РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (5 класс)

Борискин Василий Петрович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Мордовский (эрзянский) язык»

(5А, 5Б классы, базовый уровень)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erzyanskiy_yazyk_5_klass_2022.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 29»

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей предметов гуманитарного и социального циклов

____________ И.Н. Гвоздева

(протокол от 29.08.2022 г. № 1)

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________О. Н. Волкова

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Гимназия № 29»

________О. Ю. Марисова

(приказ от 1.09.2022 г.

№ 03-02/____)

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

МОУ «Гимназия № 29»

Протокол от 30.08.2022 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Мордовский (эрзянский) язык»

(5А, 5Б классы, базовый уровень)

на 2022-2023 учебный год

                                                      Составитель:

                                                 Борискин В.П., учитель мордовских языков,

                                     первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Республика Мордовия является одним из регионов Российской Федерации, где целью образовательной политики является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам является важным звеном содержания общего образования, которое предполагает введение ребёнка в полиэтническую среду.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский, мокшанский и эрзянский языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой мокшанского и эрзянского языков.

Средний школьный (подростковый) возраст (11-14 лет) является благоприятным для усвоения второго языка. Способности детей среднего школьного (подросткового) возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у обучающихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Конституция Республики Мордовия. Принята 21 сентября 1995 г.
С изменениями от 28 февраля, 27 ноября 
1997 г., 7 октября, 17 декабря 1999 г.,
9 ноября 
2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г.,
28 января 
2004 г., 30 марта, 23 декабря 2005 г., 26 апреля, 26 июня,
5 октября 
2006 г.).

2. Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 г., № 204). 

3. Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З,
от 19. 12. 2011 г. № 78-З).

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Принята Правительством Российской Федерации от 4 октября 2000 г.
№ 751.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Принята Указом Президента Российской Федерации от 19. 12. 2012 г. № 1666.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на
2014-2020 гг.
(с изменениями на: 24. 03. 2017 г.).

9. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Принят Президентом Российской Федерации от 7.05.2018 г.

Согласно учебному плану МОУ «Гимназия № 29» на 2022-2023 учебный год в
5 классе на изучение эрзянского языка отводится 34 часа
(34 учебные недели по 1 часу в неделю).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Работа с ресурсами Internet

Основная информация по предмету расположена на сайтах

1. Инновационная образовательная сеть «Эврика» : Режим доступа : http://www.eurekanet.ru.

2. Дистанционный курс для учителей :  Новые педагогические технологии : Режим доступа : http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html.

3. Интерактивное пособие по изучению финно-угорского языкового родства «С высоты птичьего полёта» : Режим доступа : http://www.regulytarsasag.hu/finnugor-madartavlatbol/.

Основная литература

1. Кочеваткина, О. В., Ивлюшкина Н. И., Дмитриева, С. Ю. Эрзянский язык.
5 класс : четвёртый год обучения : учебное пособие для русскоязыч. учащихся /
О. В. Кочеваткина, Н. И. Ивлюшкина, С. Ю. Дмитриева. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2010. – 144 с.

2. Кочеваткина, О. В., Кочеваткина, Н. А. Методические рекомендации по эрзянскому языку для 5 класса (4 год обучения) для школ с русскоязычным или смешанным контингентом обучающихся: учебно-методическое пособие /
О. В. Кочеваткина, Н. А. Кочеваткина. – МРИО. – Саранск, 2013. – 96 с.

3. Сборник методических материалов по преподаванию мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в школах г. о. Саранск с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся Саранск, МУ «ИМЦ». – Саранск, 2015. – 120 с.

Дополнительная литература

1. Брыжинский, А. И., Пашутина, О. В., Чернов, Е. И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина,
Е. И. Чернов.  – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001.

2. Данильчев, А. А. Эрзянь келень уроксо тиринь масторонь вечкеме тонавтомась / А. А. Данильчев // Сятко. – Саранск, 2017. – № 4. – С. 132–133.

3. Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема».

4. Зубарева, И. Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в начальной школе / И. Г. Зубарева // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах: сб. науч. трудов. – Саранск, 2015 – С. 20–24.

5. Литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Сятко».

6. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.

7. Поляков, О. Е., Цыпкайкина, В. П. Мордовский словарик / О. Е. Поляков, В. П. Цыпкайкина. – Саранск, 2011. – 96 с.

8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. – 400 с.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные УУД позволяют на уроках эрзянского языка сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. К ним относятся:

 – уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

 – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

 – готовность к самообразованию и самовоспитанию;

 – умение конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД обеспечивают на уроках эрзянского языка возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. К ним относятся:

 – организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 – умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

 – умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД включают на уроках эрзянского языка действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. В качестве приёмов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, используются: создание проблемных ситуаций; «втягивание и отстранение»; тренинг определений; выбор и замена заданий; дискуссии (круглый стол, дебаты, мозговой штурм, дидактические игры, заседание экспертной группы, судебное заседание). К ним относят:

 – постановка проблемы;

 – создание модели и схемы решения жизненной ситуации;

 – построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД на уроках эрзянского языка обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. К ним относят:

 – учёт разного мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

 – формулировка собственного мнения и позиции, аргументация и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 – установление и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

 – постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 – использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей;

 – установление рабочих отношений в группе, эффективного сотрудничества.

Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД происходит при использовании приёмов индивидуально-групповой и групповой формы работы.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты на уроках эрзянского языка выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные результаты на уроках эрзянского языка – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательных отношений, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты на уроках эрзянского языка выражаются в создании системы ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательных отношений и к их результатам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип (форма) урока

Виды (формы) контроля

Характеристика деятельности обучающихся

Примеча-ние

По плану

Фактичес-кая

Финно-угорский мир. Моя малая Родина. Республика Мордовия – 9 ч.

1

Повторение пройденного материала

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Обращать внимание на   особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак)

2

Финно-угорский мир. Республика Мордовия. Символика Республики Мордовия

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Обращать внимание на   особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак

3

Времена года

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

4

Дары осени

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

5

Школьные принадлежности

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

6

Путешествие

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

7

Виды транспорта

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

8

Словари и разговорники эрзянского языка

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

9

Словари и разговорники эрзянского языка

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Традиции и обычаи эрзянского народа – 7 ч.

10

Празднование дня рождения. Семейные традиции

1

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст

11

Мой город, моё село

1

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст

12

Писатели и поэты Мордовии

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

13

Знакомство с детским журналом «Чилисема»

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

14

Профессия родителей, сестры, брата

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Обращать внимание на   особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак)

15

Зимние забавы. Приметы зимы

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

16

Костюм национальный (женский, мужской)

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

Зимние праздники – 4 ч.

17

Подготовка к празднованию Нового года

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после
его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его  чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

18

Подготовка к празднованию Рождества

1

Урок развивающего контроля

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

19

Празднование Нового года у других финно-угорских народов

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

20

23 февраля – День мужества

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по  картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

Режим дня. Весенние приметы – 7 ч.

21

Распорядок дня

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

22

8 марта – Международ-ный женский день

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

23

Приметы весны

1

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по  картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

24

Птицы (повадки, отличительные признаки)

1

Урок рефлексии

Тематичес-кий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; составлять небольшой текст
(4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих   суффиксов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных

25

Еда, напитки (национальные)

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

26

Знакомство с героями мокшанских и эрзянских сказок

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

27

Весенние праздники.
1 апреля – День смеха. Пасха

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной форме.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Моё здоровье – 2 ч.

28

Одежда, обувь (весенняя, летняя)

1

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

29

Здоровье. Гигиена

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Моя малая Родина – 5 ч.

30

Знакомство с журналом «Сятко»

1

Урок систематиза-ции знаний

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

31

Экскурсия по родному городу

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение  (версию) на основе работы с материалом учебника

32

Мокшанские и эрзянские народные игры

1

Урок развивающего контроля

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

33

Летние каникулы

1

Урок рефлексии

Текущий контроль

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст

34

Повторение пройденного материала

1

Урок развивающего контроля

Текущий контроль

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...