Эссе «Современный урок французского языка»
учебно-методический материал по французскому языку (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Федорова Надежда Алексеевна

Здесь представленна урок игра, которая является своеобразным закреплением материала, присущая совокупность следующих критериев: мотивированность, целеноправленность, ситуативность, эвристичность и др. Урок расчитан для учащихся 6-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_novoe.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Современный урок французского языка»                  

Фёдорова Надежда Алексеевна -  учитель французского языка

Наверное нужно начать  свой разговор с вопроса: что несет в себе понятие «современный урок»?

Начну с простых истин…

Лично для меня, совокупность следующих критериев, это и есть то, что уже можно отнести  к современному уроку.

1 ) Мотивированность (новизна, способ подачи ,постановка задания)

2) Целенаправленность(зачем?)  

3) Индивидуальность отношения (учитывать природные данные ,возможности)

4) Речемыслительная активность (не обязательно внешне, она возможна при чтении, аудировании, думании)

5) Ситуативность(взаимоотношения обучающихся)

6) Информативность(индивидуальность)

7) Новизна (содержание , проблемы обсуждения, ситуации, формы и организации уроков ,виды работ, приемы обучения, речевые партнеры)

8) Эвристичность (незапланированное, не подготовленное заранее, незаученное, не стандартизированное, непредсказуемое!)

9) Функциональность (слово, словосочетание, фразовое, сверхфразовое единство, текст), имеет свою форму и выполняет свою функцию (подтвердить, отказать, усомниться, пригласить, обещать…) форма и функция неразрывны: знать-уметь

После нескольких серий рабочих уроков, я обычно планирую урок-игру ,что и является своеобразным закреплением материала.

Одним из подобных был урок в 6-ом классе:  1)  «Nous  sommes  au restaurant». Приближенность к реальности (мебель поставлена соответствующе, наличие подставок для  салфеток  на столах ,передничек и блокнот  у официантки) В игре принимают участие 10 учащихся. В центре класса-2 столика у каждого столика свой официант. За каждым столиком по четыре  человека, один из которых  является именинником, а остальные  приглашённые. Каждый по очереди  заказывает еду, а официант записывает в блокнот, повторяя блюда вслух. (Роль официантов играют  более сильные ученики, которые должны: понять, записать, повторить) Заготовки с поздравительными карточками не возбраняются!

2) Та же самая игра-ресторан: «Nous sommes au  restaurant»,те же столики, те же посетители» (присаживается официант), каждому раздаётся меню ,но задача усложнена тем. что каждый из присутствующих имеет определённые проблемы: Par groups de cinq! Vous etes au restaurant avec quatre  ami(e)s. Susan est vegeterienne. Said ne mange pas de porc. Carlo est allergique aux fruits de mer. Claudia est au regime.

Observez le menu . Qu allez –vous choisir?  Commentez.

Voila ce menu.

«Entrees»

Salade nicoise (thon - anchois - oignons - olives - tomates - haricots)

Salade montagnarde (gruyere - jambon - noix - pommes de terre)

Salade oceane (crevettes - moules - tomates - salade verte)

Salade deux fromages (tomates - pain - chevre - bleu - salade verte)

«Viandes»

Escalope de veau a la creme

Brochettes d’agneau aux herbes

Tartare de boeuf

Cote de pore

 

  «Poissons»

Saumon au basilic

Rougets grilles

Filet de truite

«Garnitures (au choix)»

   Riz

Haricots verts

Frites

Tomates provencales

«Desserts»

Fromage blanc

Creme brulee

Mousse au chocolat

Salade de fruits

Coupe de glace

Fruits de saison

«Boissons»

Coca, jus de fruit, eau minerale, vin, café, the

3. Игра «Ma famille»  

По очереди перечисляются те слова, которые относятся к теме. Побеждает тот, после которого больше никто не вспоминает слов, относящихся к этой теме. Выигравший должен составить предложение с этим (последним)словом.

4. Игра «Bon voyage»

Travaillons en groupes!

 2-3 команды работают 2-3 минуты(по ситуации время можно добавить или наоборот)

Кто составит самый длинный список, состоящий из вещей, которые вы возьмете с собой в путешествие!!? Критерии оценивания: а) Кто больше написал? б) Кто лучше прочитал(написанное)

5.  Игра «Qui a dit ca?»

2 команды

По очереди, на интерактивной доске, пишем тех животных, о которых идет речь. Победа за тем, кто без ошибок называет животных.

Qui a dit ca?

A

LE

CHE

IEN

GREN

OI

COU

POU

ABEI

BEAU

CH

OULEE

VA

COR

VAL

C

DON

DIN

OQ

CA

NARD

TON

SEAU

COU

NE

MOU

CH

AT

CHE

LLE

 

ONOMATOPEES

ANIMAUX

OUAH OUAH

CHIEN

MIAOU

COT COT

CUI CUI

BEEEEEE

MEUHH

CROA CROA

HI HAN

COA COA

BZZZZZZZ

H I I I I I I

COUCOU

GLOU-CLOU

COIN COIN

COCORICO

Необычность  этого урока я вижу в том ,что при такой простоте расклада (столик,салфетки…) мы приближаем ситуацию  к реальности по максимуму- simple –comme bonjour!!!

Удачным этот урок можно назвать уже только потому, что дети играли с удовольствием!

Оценки за это «посещение ресторана «были высокими т.к. добавился  +1 за артистичность!

Даже самые «неговорящие» пытались вставить то, или иное слово, каждый почувствовал себя  в той или иной мере  у с п е ш н ы м!!!

В школе игра активизирует мыслительную деятельность, учебный процесс становится привлекательным и интересным. Игра-мощный стимул к овладению языком, которая заставляет учащихся волноваться и переживать. Игра-это такой инструмент, который поддерживает работоспособность на протяжении всего урока(лично для меня это важно т.к. у большинства детей  , у которых я преподаю, в  анамнезе синдром гиперактивности …)

Существует огромное количество игр, с помощью которых можно обучать учащихся, развлекая. Наиболее любимыми мной и моими детьми  являются следующие игры:

1. «Toc-Toc» -игра для начинающих!

Суть игры заключается в закреплении Л.Е., выученных ранее.

Оснащение: карточки с изображением изученных  предметов. Один ученик выходит на несколько секунд из класса. В это время учащиеся прячут одну карточку и приглашают ученика в класс:

El. Toc-toc!

CL. Qui est la?

El. C est moi!

Cl. Entre! Devine!

El. Est-ce  une gomme?

Cl. Non, devine!

El. Est-ce une balle?

Cl. Oui, c est une balle. Cherche une balle!

Cherche une balle!Cherche une balle!-дети повторяют эту фразу пока ученик не найдет карточку с этим предметом!

El. Voila! C est  une balle!!

2.,, On va au pique-nique!’

Магнитная доска поделена на 2 части (участвуют 2 команды)

В хаотичном порядке на м. доске расположены  предметы ,обозначающие ранее  выученные продукты и надписи к этим  продуктам .Кто вперёд подберет соответствия!!

1 carte-1point

В 9 кл. мы делаем красивые презентации “A travers Paris Champs Elysees, Mon Boul'Mich "etc.

Если есть возможность, конечно, можно сделать любое сказочное театрализованное представление,, Рождество во Франции", добавив сюда и конкурсы ,и викторины, а для младших классов „сладкий стол".

В конкурсы, либо в викторины можно включать забавные игры в звукоподражание, они всегда проходят на «ура» и очень любимы детьми.

Trouvez dans la colonne de droite les onomatopees correspondant aux sons cites dans ia coionne de gauche :

Abolements

AIE

Chat qiii ronronne

TOC-TOC

Chute d’un corps sur le sol

WHAF

Cloche d’eglise

MIAM-MIAM

Cri de douieur

OUF

Cris d’oiseau

RON-RON

Explosion

DING-DONG

Frapper a une porte

SNIF-SNIF

Fuite d’un iiquide, de gaz, etc.

PATATRAS

Manger de bon appeiit

BADABOU

Pluie

PCHHHHHH

Pleurs

PLIC-PLOC

.

Цели проведения праздника «Рождество»:

1. Развитие любознательности, воображения.

2. Развитие познавательного кругозора.

3. Развитие интереса к стране изучаемого языка.

4. Формирование потребностей приобретения знаний о культуре и традициях Франции и франкоязычных стран(толерантность)

В нашей школе французский язык «приобретает жизнь» в 5 классе, поэтому избежать «Праздника Французского алфавита» нельзя по определению ...

Вариантов празднования много:

а) Театрализовать или просто организовать своеобразный,, Парад букв"

б) Очень краткое представление каждой буквы (стих, поговорка, скороговорка или просто рифма)

в) Конкурс считалок, песен, стихов.

г) Конкурс чтения, подбор наипростейших текстов и пр.

На мои взгляд, праздники, связанные с французским языком, играют немаловажную роль в изучении предмета, и поэтому их конечно же стоит проводить (mais il ne faut pas abuser!)

Я считаю, что такой «сказочный» праздник как «Рождество» должен проходить в каждом классе (в нашей школе это с 5- 9кл), но на своем определённом уровне...Нельзя детей лишать этой зимней сказки * Вкратце это выглядит так:

В 5кл-разучивание «Mon beau sapin» «I hiver» и пр. стихи и песни про зиму и рождество.

В 6кл. непременно включить весь лексический объем, касающийся еды

и приготовить фантастический «Reveillon»- викторина будет уместна! (а по «Синей птице» мы как раз «вписываемся» с темой «Еда»!)

В 7кл.,по-моему,очень уместно подумать с праздничном наряде («la mode») и приготовить небольшое дефиле, назвав это мероприятие «Moulin d imagination»

В 8кл ,после пройденной темы,,La musique",можно организовать «Круглый стол» «La fete et la musique» или просто провести «jeu-interview», где нужно дополнить слеза или выражения которые позволят поддержать разговор:

  - …?

- Les personnes qui font de la musique sont des professionnels — des compositeurs, des rnusiciens, des chefs d’orehestre, — et des amateurs de musique qui prennent plaisir a jouer pour eux-memes.

- …?

- On peut apprendre a faire de la musique, a jouer d’un instrument de musique au conservatoire de musique.

- … ?

- Pour faire de la musique, il faut avoir un instrument de musique et beaucoup de volonte (воли, желания).

- … ?

-  Faire de la musique — cela veut dire: travailler serieusement, travailler plusieurs heures par jour, travailler tous les jours.

-…?

- Un compositeur peut composer (inventer) de la musique: une chanson, un air, une melodie, un concerto, une symphonie, un opera, de la musique de danse, de la musique pop, du rap, du rock. Un musicien peut interpreter routes ces musiques avec talent.

-…?

- Les instruments de musique sont: une flute, une gitare, un piano, un violon, un saxophone, un violoncelle, un accordeon, la batterie (le tambour)

-…?

- Les genres de musique differents sont – la musique classique, la musique modern, la musique de danse, la musique pop.

Тема , которую я бы хотела предложить для публикации, меня давно очень волнует  т.к. она  связана с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,а также  местом моей трудовой деятельности . «Проблемы обучения французскому языку в специальных коррекционных школах»

Преподавание французского языка детям с задержкой психического развития носит довольно проблематичный характер…Но в чем конкретно проблема ? И нужен ли вообще этим детям французский…?! Уверяю вас- нужен!

Но при изучении иностранного языка дети с задержкой  психического развития(ЗПР) испытывают определенные трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности  в устной речи,

затруднения в восприятии большинства грамматических явлений и особенно в их применении на практике, в аудировании даже небольших текстов.

Всё это снижает мотивацию изучения иностранного языка, у отдельных учащихся  вызывает отвращение к предмету, влияет на личные отношения между учителем и учениками.

Поэтому в целях создания благоприятной психологической обстановки на уроке, а также возможности выполнения(  хотя бы иногда)заданий (в том числе и домашнего) самостоятельно, выработки положительного отношения к предмету  является необходимым в первую очередь осуществить правильный выбор УМК:

1. Создать пособия по французскому языку упрощенного варианта :

а. С сокращённым лексическим объёмом(с соответствующей преемственностью..)

б. С исключением сложных грамматических явлений.

в. С максимально упрощённым текстовым материалом, разделённый на смысловые части.

Рядовому учителю, загруженному классному руководителю, да ещё в разгар учебного года, сложно в одночасье сообразить и обозначить все имеющиеся проблемы, но я просто сделала попытку и сказала то , что я хотела сказать...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Современный урок французского языка по ФГОС.

Особенности изучения французского языка по ФГОС....

Современный урок французского языка: учение с интересом

Как сделать урок увлекательным, интересным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, как поддержать иснтерес до старшей ступени обучения,...

Статья "Современный урок французского языка"

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...

Элективный курс "Современный разговорный французский язык", составленный на основе французской методики "Французский с Виктором" Victor Ebner "Le francais avec Victor" Ebner Institut, 2003. для 9 класса

Настоящая программа учитывает и сочетает как отечественный опыт обучения французскому языку, так и зарубежный опыт преподавания иностранного языка. Предлагаемая образовательная программа предназначена...

Статья: "Вариативность фразеологизмов в произведениях современных французских писателей. Значимость их использования на уроках французского языка".

В данной статье рассматривается вариативность употребления фразеологических единиц в произведених современных французских писателей.Проанализированы и показаны на примерах следующие варинаты фразеолог...