УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (9 класс)

Левашова Мария Игоревна

образовательная экскурсия для 9 классов на английском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_ekskursiya.docx108.93 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ  КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из проблем современной педагогики является отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. В системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Активизации познавательной деятельности учащихся в большой степени способствует использование в обучении нетрадиционных форм работы. Нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Решение проблемы повышения качества образования теснейшим образом связано с развитием учебной мотивации, что в свою очередь требует расширения арсенала используемых педагогом организационных форм, методов, моделей и технологий обучения.

Одним из весьма популярных и востребованных трендов развития современного образования, является модель «обучение вне стен классной комнаты». Её явными преимуществами являются возможности организовать образовательную инфраструктуру на основе богатой развивающей и мотивирующей среды.

Идея обучения вне стен классной комнаты породила такие формы, как: парковый урок, образовательные экспедиции (походы, экскурсии и т.п.), образовательные игры на местности (квест и др.), различные активности (флэшмобы и т.п.), музейный урок, театральный урок и др. Данные формы предусматривают познавательную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера, с заранее обозначенными образовательными целями и планируемыми результатами, алгоритмом деятельности, формами самооценивания и контроля достижений обучающихся педагогом.

Независимо от формы и содержания занятия по модели образования вне стен классной комнаты предполагают активное использование командной деятельности, организацию сотрудничества обучающихся. В процессе группового исследования или командной образовательной игры школьники получают опыт коммуникации, взаимодействия, общения.

При систематическом использовании модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет внести в образовательную среду значимые изменения по следующим параметрам:

  • место проведения обучения,
  • средства обучения,
  • способы организации деятельности обучающихся,
  • организация обучения субъектов образовательного процесса,
  • способы получения и фиксации результатов образовательной деятельности.

Средства обучения в модели обучения «вне стен классной комнаты» меняются. Помимо традиционных учебников и тетрадей они  включает в себя:

  • объекты окружающего мира (природные и созданные руками человека),
  • электронную среду (гаджеты, планшеты, смартфоны, цифровые лаборатории, видеокамеры, «умные» часы и т.д.),
  •  расширенную реальность (наличие интернета, QR-кодов, дополненной и прочих инструментов, дающих доступ к дополнительной информации об объекте).

Любой урок, проводимый вне стен школы, должен иметь признаки урока:

  • четкую постановку цели;
  •   запланированный результат;
  •   организованную по определенному плану учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Отличительной особенность таких уроков является:

  •  существенное расширение образовательного пространства (парк, улицы города, музей, театр);
  • распределенное время урока: цели ставятся в классе, задания на урок обучающиеся получают информацию в классе, сам урок проводится вне класса, итоги подводятся в классе;
  • метапредметный и межпредметный характер урока;
  •  разнообразие способов представления информации (экспонаты, спектакли идр.);
  • привлечение к проведению урока вместе с учителем других лиц (экскурсоводов, музейных работников; работников театра);
  •  использование дополнительных средств обучения (экспонаты музея, объекты парка (растения, животные и др.), театральные объекты)

 

Приведем пример «учебной экскурсии» в Александровской парке

( архитектурный объект « Санкт  - Петербург в миниатюре»)  для обучающихся 9 классов, проведенной в рамках изучения раздела «Лингвострановедение».

Цели урока:

  • расширять лингвистический кругозор учащихся, способствовать приобретению знаний о Санкт-Петербурге.
  • активизировать лексику по теме «Санкт-Петербург».

Задачи

Образовательная: создание условий для

  1. ознакомления обучающихся с общей характеристикой басен, раскрытию ее жанровых признаков;
  2. поиска необходимой информации в цифровой среде, умения фиксировать полученную информацию цифровыми средствами;
  3. развития устной речи, умения вести диалог;
  4. обеспечения эмоционального восприятие художественного текста,
  5.  формирования образного и аналитического мышления, творческого воображения, развития творческих способностей.

Развивающие:

  1. продолжить работу по формированию познавательных интересов,
  2. развивать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная: формировать культуру учебного сотрудничества.

Тип урока: учебная экскурсия

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средство организации деятельности обучающихся – интерактивный рабочий лист (Приложение 1).

Этапы урока

Организационный этап:

В классе за неделю до выхода на экскурсию ученики получают интерактивный рабочий лист, список архитектурных объектов, учитель объясняет особенности проведения урока, способы поиска информации и фиксации результатов, ученики делятся на 6 групп, в каждой группе назначается куратор. Архитектурные обьекты распределяются между группами. 

Группа 1:

Петропавловская крепость

Группа 2:

Дворцовая площадь

Группа 3

Арка Главного Штаба,  Александрийский столп

Группа 4

Соборы: Исаакиевский собор, Спас на Крови

Группа 5

Адмиралтейство, Медный всадник

Группа 6:

Стрелка Васильевского острова

Домашнее задание: подготовить в группе текст экскурсии о заданном архитектурном объекте, выполнить задания 2,4 на интерактивном листе.

Деятельностный этап:

  1. Учитель подводит обучающихся к памятнику зодчим Санкт – Петербурга

Ребята, как вы думаете, какие зодчие представлены в этой скульптурной композиции? Почему именно они были выбраны автором?

- Предположите, почему мы начинаем нашу экскурсию  именно с этого обьекта комплекса

2) Проверка заданий 1-4 в ходе фронтальной работы.

3) Учитель подводит учащихся к другим обьектам комлекса. Учащиеся 9 классов в группах рассказывают подготовленные тексты экскурсии.

4) Проверка задания 5 в ходе фронтальной работы (ответы на подготовленные участниками каждой группы вопросов по содержаниям их рассказов)

Рефлексия:

Проводится в классе на следующий день, группы представляют  полный отчет о деятельности, делятся своими впечатлениями от урока. Оценивание.

        Организация образовательного пространства по модели «обучение вне стен классной комнаты» привносит новые черты в учебный процесс, обеспечивая активную позицию учащегося; переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно; интерактивные связи с различными образовательными ресурсами и образовательными сообществами (учителя, консультанты); формирование культуры групповой работы; использование цифровых ресурсов и платформ в образовательных целях.

 

Приложение 1

Парковый урок в Летнем саду

Санкт – Петербург в миниатюре

Интерактивный рабочий лист

ИНСТРУКЦИЯ

Дорогой друг! Сегодня ты пришел в Александровский парк к архитектурному объекту « Санкт – Петербург в миниатюре». Чтобы твоя прогулка была интересной, познавательной и увлекательной, последовательно выполняй все задания, действуй по инструкции вместе с одноклассниками.

  1. Скопируй рабочий лист и сохрани его на своем планшете (нетбуке, ноутбуке).
  2. Озаглавь рабочий лист своими фамилией и именем.
  3. Все ответы сохраняй на рабочем листе.

ЗАДАНИЯ

TASKS
1.  Рассмотри скульптурную группу, изображающую великих зодчих. Вспомни, авторами каких архитектурных объектов в Санкт – Петербурге они являются.

Look at the picture of famous architects. Try to remember, what architectural objects in Saint – Petersburg did they create.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пройди по ссылке и познакомься с информацией о комплексе «Санкт – Петербург в миниатюре». St. Petersburg in miniature (set-travel.com) . Какие факты особенно запомнилось, что показалось необычным, удивительным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Соотнеси название архитектурного объекта с его описанием. Одно название лишнее.

Match the names of  architectural objects in Saint – Petersburg with their descriptions. One  heading is extra.

1.Kazan cathedral, 2.The Church of the Savior on Spilled Blood 3. Peter and Paul cathedral, 4. Saint Isaac's Cathedral

a. The Cathedral was built in honor of the famous Icon of the Mother of God, which is its most important shrine. The author of the project adhered to the Empire style of architecture, imitating the churches of the Roman Empire. It is not surprising that the entrance to the cathedral is decorated with a beautiful colonnade, decorated in the form of a semicircle. 

b. It is the first and oldest landmark in St. Petersburg, built between 1712 and 1733 on Hare Island along the Neva River, originally built under Peter the Great and designed by Domenico Trezzini

c. The church  was ordered by Tsar Alexander I, to replace an earlier structure by Vincenzo Brenna, and was the fourth consecutive church standing at this place. It  is a large architectural landmark cathedral that currently functions as a museum with occasional church services in Saint PetersburgRussia. It was originally built as a cathedral but was turned into a museum by the Soviet government in 1931 and has remained a museum ever since, with church services held in a side chapel since the 1990's. In 2017, the Governor of Saint Petersburg offered to transfer the cathedral back to the Russian Orthodox Church.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы своих одноклассников по содержанию текста их экскурсий

Answer the questions

  1. What was the first building erected on the Strelka of Vasilievsky Island? 

__________________________________________________________

  1. What do the words “kunst” and “kammer” mean?

__________________________________________________________

  1. Who founded the Admiralty shipyards?

__________________________________________________________

  1. Which monument can we see in the northern part of the Field of Mars, near the Neva? 

__________________________________________________________

  1. Who suppressed the Decembrists uprising? 

__________________________________________________________

  1. Which building was partially destroyed by fire in 1747?

__________________________________________________________

  1. Who was the bearer of the following orders: Danish Elephant Order, Prussian Black Eagle Order and Polish White Eagle Order? 

__________________________________________________________

  1. Where can you see allegorical figures of great Russian waterways?

__________________________________________________________

  1. Give the name of the authоr of “The Last Day of Pompei”

__________________________________________________________

  1. For whom was the Mariinsky Palace built?

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....

Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности

Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна...

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся...