ИКТ в преподавании иностранного языка
статья по теме

Гасанова Ольга Павловна
  • Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть  образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_prepodovanii_in._yaz._izmenen.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 Информационно - коммуникативные технологии как один из  аспектов обучения иностранному языку.

  1. Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен быть  образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания.
  2.  Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии. Современный учитель должен соответствовать требованиям времени, т. е. быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т. е. ориентироваться в новых педагогических технологиях. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах.
  3. Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. Во-первых, компьютер гарантирует конфиденциальность результатов. Таким образом, самооценка учащихся не снижается, и на занятиях создается психологически комфортная атмосфера. Компьютерное обучение соответствует некоторым принципам индивидуального обучения, т. к. учащиеся сами могут выбирать темп работы, уровень сложности.
  4. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:

- индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- мотивацию обучения;
- избежания трудностей при работе с печатными пособиями;
- дефицит времени.

5.Основную роль при решении этих проблем играют мультимедийные средства. Они просты в применении, их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на обучающихся велика. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка не может не воспользоваться мультимедийными средствами для формирования коммуникативных компетенций на своих уроках. Они позволяют использовать новые формы и методы обучения для развития новой идеологии мышления.

6.     По ранее принятой модели обучения:

- в центре технологии обучения - учитель;
- суть обучения - передача знаний (фактов);
- между обучающимися идет негласное соревнование;
- обучающиеся играют пассивную роль на занятиях;

7.  Новая модель обучения в условиях современности основана на    следующих положениях:

- в центре технологии обучения - обучающийся;
- роль учителя – научить учиться;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- обучающиеся играют активную роль в обучении;
- суть технологии - развитие коммуникативной компетенции обучаемых и способности к самообучению.

8.  Мультимедийные средства позволяют решать основные задачи:

- активизацию учебной работы обучающихся;
- обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
- обеспечение доступа участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
- обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.

9.Конечно же, нельзя ни сказать о возможностях глобальной сети - Интернет. Сеть позволяет не только обмениваться различной информацией: от текстов до картинок, звука и видео, но и использовать словари в режиме “on-line”, использовать различные источники информации и т. д.

10. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно – самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

11.Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочным каталогам; поисковым системам,; разговорам в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.

12.  В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.

13. Области применения данных технологий учителем сводятся к следующим:

  1. Обучающие программы на электронных носителях 
  2. Программы для тестирования и тестирование он-лайн 
  3. Использование Интернет-ресурсов на уроке 
  4. Возможности для самообразования учителя. 

14. Что касается обучающих программ, каждая из них имеет определённые цели для работы с грамматикой, лексикой, чтением, фонетикой и требует от учителя и ученика элементарных навыков работы с компьютером. То же самое можно сказать и о программах для тестирования, записанных на CD. В наши дни появилось множество подобных программ для разных уровней владения английским языком: от уровня для начинающих с играми, комиксами, песнями, стихами, считалочками и т.д. до продвинутого уровня, например, для подготовки к экзаменам типа FCE или TOEFL. Наиболее распространёнными можно назвать программы, полезные для работы в школе: “1С-Репетитор. Английский язык”, “Bridge to English”, “Bridge to English for Kids” , “Open Book 2.3”. Отличный сайт в Интернете с подборкой ссылок по обучающим программам, словарям, тестированию он-лайн с комментариями и их кратким содержанием, что экономит время и ваши деньги, так как заметно облегчает поиск –www.history.ru/freeeing.htm.

Ресарсы интернета позволяют подобрать обширный материал про обучении всех видов речевой деятельности.Хотелось бы подробнее  остановиться на обучении лексике и устной речи

15. Обучение лексике предполагает: 

  1. Работу по введению новой лексики 
  2. Активизацию лексического материала 
  3. Лексические игры 
  4. Советы он-лайн. 

16.  Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com, представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, вы откроете всё многообразие его значений и их оттенков и проследите нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.

17. Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя – подобрать добротный и информативный сайт (благо англоязычных сайтов в мировой паутине великое множество), связанный с нужной темой: например, тема вашего урока - “Путешествие. В гостинице”. Находим сайт www.adnams.co.uk/hotels , фактически дающий информацию для туристов, но интересный нам своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. По ходу урока вы можете дать учащимся задание найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам: таким образом, помимо активизации лексики, они будут заняты поисковым чтением, в плане устной речи повторят навыки описания жилища, будут задавать вопросы и отвечать на них, ваши инструкции будут хорошей отработкой аудирования, да и грамматика в подобном построении урока будет постоянно в активизироваться. Можно также предложить зарезервировать номер в отеле и рассказать о его преимуществах, научиться отправлять письменный запрос по электронной почте, организовать ролевую игру, где необходимо прорекламировать свой отель (условия проживания, меню, развлечения и т.д.) и привлечь наибольшее число гостей– здесь всё зависит от возможностей вашей группы и поставленных целей и задач.

18. Поисковые системы снова помогу вам найти интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предложат вам ссылки на интересующие вас игры. При наличии локальной сети, есть возможность поиграть всей группой, где учащиеся могут помогать друг другу, а то и найти партнёров по игре где-нибудь за рубежом. Опять-таки – это не вариант для каждого урока, но завершение таким образом учебной четверти или изучения большого раздела учебника кажется вполне приемлемым для повышения познавательной активности современных школьников (полезная ссылка: www.station.sony.com ( Регистрация на сайте обязательна, предлагаемые варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).

19. Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет. Так, например, сайт www.teenadvice.org хорош для работы в группах по теме “Проблемы молодёжи” или “Что формирует личность и характер” тем, что не выглядит слишком уж менторским и поучительным, так как авторами его являются именно подростки, и в то же время позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства” и т.д. И это всего лишь один пример. В Сети много сайтов, посвящённых подобным видам деятельности и основанных на принципе Интернет-форумов.

20.  Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. Например, интерактивный музей Сан-Франциско предложит вам обсудить вопросы и проблемы человеческого интеллекта, памяти, мышления и многое другое – стоит только заглянуть на www.exploratorium.edu или же на сайте NASA www.nasa.gov вам позволят заглянуть в тайные уголки далёкой Красной планеты, а вы организуете дискуссию о темпах развития современной науки, её плюсах и минусах.

Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность – здесь снова на помощь приходит Интернет. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый какому-либо виду искусства. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернет порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – попросите детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учащихся - простор для воображения и творчества не ограничен рамками одного лишь альбома с репродукциями. На заключительном уроке можно попросить каждую группу устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал – то есть делать всё то, что делалось на уроках иностранного языка в течение многих лет, но внести в свои занятия новую изюминку, постоянно стимулировать желание ребят осваивать компьютерную лексику, что обязательно пригодится будущим студентам современных вузов.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера

21.( ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА)В настоящее время все шире и шире используется проектная методика в преподавании иностранного языка, одной из главных целей которой является приобщение детей к исследовательской деятельности. Метод проектов способствует реализации способностей школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, а также организовать обучение в сотрудничестве.

Применяя метод проектов в своей работе, учитель, в первую очередь, должен быть сам творческой личностью. Во-вторых, он должен проделать большую работу по прогнозированию деятельности его учащихся. Более того, у школьников должны быть сформированы определенные виды навыков и умений, они должны обладать определенным уровнем языковой компетенции, соответствующим их возрасту, особенностям, развитию и интересам.

Создание своего проекта является новым видом работы, поэтому необходимо подробно объяснить учащимся цель и ход работы. Учащихся можно познакомить с советами о том, как организовать работу над проектом. Учитель должен помочь ученикам выбрать тему проекта, если же ни одна из тем им не интересна, то он должен ненавязчиво подвести их к формулировке их собственной темы.

На следующем этапе работы учителю необходимо объяснить, как лучше распределить роли в группе (если этот проект выполняется группой), важно разъяснить, что общий успех зависит от личного вклада каждого участника проекта.

Очень важно организовать работу, создав благоприятные условия раскрытия и проявления творческого потенциала детей. Используя данный метод обучения, желательно, чтобы сам учитель показал пример своего проекта.

Особое внимание необходимо уделить презентации проектов, которая должна осуществляться на уроке. Рекомендуется также организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть, оценить и сравнить ученики других классов, их учителя и родители.

22. Презентация проектов

 23.Положительным в применении метода проектов на уроках иностранного языка считаю, во-первых, повышение интереса к изучению английского языка. Во-вторых, учащимся предоставляется возможность проявлять свои творческие способности, а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в ходе изучения иностранного языка.

На практике мы убедились в эффективности метода проектов. В ходе работы над проектом учащиеся творчески, увлечённо искали пути решения конкретной проблемы, а английский язык в данном случае был необходим только для оформления их творческих идей, т. е. иностранный язык выступает не целью, а средством обучения

24.Подведем итог.  Интеграция электронных средств в учебный процесс способствует:- активизации познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам;
- освоению компьютерных технологий педагогом и обучающимися. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а дополняет его, являясь эффективным помощником;
- овладению обучающимися языковыми, речевыми знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими формирование элементарной коммуникативной компетенции;
- повышению результатов качества образования и применению интересного, эффективного контроля усвоения изученного материала при интенсивном обучении.

Доклад по теме:

«Информационно - коммуникативные технологии как один из  аспектов обучения иностранному языку.»

Учитель Гасанова О.П.

2008/2009 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...