова, «Детство ТеккиОдулока» и т.д. В школьной библиотеке создана медиатека со всеми работами кружка, которые с удовольствием используются на уроках родного языка и культуры, литературы народов Севера, на мероприятиях этнокультурной направленности.

    Кружок «Юнкор»(1 час в неделю) объединяет учащихся 8-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов школы. Основные задачи деятельности кружка это:

    - воспитывать  у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им для этого необходимые навыки;

    - развивать творческие способности школьников через выпуск школьной газеты «Одун лосилпэ» (Юкагирские костры).

    Ребята описывают  события из жизни школы в самиздатовской газете, которую затем публикуют на школьном сайте. Кроме этого, есть специальные рубрики, которые ведутся исключительно на родном языке, такие как, «Одул ажуу» (Юкагирский язык), где публикуются диалоги на разную тематику, «Уйлоол подьорхолэ!» (С днем рождения!) – поздравления именинникам школы, «Лостабиинуйэ ажуупэ» (Пожелания) и т.д. Школьная газета пользуется большим спросом у жителей села. Возможно, опыт работы нашей школьной газеты стал своеобразным толчком для создания приложения на языке лесных юкагиров в районной газете «Колымские новости».

    Как известно, главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению, ивнеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству. Детям легче всего усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Деятельность учеников во время внеурочных занятий создает условия для сотрудничества, помогает развивать коллективное творчество, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности. Во внеурочной деятельности учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой,учатся планировать, анализировать и обобщать.

    Учитывая спецификуработы нашей школы, села и нынешнее состояние юкагирского языка, находящегося на грани исчезновения, можно констатировать, что учащиеся, которые в силу своего возраста,возможно, еще не до конца осознают значимость своей внеурочной деятельности, уже сейчас вносят  посильную лепту в делосохранения и возрождения родного языка.

    Подытоживая свой доклад, хочется отметить, чтосистема внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы.Она позволяет не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, умения, навыки,  придавая процессу образования творческий характер, тем самым обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

    Миронова А.Н., учитель юкагирского языка МКОУ «Нелемнинская СОШ им.Текки  Одулока»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация внеурочной деятельности по английскому языку с мотивированными обучающимися

    О внеурочной деятельности  с мотивированными обучающимися...

    Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

    Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

    Организация внеурочной деятельности по французскому языку в начальной школе

    В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, ...

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку

    Материалы выступления на региональной НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"....

    Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

    Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

    Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

    Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

    Организация внеурочной деятельности по английскому языку посредством исследовательской деятельности с учётом диалога культур

    В данной статье предложено научное исследование, выполненное совместно с учиницей 8 класса. Проведённое исследование построено на базе сопоставительных исследований английской, русской и хакасско...