Главные вкладки

    Методы педагогической поддержки учащихся на уроках иностранного языка
    статья по теме

    Акименко Наталья Леонидовна

    Данная статья содержит информацию о методах педагогической поддержки учащихся. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podderzhka_uchashchihsya.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы педагогической поддержки на уроках иностранного языка.

    Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

    Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

    — метод наблюдения;

    — метод коллективного анализа деятельности, размышления;

    — метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

    — метод тестирования и анкетирования.

    Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

    метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

     — метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

     — метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

     — метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;

     — метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

     — метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

     — метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

    Методы поддержки развития организаторских способностей:

    — метод «творческого выполнения задач»;

    метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

    метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

    метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенст-вование ценных способов действий;

    Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

    — метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

    — метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

    метод творческого поиска.

    Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся, что согласно Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают: 

    — метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

     — метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

    — метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, — метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

    — метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

    — метод самоконтроля;

    — метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

     Методы педагогической поддержки «социальногого здоровья»— это

    методы, которые с одной стороны необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.

    — метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

    — метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;

    — метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

    — метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;

    — метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;

    — метод «устранения плохих привычек»;

    — метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;

    — метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

    Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности

    Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

    Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

    Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

    «Проблемный метод обучения как способ интенсификации самостоятельной работы и речемыстельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»

    Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и  способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый мог  бы выск...

    Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

    ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...