Роль кабинета в работе учителя эрзянского и мокшанского языка
статья

Современные школьные классы представляют собой образовательное пространство с безграничными возможностями. В связи с этим актуальность  включения школьного кабинета в процесс  преподавания  не вызывает сомнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль кабинета в работе учителя эрзянского и мокшанского языка

                                                                          Учителя мордовского языка МОУ «СОШ №40»

   Плаксина Т.А., Астайкина Ю.М.

«Скажи  мне – и  я забуду.

                                                                                  Покажи  мне  – и  я  запомню.

                                                  Дай  мне  действовать  самому  – и  я  научусь».

Китайская  мудрость

Современные школьные классы представляют собой образовательное пространство с безграничными возможностями. В связи с этим актуальность  включения школьного кабинета в процесс  преподавания  не вызывает сомнений. Особенностью работы кабинета мордовского языка является то, что он всегда был и остается центром сохранения родного языка и культуры мордовского народа. В кабинете проводятся не только уроки родного языка и литературы, но и тематические вечера, фольклорные праздники, советы учащихся и учителей, олимпиады, семинары и другие важные мероприятия. Он прекрасно оснащён техническими средствами: есть компьютер, видеопроектор и экран. Вся техника очень активно используется при проведении видео-уроков, слайдовых презентаций, мастер-классов, кино-уроков.

Активизация познавательной деятельности ученика на уроках мордовского языка зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Незаменимым помощником в этом  стало использование на уроках этнографического уголка, который создан в 2015 году на базе кабинета мордовского языка. Одной из важнейших задач кабинета является изучение культуры мордовского народа. Этнографический уголок в кабинете играет важную роль в формировании духовно-нравственных качеств и патриотического самосознания подрастающего поколения. Создание этнографического уголка продиктовано   необходимостью знакомства обучающихся с материальной культурой мордовского народа, формированием коммуникативных навыков,     привитием чувства уважения к мордовскому (эрзянскому /мокшанскому) языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитанием  культуры  межнациональных отношений.

       Кабинет мордовского языка развивает сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Одна из важнейших особенностей нашего этнографического уголка состоит в том, что  учащиеся сами собирают материалы, самостоятельно создают экспозиции и проводят экскурсии.

На сегодняшний день в кабинете представлены  информационные стенды, плакаты, книги, словари, методическая литература. Особую значимость имеют следующие стенды:

1. Географическая карта с обозначением всех районов Республики Мордовия.

2. Символика Республики Мордовия. На стенде ученикам представлен текст гимна  Мордовии на трёх государственных языках (мокшанском, эрзянском и на русском) с указанием автора (Сергей Кинякин) и композитора (Нины Кошелевой).

3. Из истории Мордовии. Стенд содержит информацию об этимологии    слова «мордва», о территории расселения мордовских племён в первом тысячелетии новой эры, об основных промыслах мордвы (охота, бортничество, земледелие, рыболовство) и т. д.

4.Обряды и верования мордвы. Стенд позволяет узнать о ранних  формах религиозных воззрений, о культе предков и веру в божества, олицетворяющих различные природные явления (Вирява, Ведява и т. д.).

5. Ремесла и промыслы мордвы. Стенд содержит информацию по обработке металлов, о кузнечном и слесарном искусстве. Изделия народных промыслов помогают раскрыть особенности культуры народа, в них сохраняются  традиции декоративно-прикладного искусства.    

Кроме того, в кабинете представлена выставка «Бытовая культура мордовского народа», в которой каждая вещь напоминает о прошлом,  имеет свою историю. Здесь можно увидеть мордовскую национальную одежду, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, деревянные скульптуры, книги и фотографии. В кабинете есть свадебный костюм мокшанской женщины, который помогает изучить искусство мордовской вышивки.  Экспозиция «Бытовая культура мордовского народа» помогает совершить виртуальное путешествие во времени.

Учителя мордовского языка и ученики постоянно ведут большую поисково-исследовательскую работу. Коллекция все время пополняется. Ученики  могут не только посмотреть экспонаты, но и  прикасаться к ним с целью изучения принципов работы. Наряду с подлинными предметами представлены вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки, макеты).

Материалы школьного кабинета мордовского языка мы разделили на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки. Несомненно, современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность.

Исследовательская работа позволяет обучающимся под нашим руководством внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие этнографического уголка, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.

Урок в нашем кабинете активизирует восприятие ребят, т. к. информация конкретна, обладает предметной наглядностью, предметы воздействуют на чувства человека, влияют на развитие образно-эмоционального мышления ученика.

Таким образом, кабинет мордовского языка является базой для серьезной воспитательной работы. В нем проходят интересные классные часы и интерактивные занятия, экскурсии и, конечно, кабинет является местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, краеведению и других предметов. Кабинет используется для внеклассной работы по предмету: разучивание мордовских песен, мини-спектакли, викторины, видео путешествия по Мордовии, конкурсы рисунков, познавательные игры. Разрабатываются и проводятся с детьми фольклорные праздники – путешествия, яркие, красочные: «Инжекс иень шкатненень», «Телень кеняркст», «В гостях у Вирявы», «Тундась сась!», «Минь весёла шабатама».

Кабинет мордовского языка помогает сохранению, распространению и развитию национальной культуры, способствует погружению  учеников в мир мордовской  речи.
     Чем больше будут дети знать о своём крае, тем сильнее любить.   Это верный путь к истокам малой Родины, к постижению и пониманию национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Из ОПЫТА работы учителя "Построение урока английского языка" в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлена информация об основных этапах уроках в соответствии с требованиями ФГОС, рассмотрены основные требования и приведены примеры с уроков....

Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)

С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом " Учимся жить вместе!", цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможно...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....

Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся

Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся...

Роль предметного кабинета в работе учителя

Роль предметного кабинета в работе учителя...