Роль кабинета в работе учителя эрзянского и мокшанского языка
статья
Современные школьные классы представляют собой образовательное пространство с безграничными возможностями. В связи с этим актуальность включения школьного кабинета в процесс преподавания не вызывает сомнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль кабинета в работе учителя эрзянского и мокшанского языка
Учителя мордовского языка МОУ «СОШ №40»
Плаксина Т.А., Астайкина Ю.М.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».
Китайская мудрость
Современные школьные классы представляют собой образовательное пространство с безграничными возможностями. В связи с этим актуальность включения школьного кабинета в процесс преподавания не вызывает сомнений. Особенностью работы кабинета мордовского языка является то, что он всегда был и остается центром сохранения родного языка и культуры мордовского народа. В кабинете проводятся не только уроки родного языка и литературы, но и тематические вечера, фольклорные праздники, советы учащихся и учителей, олимпиады, семинары и другие важные мероприятия. Он прекрасно оснащён техническими средствами: есть компьютер, видеопроектор и экран. Вся техника очень активно используется при проведении видео-уроков, слайдовых презентаций, мастер-классов, кино-уроков.
Активизация познавательной деятельности ученика на уроках мордовского языка зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Незаменимым помощником в этом стало использование на уроках этнографического уголка, который создан в 2015 году на базе кабинета мордовского языка. Одной из важнейших задач кабинета является изучение культуры мордовского народа. Этнографический уголок в кабинете играет важную роль в формировании духовно-нравственных качеств и патриотического самосознания подрастающего поколения. Создание этнографического уголка продиктовано необходимостью знакомства обучающихся с материальной культурой мордовского народа, формированием коммуникативных навыков, привитием чувства уважения к мордовскому (эрзянскому /мокшанскому) языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитанием культуры межнациональных отношений.
Кабинет мордовского языка развивает сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Одна из важнейших особенностей нашего этнографического уголка состоит в том, что учащиеся сами собирают материалы, самостоятельно создают экспозиции и проводят экскурсии.
На сегодняшний день в кабинете представлены информационные стенды, плакаты, книги, словари, методическая литература. Особую значимость имеют следующие стенды:
1. Географическая карта с обозначением всех районов Республики Мордовия.
2. Символика Республики Мордовия. На стенде ученикам представлен текст гимна Мордовии на трёх государственных языках (мокшанском, эрзянском и на русском) с указанием автора (Сергей Кинякин) и композитора (Нины Кошелевой).
3. Из истории Мордовии. Стенд содержит информацию об этимологии слова «мордва», о территории расселения мордовских племён в первом тысячелетии новой эры, об основных промыслах мордвы (охота, бортничество, земледелие, рыболовство) и т. д.
4.Обряды и верования мордвы. Стенд позволяет узнать о ранних формах религиозных воззрений, о культе предков и веру в божества, олицетворяющих различные природные явления (Вирява, Ведява и т. д.).
5. Ремесла и промыслы мордвы. Стенд содержит информацию по обработке металлов, о кузнечном и слесарном искусстве. Изделия народных промыслов помогают раскрыть особенности культуры народа, в них сохраняются традиции декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, в кабинете представлена выставка «Бытовая культура мордовского народа», в которой каждая вещь напоминает о прошлом, имеет свою историю. Здесь можно увидеть мордовскую национальную одежду, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, деревянные скульптуры, книги и фотографии. В кабинете есть свадебный костюм мокшанской женщины, который помогает изучить искусство мордовской вышивки. Экспозиция «Бытовая культура мордовского народа» помогает совершить виртуальное путешествие во времени.
Учителя мордовского языка и ученики постоянно ведут большую поисково-исследовательскую работу. Коллекция все время пополняется. Ученики могут не только посмотреть экспонаты, но и прикасаться к ним с целью изучения принципов работы. Наряду с подлинными предметами представлены вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки, макеты).
Материалы школьного кабинета мордовского языка мы разделили на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки. Несомненно, современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность.
Исследовательская работа позволяет обучающимся под нашим руководством внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие этнографического уголка, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.
Урок в нашем кабинете активизирует восприятие ребят, т. к. информация конкретна, обладает предметной наглядностью, предметы воздействуют на чувства человека, влияют на развитие образно-эмоционального мышления ученика.
Таким образом, кабинет мордовского языка является базой для серьезной воспитательной работы. В нем проходят интересные классные часы и интерактивные занятия, экскурсии и, конечно, кабинет является местом интеграции сведений по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, краеведению и других предметов. Кабинет используется для внеклассной работы по предмету: разучивание мордовских песен, мини-спектакли, викторины, видео путешествия по Мордовии, конкурсы рисунков, познавательные игры. Разрабатываются и проводятся с детьми фольклорные праздники – путешествия, яркие, красочные: «Инжекс иень шкатненень», «Телень кеняркст», «В гостях у Вирявы», «Тундась сась!», «Минь весёла шабатама».
Кабинет мордовского языка помогает сохранению, распространению и развитию национальной культуры, способствует погружению учеников в мир мордовской речи.
Чем больше будут дети знать о своём крае, тем сильнее любить. Это верный путь к истокам малой Родины, к постижению и пониманию национальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161547-1355135900.jpg)
Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)
Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161547-1355135900.jpg)
Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)
ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1009967-1518236550.jpg)
Из ОПЫТА работы учителя "Построение урока английского языка" в соответствии с требованиями ФГОС
В статье представлена информация об основных этапах уроках в соответствии с требованиями ФГОС, рассмотрены основные требования и приведены примеры с уроков....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-403241-1392147684.jpg)
Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)
С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом " Учимся жить вместе!", цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-1293091-1606331261.jpg)
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/15/picture-1337784-1623770776.jpg)
Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся
Использование интерактивной доски на уроках мордовского (эрзянского, мокшанского) языка как средство мотивации обучающихся...