Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
рабочая программа

Паршина Екатерина Ивановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._4_klass.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

            Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс

    Рабочая программа по эрзянскому языку в 4 классе разработана на основе  авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают  собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Цели и задачи обучения:

пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую  речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Программа опирается на принципы:

-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);

-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)

-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);

-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);

-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке)

Третийэтап (последний год обучения эрзянскому языку в начальных классах школ с полиэтническим составом обучающихся) является завершающим в обучении эрзянскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование уменийшкольников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований),выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста.  При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.

Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как

-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;

-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;

-письмо по памяти;

-письмо под диктовку;

-самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)

Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного усвоения.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 1 час в неделю(34 часов в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу

Планируемые результаты изучения курса

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности

Тематическое планирование по учебному курсу

«Эрзянский язык»

№ п/п

 Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1

Моя школа.

2

2

2

Мир вокруг меня.

6

6

3  

Семья.

3

1

2

4

Правильное питание

2

2

5

Профессии

2

2

6

Зима

3

1

2

7

Мои друзья.

2

2

8

Культурное наследие.

3

3

9

Весенние праздники

2

2

10

Моя малая Родина.

4

1

3

11

Весна

5

5

Всего:

34

9

7

10

8

   

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Наименование

тем, разделов

   Вид  занятия

Всего часов

Виды самостоятельных работ

Дата проведения

Планируемая

Фактически

1

Моя школа

1.1

Здравствуй, школа!

Комбинированный

Работа с текстом

1.2

День  знаний

Комбинированный

Перевод

2

Мир вокруг меня

2.1

Лето

Комбинированный

Работа с текстом

2.2

Летом в лесу

Комбинированный

Перевод

2.3

Жители леса

Комбинированный

Перевод

2.4

Хлеб - наше богатство.    

Комбинированный

Перевод

2.5

Золотая осень

Комбинированный

Перевод

2.6

Животные осенью

Объяснение

Работа с текстом

3

Семья

3.1

Наша дружная семья                      

Комбинированый

Выполнение упражнений

3.2

Дома

Комбинированный

Перевод

3.3

День рождения

Урок-игра

Работа с текстом

4

Правильное питание

4.1

Еда

Комбинированный

Выполнение

упражнений  

4.2

 Приготовление пищи

Комбинированный

Перевод

5

Профессии

5.1

Работа

Комбинированный

Работа с текстом

5.2

Трудолюбие

Урок-игра

Выполнение

упражнений  

6

Зима

 

6.1

Зимние забавы

Комбинированный

Работа с текстом

6.2

Животные зимой

Урок-игра

Выполнение

упражнений  

6.3

Зимние праздники.

Комбинированный

Перевод

7

Друзья

7.1

Мои друзья

Комбинированный

Перевод

7.2

Наши увлечения

Урок-игра

Выполнение

упражнений  

8

Культурное наследие

 

8.1

С.Д. Эрьзя

Комбинированный

Работа с текстом

8.2

Художники Мордовии

Ф.В. Сычков

Комбинированный

Выполнение

упражнений  

8.5

Писатели Мордовии

Комбинированный

Перевод

9

Весенние праздники

9.1

День Защитника Отечества

Комбинированный

Работа с текстом

9.2

Праздник мамы-

8 марта

Комбинированный

Выполнение упражнений

10

Моя малая Родина

10.1

Историческое прошлое эрзи и мокши

Комбинированный

Работа с текстом

10.2

Родная сторона

Урок-игра

Перевод

10.3

Наши знаменитости

Фёдор Фёдорович Ушаков

Комбинированный

Выполнение упражнений

10.4

Охрана природы

Комбинированный

Выполнение упражнений

11

Весна

11.1

Приход весны Сад и огород

Комбинированный

Работа с текстом

11.2

Наши крылатые друзья

Комбинированный

Перевод

11.3

День Победы

Комбинированный

Перевод

11.4

Хлеб – наше богатство

Комбинированный

Работа с текстом

11.5

Домашнее хозяйство

Комбинированный

Перевод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса

Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...

Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс

Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...

Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс

Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме  групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....