Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках французского языка
статья по французскому языку на тему

Борисова Марина Семеновна

Формирование коммуникативной компетенции я считаю первостепенной задачей, поскольку она наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык».   Коммуникативная компетенция включает в себя знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для того чтобы добиться оптимального уровня усвоения учебного материала учителю следует использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые приемы и методы обучения иностранным языкам, в том числе использование Интернета, различных программ в обучении иностранному языку и т. д..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках французского языка

Выполнила: Борисова Марина Семеновна

 учитель французского языка

МБОУ «Гимназии №6» г. Брянска

XXI век провозглашён ЮНЕСКО веком полиглотов. Сегодня все осознают, что владение иностранным языком становится непременным атрибутом образованного, культурного человека. И совершенно очевидно, что необходимость коммуникации требует сегодня овладения не одним, а несколькими иностранными языками, в том числе и французским. Знание нескольких иностранных языков — большое преимущество для человека, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность. Учителю требуется сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, различные компетенции, чтобы его ученики соответствовали той модели выпускника, которую от нас требуют современные образовательные стандарты. Формирование коммуникативной компетенции я считаю первостепенной задачей, поскольку она наиболее точно отражает предметную область «Иностранный язык».   Коммуникативная компетенция включает в себя знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для того чтобы добиться оптимального уровня усвоения учебного материала учителю следует использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые приемы и методы обучения иностранным языкам, в том числе использование Интернета, различных программ в обучении иностранному языку и т. д..

Несмотря на это, одной из трудностей обучения иностранному языку является весьма ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне школы. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным также считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка.

Для достижения этих целей большое значение имеют аутентичные материалы – видеофильмы и различные видеоматериалы. Аудиовизуальная форма – это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

Можно отметить, что введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также применение видео на уроках способствует расширению общего кругозора обучающихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний.

Следует отметить, что видеофильм – это не только еще один источник информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже рассеянный обучающийся становится внимательным, потому что для понимания содержания фильма необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Преимуществом видеофильма является непосредственность изображения реальной действительности, ненавязчивое предъявление информации, красочность, наличие музыкального фона. При соприкосновении с происходящим на экране создаются условия, наиболее приближенные к естественным.

Использование видео на уроках помогает решению следующих задач:

· Повышение мотивации обучения,

· Интенсификация обучения,

· Активизация обучаемых,

· Самостоятельная работа обучающихся,

· Повышение качества знаний обучающихся.

Существует огромное количество видеоматериалов, которые можно использовать на уроках французского языка. Это могут быть рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы, фрагменты новостей и телепередач.

 Видеоматериалы, по стилю передаваемой информации можно разделить на следующие:

а) Художественные (мультфильмы, различные художественные фильмы, фрагменты спектаклей)

б) Научно-популярные, публицистические (интервью, документалльные и учебные фильмы)

в) Информационные (реклама, записи новостей, телепередач, видеоролики)

г) Страноведческие (видеоэкскурсии)

Наиболее важной в методическом плане является следующая классификация видеоматериалов:

1. Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и другие учебные фильмы);

2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир;

3. Разработанные самими преподавателями и обучающимися;

Видеоматериалы, относящиеся к первым двум категориям, широко используются в процессе обучения из-за доступности и меньшей сложности в использовании. Видеоматериалы, разработанные самостоятельно, могут решить большее количество задач, поставленных преподавателем, так как преподаватель сам выбирает фрагменты для съемки и может повлиять на сам процесс, направить его в нужном направлении. Для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие технического оборудования..

Демонстрация видео, имеет огромное значение в процессе обучения иностранным языкам. Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, одновременная трансляция звука и изображения, что способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучаемых, которое происходит в форме выражения собственного мнения, отношения, поиска аргументов и доказательств. Практика показывает, что обучающийся запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

         Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на уроках. В методической литературе рекомендуется использование видеоматериалов один раз в неделю или один раз в две недели. Продолжительность занятия с использованием видео от 45 минут до 1 часа. Предпочтение отдается коротким по продолжительности видеоматериалам: от 30 секунд до 5-10 минут, при этом считается, что 4-5 минут, демонстрации видео могут обеспечить напряженную работу группы в течение целого часа.

Успешное использование видео гарантировано практически на всех этапах процесса обучения иностранному языку:

а) для презентации языкового материала в реальном контексте

б) для закрепления и тренировки языкового материала в различных ситуациях общения

в) для развития умений устно-речевого общения

г) для обучения иноязычной культуре и выявления межкультурных различий

Видео можно использовать при обучении всем видам речевой деятельности, особенно при обучении восприятия речи на слух и говорению, также в упражнениях для обучения аспектам языка.

Видео помогает формировать и совершенствовать слухо-произносительные навыки, как во время учебного фильма, где используются фонетические упражнения, так в ходе просмотра любого другого видео. Во время просмотра аутентичного видео происходит запоминание фонетических норм на подсознательном уровне.

Для развития произносительных навыков я использую следующие  упражнения:

·  демонстрацию образцов артикуляции с последующим их воспроизведением;

·  повторение отдельных слов, предложений, реплик диалога вслед за диктором с использованием кнопки «пауза»;

Для работы над лексикой и восприятием лексических единиц в аудиовизуальном контексте можно использовать следующие приемы:

-  прогнозирование слов, фраз, которые будут произнесены персонажами видеоэпизода после паузы, их дальнейших действий, поступков, а также внешности персонажа, которого обучаемые должны описать на основании звукового ряда, не видя его на экране;

-  распознавание, нахождение в видеофрагменте определенных предметов, явлений, действий, цветовых обозначений, названия которых записаны на доске;

-  соотнесение прилагательных, записанных на доске, с тем или иным персонажем видеоэпизода; списка синонимов с ключевыми словами из видеофрагмента; 

В обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка.

Презентация речевых функций и средств их выражения осуществляются в разнообразных ситуациях общения и сопровождаются выполнением следующих упражнений:

·  повторение разных речевых образцов, позволяющих реализовать данную функцию в паузах за диктором;

·  выбор предложенного перечня тех языковых средств выражения функции, которые встречаются в видеофрагменте;

·  реагирование адекватно ситуации, представленной в видеосюжете, с использованием “стоп-кадра”: “Что может сказать этот персонаж в данной ситуации”;

Активизация грамматического материала будет происходить и в говорении после просмотра фрагмента. Это могут быть комментирование содержания фильма, дополнение ситуаций (например: озвучивание реплик, составление вопросов разных видов к содержанию видеофильма или для интервью с главным героем фильма.

С помощью видеофильма также можно развивать умения чтения, главным образом, в процессе работы над кратким или полным сценарием видеофильма. С этой целью обучаемым предлагается следующий перечень заданий:

·  прочтение перед просмотром видеофильма резюме по его содержанию с последующим заполнением пробелов недостающими словами и фразами;

·  прочтение краткого резюме по содержанию фрагмента и нахождение во время просмотра той его части, которая неверна, не соответствует действительности;

Видео может быть хорошим стимулом, как для устного, так и для письменного высказывания. С учетом жанрово - тематических характеристик видеоматериалов обучаемым могут быть предложены следующие виды заданий:

·  написание воображаемой биографии одного из персонажей видеоэпизода;

·  изложение видеоэпизода в форме письма другу;

·  составление спортивного обозревателя на основе просмотра выпуска новостей и заполнения таблицы;

·  написание краткой рекламы видеофильма, рецензии на художественный фильм;

·  написание небольшого рассказа на основе 10 фраз/слов, предложенных преподавателем, с целью предсказания сюжета видеоэпизода;                                                                  

 Для обучения говорению можно применять следующие упражнения:

·  просмотр видеофрагмента без звука и ответы на вопросы о том, где находятся собеседники, каковы взаимоотношения между ними, различия в статусе, как они были одеты; какие достопримечательности встретились в фильме;

·  просмотр видеофрагмента обучаемыми без звука и определение, какой из двух предложенных на карточке диалогов (официальный или неофициальный) соответствует ему;

Видео играет также большую роль в развитии у обучаемых умений творческой неподготовленной диалогической или монологической речи. Стимулом для этого служат задания на активный просмотр видеоматериалов, ориентированные, прежде всего, на развитие умений восприятия и понимания речи на слух.

В обучении диалогической речи используются упражнения направленные на:

- восстановление диалога, представленного в видеоэпизоде, на основе отдельных реплик, полученных каждым обучаемым;

- восстановление пропущенных реплик одного из персонажей;

- соотнесение каждой из 8-10 реплик, полученных обучаемыми перед просмотром, с определенным персонажем;

Упражнения, предназначенные для обучения монологической речи, включают:

- составление рассказа о том, что уже случилось к определенному моменту видеоэпизода, который прерван «стоп-кадром»; предположение о том, что произойдет дальше;

- восстановление пропущенной части сюжета видеофрагмента (начало, конец или кульминационное событие в середине эпизода);

- подготовка пересказа сюжета от имени одного из персонажей;

Для продуктивной работы я обычно разбиваю видеоурок на несколько этапов, у каждого из которых своя задача:

1-й этап: подготовительный. На этом этапе выполняются упражнения по аудированию диалогов, которые будут звучать в фильме (без картинки); составляются списки вопросов по содержанию.

2-й этап: интерактивные упражнения в группе перед демонстрацией фильма:

- Мозговой штурм;

- выработка полного сценария;

- обсуждение названия фильма.

3-й этап: просмотр фильма без звука:

- описание отдельных кадров фильма (стоп-кадр);

- предвосхищение содержания следующей сцены;

4-й этап: просмотр фильма со звуком:

- отметить в предложенном списке слова, которые учащиеся «видят» и «слышат»;

- составить вопросы для общения, дискуссии по содержанию фильма;

- воссоздать текст и содержание видеофрагмента в групповой работе;

5-й этап: упражнения после просмотра видеофильма:

- распределить упражнения в логической последовательности развития событий в фильме;

- ответить устно или письменно на вопросы;

- провести работу над текстом с пропущенными словами;

В целом, анализируя свою работу с использованием различных технологий обучения, могу сказать, что потенциал видеоуроков реализуется в учебно-воспитательном процессе достаточно хорошо благодаря мультимедийной аппаратуре, разработанному методическому материалу и приобретенному в процессе работы умению его разрабатывать и применять. Решенная проблема обеспечения наглядными пособиями при подаче учебного материала - одна из самых важных в методике преподавания. Необходимость соблюдения принципа наглядности подтверждает схема-диаграмма, из которой видно, что зрение является ведущим фактором в запоминании и эффективном усвоении материала урока. Сопутствующим в реализации данной задачи является слух.  С помощью различных мониторинговых исследований я заметила отчетливую связь между методом, используемым при усвоении материала, и способностью воспроизводить этот материал по памяти. Я считаю данный вид работы одним из наиболее успешных для урочной, внеурочной деятельности, а также для проведения факультативных занятий и элективных курсов. Мною разработан и эффективно проводится элективный курс для 9-10 классов «Мы едем за границу», во время которого ученики отправляются в увлекательные видеоэкскурсии по англоговорящим странам и учатся адекватно ориентироваться в конкретных ситуациях реального общения. Показателем результативности регулярного использования видеоматериалов на уроках английского языка являются и успешные выступления учеников в страноведческих викторинах.

Видеоуроки до сих пор считаются нетрадиционными и реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или даже нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Для моих учеников уроки с использованием видеоматериалов уже традиция, обычный урок. Так и должно быть, так как, на мой взгляд, урок английского языка должен быть насыщенным, интенсивным, с непременным сочетанием и чередованием слуховой и зрительной наглядности. А для разнообразия и подстегивания учебной мотивации можно лишь менять формы урока, например: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников

Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы»,  2014 г....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...

Ролевые игры как средство развития коммуникативной компетенции на уроках бурятского языка

При обучении младших школьников бурятскому языку как второму важнейшей задачей я считаю повышение эффективности учебного процесса. Среди большого количества методов и приѐмов обучения хотелось бы выде...

«Использование аудиовизуальных средств для развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Работа с мультфильмом на французском языке на начальном этапе обучения. Сам видео - материал можно найти в интернете (Youtube) "Trotro et le potager"...

«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...