Главные вкладки

    Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
    статья по теме

     

        Поддержание высокого уровня работоспособности  учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе.  В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам  деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму.  Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности  оставался высоким.  

    Для ответа на данный  вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету  «английский язык».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya__bondarenko.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бондаренко О.Н.

    Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности  на уроках английского языка в начальной школе

    Поддержание высокого уровня работоспособности  учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе.  В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам  деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму.  Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности  оставался высоким.  

    Для ответа на данный  вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету  «английский язык».

    Цель исследования – выявление влияния смены деятельности учащихся на уровень работоспособности.

    Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

    1. Выявить влияние применения различных видов деятельности учащихся на уровень работоспособности.
    2. Определить наиболее оптимальное число видов деятельности учащихся для поддержания высокого уровня работоспособности.
    3. Составить методические рекомендации для педагогов.

    Гипотеза:

    Использование различных видов деятельности на уроках английского языка  влияет на уровень работоспособности учащихся.

    Исследование проводилось поэтапно:

    1. Подготовительный этап: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, знакомство с классом, консультации с психологом младшего звена по особенностям учащихся класса (внимание, память, мышление, мотивация, тревожность). Разработка конспектов уроков с учетом полученных рекомендаций.
    2. Формирующий этап: проведение  трех экспериментальных уроков: первый – с использованием пяти видов деятельности учащихся, второй  - с одним, третий - с тремя.
    3. Заключительный этап: систематизация результатов исследования, выводы, методические рекомендации.

    Подготовительный этап

    Прежде всего, хотелось бы дать понятие работоспособности. Работоспособность – это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

    При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что в качестве контрольного показателя необходимо рассматривать не только работоспособность, но и  утомление.

    Утомление - временное состояние организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

    Стремясь к высоким показателям работоспособности, не стоит забывать о признаках утомления:

    1. снижение работоспособности;
    2. снижение памяти;
    3. ослабление внимания;
    4. двигательные беспокойства;
    5. отвлечения;
    6. учащение или замедление пульса;
    7. повышение или понижение АД;
    8. частоте дыхания;
    9. покраснение или побледнение кожного покрова;
    10. влажности ладоней;
    11. усиление слюноотделения или сухости во рту.

    Диагностика работоспособности и утомления проводилась в начале и конце каждого урока с помощью методик корректурных проб.

    Формирующий этап

    Занятия проводятся по программе Биболетовой М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н. Учебник английского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений -  Английский с удовольствием (Enjoy English), часть 2. Время между каждым экспериментальным уроком – не менее двух недель.

    Первый экспериментальный урок.

    Тема: Описание животных.

                Урок с пятью видами деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение и перевод. Время стандартного урока — 40 минут. Около 5 минут уходит на  такие этапы урока, как организацию начала урока, физкультурную паузу, подведение итогов и формулирование домашнего задания. Соответственно,  на каждый вид деятельности в среднем приходилось 7 минут.

    Второй экспериментальный урок.

    Тема: Отрицательные предложения.

                Урок с одним видом деятельности - самостоятельным выполнением упражнений по рабочей тетради. Остальные этапы урока по-прежнему сохранялись, но  были предусмотрены две физкультурные паузы по мере необходимости.

    Третий  экспериментальный урок.

    Тема: Повторение по теме «Еда».

         Урок с тремя видами деятельности - говорение, чтение и письмо. Этапы урока сохраняются по-прежнему.

    Заключительный этап

     Полученные данные  по уровню работоспособности учеников представлены в виде сводной таблицы 1.

    Таблица 1

    Сравнительная характеристика работоспособности учащихся

    Уровень работоспособности

    Урок с 5 видами деятельности,

    (% учеников)

    Урок с 1 видом деятельности,    

    (% учеников)

    Урок с 3 видами деятельности,          (% учеников)

    Низкий

    22,2

    62,5

    50

    Средний

    77,8

    37,5

    30

    Высокий

    0

    0

    20

    Согласно таблице 1, на уроке с пятью видами деятельности не наблюдался высокий уровень работоспособности,  но оказался высоким показатель среднего уровня - 77,8 %. Низкий уровень составил 22,2 %.

    Урок с одним видом деятельности также не продемонстрировал высокий уровень работоспособности, но показатели среднего уровня резко сократились - до 37,5 %, а низкого уровня  еще более резко возросли - до 62,5 %.

    Урок с тремя видами деятельности  показал  20 % высокого уровня работоспособности и среднего  - 30 %. Но при этом у 50 % учеников отмечен  низкий уровень работоспособности.

    Таким образом, наибольший процент низкого уровня работоспособности показал урок с одним видом деятельности, наибольший процент среднего уровня — урок с  пятью видами деятельности, а высокий уровень работоспособности - только урок с тремя видами деятельности.

    Данные  по видам утомления представлены в таблице 2.

    Таблица 2

    Сравнительная характеристика по видам утомления

    Вид утомления

    Урок с 5 видами деятельности, (% учеников)

    Урок с 1 видом деятельности,  (% учеников)

    Урок с 3 видами деятельности,   (%учеников)

    Без изменения

    44,4

    0

             10

    Врабатывание

    11,1

    12,5

              30

    Первые признаки утомления

    0

    0

    20

    Утомление

    44,4

    50

    20

    Выраженное утомление

    0

    37,5

    20

            

    Согласно таблице 2, наибольшее число учащихся, состояние которых не изменилось на уроке с  пятью  видами деятельности - 44,4 %,  на уроке  с тремя видами деятельности — 10 %. Врабатывание  на уроке с пятью видами — 11,1%, с одним  — 12,5%, с тремя — 30%. Первые признаки утомления наблюдались только на уроке с тремя  видами деятельности — 20 %. Показатель утомления на уроке с пятью видами деятельности — 44,4 %, с одним — 50 %, а с тремя — 20 %. Выраженное утомление на уроке с одним видом деятельности составило 37,5 %, с тремя — 20%.

    Заключительные выводы

    Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

    1. Смена  деятельности учащихся на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности.
    2. В ходе эксперимента выяснилось, что
    1. При пяти различных видах деятельности на уроке высокие показатели среднего уровня работоспособности и процент утомления ниже по сравнению с другими экспериментальными уроками, а показатели врабатывания и состояния без изменений  в целом - выше.  
    1. Применение одного вида деятельности на уроке дает самые низкие показатели работоспособности и самую высокую утомляемость.
    2. Урок с использованием трех видов деятельности — единственный, на  котором  уровень работоспособности высокий, но в то же время и показатель низкого уровня работоспособности возрос до 50%. Общее утомление после такого урока составляет 60 %.

                     На основе полученных выводов составлены  следующие методические рекомендации:

    1. Для достижения высокого уровня работоспособности на уроках английского языка в данном экспериментальном  классе следует использовать три вида деятельности. На каждый вид деятельности должно уходить не более 10 минут. При этом уделять внимание профилактике утомляемости, например, включить в занятие больше динамических пауз.
    1. Не использовать на уроке только один вид деятельности, поскольку это дает низкий уровень работоспособности и высокий уровень утомляемости учащихся.
    2. Наиболее оптимальный для учащихся урок с использованием пяти видов деятельности. Время на каждый вид деятельности должно составлять в среднем 7 минут.  При такой организации урока средняя работоспособность учащихся выше, а  утомляемость — ниже.

    Таким образом, использование различных видов деятельности на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности учащихся, что подтверждает нашу гипотезу.

    Список литературы

    1. Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.

    Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.

    1. Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.

    Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.

    1. Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.

    Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.

    1. Лубовский Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов: Рабочая тетрадь. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж; Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
    2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.Инфра-М. 2006.
    3. Родина Н.М. Закономерности усвоения элементов коммуникаций в различных видах деятельности.// Детский сад от А до Я, №1, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

    Использование игр как ведущего вида деятельности при раннем обучении на уроках английского языка во 2 классе начальной школы ( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)

    Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающи...

    ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

    Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...


     

    Комментарии

    Каждый класс нуждается в индивидуальном подходе, в том числе и в учете видов деятельности на уроке.