Методическая разработка по старшей школе "Формирование личностных компетенций учащихся на уроках французского языка"
методическая разработка по французскому языку (10 класс) на тему

Жаворонкова Евгения Викторовна

В данной методической разработке дается определение понятия «личностные компетенции», анализ их структуры; представлены формы, средства и методы обучения, элементы педагогических технологий, способствующие их развитию, применительно к программе французского языка по старшей школе (10 класс). Представлена модель формирования личностных компетенций старших школьников. Приведены практические примеры применения различных форм работы, способствующих формированию и развитию личностных компетенций учащихся. В заключении сделаны выводы, даны рекомендации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_starshey_shkole.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по старшей школе.

«Формирование и развитие личностных компетенций обучающихся средствами иностранного языка»

Составитель: учитель французского языка

Школы № 26 с углубленным изучением французского языка,

Жаворонкова Е.В.

2014

Пояснительная записка

В данной методической разработке дается определение понятия «личностные компетенции», анализ их структуры; представлены формы, средства и методы обучения, элементы педагогических технологий, способствующие их развитию, применительно к программе французского языка по старшей школе (10 класс). Представлена модель формирования личностных компетенций старших школьников. Приведены практические примеры применения различных форм работы, способствующих формированию и развитию личностных компетенций учащихся. В заключении сделаны выводы, даны рекомендации.

План

  1. Введение

Теоретическая основа

  1. Личностные компетенции: структура, содержание, методы формирования
  2. Особенности формирования личностных компетенций учеников старшей школы (10 класс)
  3. Модель процесса формирования личностных компетенций старших школьников

Практическая часть

  1. Варианты форм работы
  2. Заключение

Введение

Современная государственная образовательная политика определила стратегическую задачу концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества» (1).

В новых образовательных стандартах подчеркивается ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной системы знаний, но и на развитие личности. Иностранный язык как предмет охватывает  в основном все стороны жизни людей. На своих уроках учитель обращает внимание учеников на поведение дома, в школе, в общественных местах, на природе, в гостях и за столом, учит вести переписку с друзьями и близкими, вести деловую переписку, составлять резюме, писать заявление или объявление в газету.  Задача учителя не только дать знания по предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств.

Теоретическая основа работы

Личностные компетенции: структура, содержание, методы формирования

            Личностные компетенции подразделяются на непосредственно личностные и компетенции межличностного взаимодействия.

Личностные компетенции связаны с отношением человека к себе как к личности и  включают в себя способность к саморазвитию и самопознанию (способность и готовность изучать свою личность, выявлять достоинства и недостатки, создавать и реализовывать план развития своих положительных и корректировки отрицательных качеств), самоактуализацию и самореализацию (стремление к самообучению оценивание перспектив дальнейшего развития), самопланирование (умение ставить цели личностного развития и реализовывать пути их достижения).  

             Компетенции, относящиеся к личности как к субъекту межличностного общения, включают  компетенции социального взаимодействия, владение устным и письменным общением, в том числе через Интернет. Для формирования и развития личностных компетенций необходимы: мотивирование и стимулирование различных видов  межличностного общения, включаться в работу существующей группы, ( убеждение, доказательство, отстаивание своей точки зрения, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, проявлять терпимость к чужой точке зрения, самоконтроль, наблюдательность, критическое отношение к информации, в том числе распространяемой СМИ).

Методы формирования

Формирование личностных компетенций носит деятельностный характер, возможно только при активной позиции учеников, поэтому для  целенаправленного формирования личностных компетенций необходимы «использование активных методов обучения, решение практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию накопленного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством» (с21, 5), таких как: рефлексивное обучение, проектное обучение, урок-диспут, диалогические методы, метод направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры. По мнению  О.Н. Шахматовой (5) , формирование личностных компетенций проявляется в следующем:  усиление потребности в самореализации, нормализации самоотношения, формировании адекватной самооценки, повышении заинтересованности в качественном выполнении работы, в том числе групповой, возрастании уровня личной ответственности за результат своей деятельности и формирование межличностных отношений.

Особенности формирования личностных компетенций учеников старшей школы (10 класс)

Особенность данного периода состоит в осознании учениками своей индивидуальности, неповторимости и становлении самосознания. По,  Э. Эриксону основной задачей периода юности является формирование собственной идентичности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации и  установки, межличностное поведение.

Модель процесса формирования личностных компетенций старших школьников

  1. Социальный заказ общества на повышение качества образования, современная государственная образовательная политика, направленная на решение школами задач по формированию и развитию у школьников личностных компетенций.

  1. Мотивационно-целевой блок.

 2.1. Цель: формирование личностных компетенций.

 2.2. Задачи: обучение методам самопознания, саморазвития, межличностного общения, формирование адекватного самоотношения, мотивов сотрудничества, повышение уровня личной ответственности.

 2.3. Методологическая основа: компетентностный подход

 2.4. Принципы: развитие личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей, самостоятельная деятельность, междисциплинарная интеграция, сотрудничество.

3.  Структурно-содержательный блок

Структура и содержание социально-личностных компетенций. Учебно-методический комплекс по дисциплине.

  1. Методы: проектов
  1. Формы: урок-обобщение, дискуссия, групповые и индивидуальные задания, обсуждение методов решения конкретных задач, видеоурок, урок-тест, урок музыкально-поэтический, урок-викторина.
  2. Средства: методические пособия, программное и мультимедийное обеспечение.

Практическая часть. Варианты форм работы. Опора на УМК  Г.И.Бубновой, А.Н.Тарасовой, Э.Лонэ «Французский в перспективе. 10 класс».

  1. Урок-обобщение. Тема: неофициальная переписка. Средства обучения: разрезное письмо, клей-карандаш, лист бумаги. Класс делится на небольшие группы 4-5 человек и восстанавливают правильную последовательность и место расположения на листе материала. Задача: формирование и развитие вертикальных и горизонтальных отношений между учениками, способствующих повышению ответственности каждого, взаимоуважения, осознанию понятия лидерства.
  2.  Видеоурок. В рамках темы «семья во Франции: история и современность. Проблемы современной семьи в кино и на телеэкране». Средства обучения: эпизод из фильма «Париж, я люблю тебя. Вдалеке от 16 квартала» длительность: 5 мин., сюжет: молодая девушка оставляет своего грудного ребенка в яслях и едет в центр Парижа работать в качестве няни у ребенка того же возраста; словарь (доска). Задача: активизация личной позиции, анализ проблемной ситуации, альтернативные пути ее разрешения, развитие таких качеств личности, как  сопереживание, самоанализ. Варианты вопросов для обсуждения: как бы вы определили жанр просмотренного сюжета? (драма) В чем драматизм сложившейся ситуации? ( несовпадение желаний и возможностей героини сюжета) Как вы это поняли, по каким признакам? (анализ взгляда, речи, поведения). Актуальна ли данная проблема для нашей страны? Как вы думаете, почему героиня работает няней, а не выбрала другую работу, ведь это очень тяжело дарить свою любовь и внимание чужому ребенку, в то время, как свой оставлен в яслях? (нет близких родственников, растит ребенка одна, нет образования, нет опыта работы, не берут на работу с маленьким ребенком). Как  можно попробовать разрешить сложившуюся ситуацию? (поискать работу в яслях, переехать в провинциальный город, где жильё дешевле, работа ближе, наладить отношения с родственниками).
  3. Дискуссия. Средства обучения: текст №3 учебника 10 класса. Задачи: формировать критическое отношение к ситуации, делать выбор между различными взглядами, отстаивать свою точку зрения,  проявлять терпимость к чужой точке зрения. Варианты работы: предложить эту же ситуацию изложить так, как её видит учительница. Так ли она была несправедлива? В соответствии с выбором класс разбивается на группы: группа поддержки учителя, группа поддержки ученицы. Каждая группа ищет в тексте проявления отношений каждого подзащитного и оправдания к ним, затем по очереди высказываются. Каждая команда предлагает пути решения конфликта. Учитель выводит проблему: часто ли возникают подобные конфликты учителей и учеников, подходят ли предложенные пути разрешения в повседневной, в школьной жизни?
  4. Игра. В рамках темы «Семья. Семейные традиции». Средства обучения: открытки. Задачи: повышение уровня ответственности за результат деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональной саморегуляции. Ход игры: учитель делит класс на группы 5-6 человек, каждая группа получает 10 поздравительных открыток, каждой из которых придумывается своё французское название, дается время на обсуждение, затем по очереди происходит демонстрация и озвучивание названия, когда все открытки показаны и названы одной группой, происходит повторный показ, а название должны вспомнить участники других групп, та группа, которая быстро и точно дала название открытке, получает её, выигрывает группа, набравшая большее количество открыток.
  5. Взаимообучение.  В рамках темы города  Франции. Средства обучения: энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы. Задачи: формирование ответственности, чувства своей личностной значимости, интеллектуального саморазвития. Варианты работы: подготовить сообщения об архитекторах Версаля, представленных городах (на выбор).

Список использованной литературы

  1. Н.А. Кузнецова. Формирование личностных компетенций учащихся. Волгоград, 2014 «Учитель»
  2. А.В.Пашкевич. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы. Волгоград, 2014 «Учитель»
  3. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты (электронный ресурс): режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm
  4. Компетенции и компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография\под ред В.А.Козырева, Н.Ф.Родионовой, А.П.Тряпицыной. –Спб:изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2005.
  5. Е.М.Стартакова, О.Н. Шахматова. Формирование и развитие социально-личностных компетенций студентов экономических специальностей. Челябинск, 2009, ЮУрГУ

Заключение

Уроки иностранного языка в старшей школе  - благодатная почва для решения задач по формированию и развитию личностных компетенций учащихся, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех проявлениях. Необходимо помнить, что нет универсальных приемов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

 Учащиеся овладевают данными компетенциями участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, занимая определенную позицию на уроках диспутах и примеряя на себя различные социальные роли в групповых и игровых формах учебного процесса.  От учителя требуется формулировать задания таким образом, чтобы активизировать уже имеющиеся знания и в то же время показать, что этих знаний недостаточно, стимулируя постоянное саморазвитие.

 Задача учителя при работе над любой темой искать возможности развития личностных компетенций, размышляя над целями уроков, подумывать такие варианты. деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение,  способность самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.

Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач ...

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»...

Методическая разработка «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащ...

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...