Статья: "Педагогические образовательные технологии"
статья

Аюна Цыреновна

Педагогические, образовательные технологии доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_obrazovatelnye_tehnologii.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические / образовательные технологии

В условиях модернизации системы образования необходимы качественно новые подходы к образовательной деятельности. В сегодняшнем образовательном пространстве смысл образования человека состоит в освоении учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребуемыми за пределами школы. Наиболее важными в современном мире являются владение языковой,  коммуникативной, и информационной компетенциями. Ученик, владеющий ими, имеет непосредственную возможность для саморазвития, самообразования и самореализации.

Важнейшим условием достижения результативности обучения является выбор  образовательной технологии.

В течение многих лет педагогической деятельности, изучая и апробируя различные образовательные технологии, пришла к выводу, что умелое их использование в сочетании с традиционным обучением  приводит к хорошим результатам.

Применение мною педагогических технологий и предметных методик выглядит следующим образом.

Проектная технология.        Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
         Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Я делю проекты на учебные и творческие. Первые проходят в рамках уроков, как зачетная работа по теме. "Творческие" - более продолжительные, работа над ними может длиться дольше, по мере роста ученика. Стараюсь темы таких проектов согласовывать с интересами учащихся и своими личными так, чтобы потом можно было использовать их результаты на уроках. Ученикам - интересно, а для меня -  экономия времени.

Удаётся организовать "разновозрастные" проекты, где старшие сотрудничают и обучают младших. Такое общение учащихся очень полезно.
Проект – не только обучение предмету. Это школа общения и школа жизни. Соблюдение сроков, воспитание настойчивости – это немаловажный итог в формировании личностных качеств ребёнка.

 Разработан и реализован творческий проект «Тайгын хγбγγн» по творчеству поэта Мэлса Самбуева в рамках празднования 75-летнего юбилея. В рамках проекта был оформлен стенд «Мэлс Самбуевай 75 жэлэй ойн баярта», снят видеоролик по стихотворению «Зүһэм хилээмэн», организована выставка творческих работ учащихся «Мэлс Самбуевай зохеолнуудаар».  

В ходе проекта “Уран γгын абьяас бариһан” по изучению творческого пути современного писателя-прозаика Александра Лыгденова учащиеся знакомились с его творчеством, произведениями, провели читательскую конференцию, подготовили презентацию, провели встречу с Народным художником Бурятии Николаем Батуевым, сняли видеоролики «Сэргэ тухай», «Мγнөө γеын сэргэ».

В рамках этих проектов обучающиеся провели ряд серьезных исследований и оформили результаты в форме учебно-информационных презентаций, видеороликов.

         Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения.

Использование проектной технологии позволяет сформировать следующие компетенции:

  1. информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
  2. коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
  3. социальную – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  4. предметную – способность применять полученные знания на практике.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся. Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

На уроках бурятской литературы проблемные задачи можно ставить при изучении  повести Цырена Галанова “Саран-Хγхы” в 9 классе. Перед детьми ставится проблема “Хоер хγлтэй арьяатад байдаг гγ?”. Храбрость героя рассказа Цырена Галанова “Талын бγргэд” наталкивает учащихся к решению проблемы, поставленной  перед ними “Талын бγргэд гэжэ хэн бэ?”  По роману Жамсо Тумунова «Нойрһоо һэриһэн тала» интересно проходит урок. Как  перед главным героем стояла  проблема выбора пути «Хоер харгы: алиниинь шэлэлтэйб?», так и перед учащимися  ставится такая проблема, которую необходимо решить с помощью различных приемов.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • подвожу  учеников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  • сталкиваю противоречия практической деятельности;
  • излагаю  различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагаю  классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждаю  учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставить  конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяю  проблемные теоретические и практические задания;
  • ставлю проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Из всех технологий, применяемых мною на уроках, особо мне нравится метод погружения на уроках литературы.   Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся, формирование у них в процессе обучения универсальных учебных действий  (УУД).  Прежде всего – личностных УУД, направленных на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяющих сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. От степени их развития зависит успешность жизни человека в социуме. Важность литературы в решении этой задачи неоспорима. Она призвана «научить ребенка … сопереживать, сорадоваться, сострадать» (К.И.Чуковский), предупредить появление нравственной глухоты, помочь овладеть способностями эмоционального интеллекта и развивать его. Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж.  Поэтому  уроки литературы – важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия.   Может быть, именно поэтому меня всегда привлекала технология с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода – метод эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.   Конечно, невозможно сразу «измерить» степень воздействия того или иного текста на личность учащихся, тем не менее в арсенале каждого учителя литературы есть действенные,  годами проверенные, но современные и сегодня способы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.    Вот эти  приемы: «С широко закрытыми глазами», «Раскрась свое впечатление от произведения», «Мысленным взором», «На месте героя» и др.   Дети слушают с закрытыми глазами стихи, рисуют в своем воображении картины, а затем или рассказывают о возникших во время чтения образах, или выбирают подходящие, как они полагают, для их выражения  цвета. Затем находят в произведении строки, которые вызвали эти образы. Пытаются представить себя на месте того или иного героя, принять за него какое-то решение или  совершить хорошие поступки, чтобы оправдать  ошибки, совершенные героем. Таким образом, происходит постижение произведения от эмоций к слову.

При изучении рассказа Д.Дамдинжапова «Юрын буряад эхэ» учащиеся 6 класса вместе с  главной героиней Бʏмбʏʏ проходят все ее жизненные трудности, сопереживают ей. Очень взволнованно воспринимают произведения Александра Лыгденова «Үншэн», «Нюдэнэй аршаан», Балдан Ябжанова «Эхэ шоно», повесть Чимита Цыдендамбаева «Буряад басаган». Все эти произведения глубоко поучительны, ведь основаны на традициях бурятского народа, которых неизменно нужно соблюдать.

Урок погружения можно провести по рассказу Цырена Галанова «Хγгжэм», где учащиеся определяют  роль музыки в жизни человека, ее одухотворяющее воздействие.

Безусловно, в век стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, преподавание только на основе учебников, готового материала является недостаточным. Актуальным в работе педагога стало применение электронных учебников, электронных словарей, компьютерного тестирования, создание мультимедиа презентаций, Интернет-ресурсов. Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также для коррекции знаний слабоуспевающих учеников. Применение электронного учебника бурятского языка в обучении дает возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои первые успехи. Это побуждает интерес и усиливает мотивацию к изучению бурятского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...