Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Паршина Екатерина Ивановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._7_klass.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по эрзянскому языку. 7 класс

    Рабочая программа по эрзянскому языку в 7 классе разработана на основе  авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, Кубасова О.В., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006г 

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.

Языковая, а значит, и культурная интеграция — путь единения российского общества на основе единого самосознания с сохранением культур и языков.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных утверждает 3 языка: русский, мокшанский, эрзянский.

Многоязычное образование — реальный инструмент интеграции.

В развитых странах мира такое образование признано важным инструментом многостороннего развития личности. Международные исследования показывают: качественное овладение языками обогащает человека знаниями и навыками, необходимыми для существования в современном мире, дает ему неоспоримые преимущества в познании и развитии. Внедрение качественного многоязычного образования в Республике Мордовия даст эти преимущества и нашим детям.

Изучение национального языка, культуры должно стать личностно значимым для ученика. Задача учителя — помочь ученику понять уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия. Именно такой тип билингвизма исторически сложился во многих национальных территориях России. Язык и культура являются посредниками между человеком и окружающей действительностью и играют огромную роль в формировании субъективной картины мира. Чем больше культур человек усвоил, чем больше языков он знает, совершенно независимо от статуса языка, тем шире диапазон его мироощущения.

Поочередность прохождения тем, а также задачи обучения предлагаемой программы не означают строгую последовательность их решения в учебном процессе. Учитель может предпринимать собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения, взяв за основу определнную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения. Предложенная структура программы — результат многолетних наблюдений за особенностями освоения школьниками лексики и грамматики эрзянского языка и за развитием их речи.

При начальной трехлетней (и даже четырехлетней) школе не удается в массе сформировать у детей навыки чтения и понимания, навыку грамотного письма. Это закономерно: данные навыки при целенаправленной работе ставятся за 6-7 лет. Поэтому существует необходимость закрепить и развить в 7 классе те знания и умения в области языка и речи, которые учащиеся приобрели в начальных классах, а также в 5-6 классах и которые важны как база для дальнейшего успешного продвижения по предмету. При наличии сравнительного небольшого объема нового для детей материала 7 класс в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи. Семиклассники должны будут определять части речи, опознавать их морфологические признаки, разбирать слова по составу на основе элементарного словообразовательного анализа, грамотно оформлять письменную речь в рамках изученного материала.

Цели и задачи учебного предмета

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражают специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Основные цели дисциплины:

— соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве;

— владение разговорной речью в разных ситуациях общения;

— формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

— обеспечение активного участия в общественной жизни республики, успешной организации становления личности.

Основные задачи дисциплины:

— познакомить учащихся с эрзянским языком как частью финно-угорской системы языков;

— расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей на основе погружения в язык;

— показать лексические, фонетические, морфологические особенности мордовских языков, раскрыть пути языкового обогащения;

— сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

— научить связно излагать свои мысли на эрзянском языке на региональные темы (природа, культура, экономика и т.д.)

Общая характеристика учебного предмета

Фонетика и орфография

Учащиеся должны:

— знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия;

— владеть основными правилами эрзянской офографмм.

Лексическая сторона речи

Учащиеся должны:

— овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 500 лексических единиц (с учетом словарного минимума начального звена обучения);

— знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами — суффиксацией (образование новых слов при помощи суффиксов).

Морфология

Изучение имени существительного:

— лексическое значение;

— одушевленные и неодушевленные;

— падежи;

— склонение (определенное, неопределенное, притяжательное);

— число;

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ине\-ыне.

Изучение имени прилагательного:

— лексическое значение;

— разряды (качественные и относительные);

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами — -ине\-ыне. Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов: -в\-й (качественных),-нь (относительных).

Изучение послелога:

— значение послелогов;

— использование послелога в словосочетаниях и предложениях.

Изучение глагола:

— время;

— лицо (первое, второе, третье);

— число (единственное, множественное). Образование неопределенной формы глагола при помощи суффиксов: -мс, -ма, -мо\-ме;

— вид (однократный, многократный).

Местоимение

 Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение».

Числительное

Разряды числительных.

Синтаксис

Словосочетания:

— «прилагательное + существительное»;

— «глагол + существительное»;

— «глагол + местоимение»;

Простое предложение.

Обучение диалогической речи

Учащиеся должны уметь:

— утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения;

— возражать, используя отрицательные предложения;

— выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения бес вопросительного слова.

Монологическая речь

— описание иллюстрации, собственного рисунка;

— краткое сообщение о себе и своей семье.

Письмо

 Учащиеся должны уметь:

— письменно фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания, отвечать на заданные вопросы и т.д.;

— вести эрзянско-русский словарик;

— составлять письма по образцу.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Большеелховская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Эрзянский язык» в 7 классе отводится  34 часов (1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Сохранение национального языка, культуры, словарного запаса детей с русским языком обучения.

Минимальные требования к уровню подготовки

выпускников начальной школы.

В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:

В области говорения:

  • уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
  • уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
  • кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
  • воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.

В области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.

В области чтения:

  • овладеть техникой чтения вслух;
  • читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета, курса

Освоение курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:

— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознаний своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразвие современного мира.

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

— формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры.

— объяснения исторических сложившихся норм социального поведения.

— использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Изучение курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:

Регулятивные УУД

Уметь:

  • Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

Уметь:

  • Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, мотивировать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
  • Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно).
  • Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты).
  • Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника).
  • Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  • Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях.
  • Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач.
  • Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного).
  • Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст).
  • Составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку.
  • Анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности).
  • Осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя).
  • Ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения.
  • Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные УУД

Уметь:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Тематическое планирование по учебному курсу

«Эрзянский язык»

№ п/п

 Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1

Воспоминания о летних каникулах

1

1

2

Учёба – наша главная задача

1

1

3  

Разговор о профессии учителя

1

1

4

Любимый учитель

1

1

5

Профессии

2

2

6

Любовь к чтению

1

1

7

Черты характера человека

1

1

8

Я и моё здоровье

2

1

1

9

Спорт

1

1

10

Знаменитые люди Мордовии

1

1

11

Женская красота в художественных произведениях и на картинах

1

1

12

Известные учёные – фольклористы

1

1

13

Устное народное творчество

2

2

14

Домашние дела

1

1

15

Известные художники

1

1

16

Красота эрзянского языка

1

1

17

Природа Мордовии

1

1

18

Путешествия по картинам известных мордовских художников

1

1

19

Картины художников о природе

1

1

20

Известные певцы

2

2

21

Символы Мордовии

1

1

22

1000-летие единения мордовского народа с народами  российского государства

1

1

23

Достопримечательности Саранска

3

3

24

Бескрайние просторы Родины

1

1

25

Москва-столица Мордовии

1

1

26

Богатство природы Мордовии

1

1

27

Охрана природы Мордовии

1

1

28

Лето

1

1

34

9

7

10

8

Календарно – тематическое планирование по дисциплине «Эрзянский язык» 7 «А» класс, 7 «Б» класс, 7 «В» класс

Наименование тем разделов

   Вид  занятия

Всего часов

Виды самостоятельных работ

Дата проведения

Планируемая

Фактически

1

Воспоминания о летних каникулах

Комбинированный

Перевод

2

Учёба-наша главная задача

3

Разговор о профессии учителя

Комбинированный

Перевод

4

Любимый учитель

Объяснение

Работа с текстом

5

Профессии

5.1

Подготовка к взрослой жизни

Комбинированный

Перевод

5.2

Профессия родителей.

Комбинированный

Выполнение упражнений

6

Любовь к чтению

Комбинированный

Выполнение упражнений

7

Черты характера человека

Комбинированный

Работа с текстом

8

Я и моё здоровье

8.1

Правила личной гигиены человека

Объяснение

Выполнение упражнений

8.2

Разговор о хороших и вредных привычках

Комбинированный

Перевод

9

Спорт

10

Знаменитые люди Мордовии

11

Женская красота в художественных произведениях и на картинах

Комбинированный

Работа с текстом

12

Разговор о женщине

Комбинированный

  Работа с текстом

13

Известные учёные- фольклористы

13.1

Самородов Кирилл Тимофеевич

Макар Евсевьевич Евсевьев

Комбинированный

Работа с текстом

13.2

Фёкла Игнатьевна Беззубова

Ефимия Петровна Кривошеева

Комбинированный

Работа с текстом

14

Устное народное творчество

15

Пословицы Считалки

Комбинированный

Перевод

16

Загадки Частушки

Комбинированный

Работа с текстом

17

Домашние дела

Комбинированный

Работа с текстом

18

Известные художники

Комбинированный

Работа с текстом

19

Красота эрзянского языка

Комбинированный

Выполнение

упражнений  

20

Природа Мордовии

Комбинированный

Работа с текстом

21

Путешествия по картинам известных мордовских художников

Комбинированный

 

22

Картины художников о природе

Комбинированный

23

Известные певцы

23.1

Яушев Илларион Максимович

Комбинированный

Работа с текстом

23.2

Мордовский ансамбль «Торама»

Комбинированный

Работа с текстом

24

Символы Мордовии

Комбинированный

25

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Комбинированный

Работа с текстом

26

Достопримечательности Саранска

26.1

Музеи Мордовии

Комбинированный

Работа с текстом

26.2

Мордовский национальный драматический театр

Комбинированный

Перевод

26.3

Собор имени Ф.Ф. Ушакова

Комбинированный

Перевод

32

Бескрайние просторы Родины

Комбинированный

Выполнение упражнений

35

Москва – столица Мордовии

Комбинированный

Работа с текстом

36

Богатство природы Мордовии

Комбинированный

Перевод

37

Охрана природы Мордовии

Комбинированный

Перевод

39

Лето

Комбинированный

Перевод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса

Рабочая программа по эрзянскому языку для 8 класса...

Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс

Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...

Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс

Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме  групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....