Использование ИКТ на уроках английского языка
статья по теме

В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_dlya_stati.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и роль учителя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником и консультантом. Использование компьютерных технологий помогает учителю:

-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать занятия более наглядными и интенсивными;

- формировать информационную культуру у учащихся;

- активизировать познавательный интерес учащихся;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Применение ИКТ в процессе изучения фонетики, лексики, грамматики иностранного языка очень широко, что касается страноведения, то помощь интернет- ресурсов здесь колоссальна.

По собственному опыту работы знаю, что страноведческий материал, представленный в традиционной форме (обычно в виде текста и нескольких картинок), с трудом усваивается. Учащиеся часто пытаются просто выучить его наизусть, не понимая, о чём говорят. Эту проблему помогают решить различные презентации (в Power Point, фильмы, слайд-шоу), виртуальные туры и работа на интернет-сайтах, несомненными достоинствами которых являются их аутентичность, наглядность, интерактивность и привлекательность для школьников. Интернет предоставляет возможность не только обучаться в иноязычной среде, но и совершать виртуальные путешествия по странам изучаемого языка. Во время таких “поездок” ученики вынуждены пользоваться иностранным языком для достижения своих целей. Виртуальное путешествие дает возможность самому получить дополнительную информацию, сделать самостоятельный вывод о каком-либо памятнике культуры, явлении и событии. Кроме того, такая форма работы обладает мощным мотивирующим фактором. Игра в путешествие снимает чувство страха перед общением с носителем языка, помогает привыкнуть к аутентичным материалам.

Школьники с интересом относятся к культуре, обычаям, традициям стран изучаемого языка. За один урок можно посетить много разных стран, побывать на экскурсиях в знаменитых музеях и выставочных залах, увидеть достопримечательности стран, побродить по улицам городов мира. Уроки с элементами страноведения вызывают у учащихся потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом.

Рассмотрим для примера работу на интернет сайте www.whitehousehistory.org. Сайт содержит очень много интересной информации в виде текстов, слайд-шоу, видеофильмов, виртуальных и исторических туров по Белому дому, сопровождаемых аудиозаписью, и многое другое. Богатый визуальный и аудиоматериал сайта, с помощью разработанной учителем системы заданий и упражнений, даёт возможность развивать коммуникативную компетенцию учащихся, причем, во всех её составляющих: речевая компетенция (работа идёт над всеми видами речевой деятельности – аудированием, чтением, говорением, письмом), языковая компетенция (знакомство с новыми лексическими единицами, грамматическими структурами и т.д.), компенсаторная (перед учащимися не ставится задача дословно понять всё, но уметь сориентироваться и уловить общий смысл, система упражнений помогает в этом), социолингвистическая компетенция очевидна, т.к. учащиеся приобщаются к культуре, истории, традициям и реалиям страны изучаемого языка. Развивается и учебно-познавательная компетенция, т.к. школьники учатся использовать различные средства информации и коммуникации для осуществления информационной, познавательной и практической деятельности.

Использование ИКТ учащимися для организации собственного учебного процесса, то есть процесса добывания знаний, поистине безгранично:

•        Использование электронной библиотеки

•        Мультимедийные курсы

•        Создание публикаций, презентаций, веб-страниц,

•        Тестирование он-лайн

•        Использование Интернет-ресурсов.

•        Прослушивание аутентичных текстов

•        Просмотр фильмов

•        Переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка

•        Участие в текстовых и голосовых чатах

•        Участие в заочных олимпиадах

•        Участие в дистанционных проектах и межпредметных конкурсах и т.д.

В ноябре, например, мы с учениками 9 класса приняли участие в конкурсе «Английский бульдог». В январе—в Российском заочном конкурсе «Тайны английского языка», проходившем в рамках образовательного проекта «Интеллект-экспресс», а с учениками 5 класса—в конкурсе «Мир английского языка» на сайте www.future4you.ru. Дети с большим желанием принимают участие в конкурсах и олимпиадах и с нетерпением ждут результатов, которые сами же узнают на сайте.

Одним из наиболее востребованных методов является учебный проект. Его ценность неоспорима. И если раньше уровень развития компьютерной компетенции учащихся старших классов позволял им разрабатывать проект средствами ИКТ, то сейчас и учащиеся среднего звена успешно справляются с этим видом работы. В этом году тема общешкольного проекта-«Мы дети твои, Земля!». В нашей гимназии каждый учитель со своими учениками готовит мини-проект по заданной теме, стараясь рассмотреть ее с разных аспектов. Я и ученики 9 «А» класса решили выбрать темой нашего мини-проекта проблему безопасности использования атомных электростанций в мире. Ученики сами предложили эту тему, так как в свете последних событий в мире этот вопрос широко обсуждается в средствах массовой информации. Молодое поколение волнует не только их личное благополучие, но и будущее нашей планеты. Сложность обсуждения вопросов « развития атомной энергетики в мире и перспективы перехода на более безопасные источники энергии» на английском языке их не остановила, так как Интернет предоставляет широкие возможности ознакомиться с мнением специалистов по данному вопросу, получить данные статистики, использовать аутентичные тексты, подобрать красочные иллюстрации по теме. Наш мини-проект мы решили сделать мультилингвальным, чтобы

1. использовать знание учащимися нескольких иностранных языков.

2. поощрять их изучать не только английский, но и другие мировые языки.

3. подчеркнуть важность обсуждаемой темы для людей во всем мире, не зависимо от их национальной принадлежности.

Мини-проект еще находится на стадии доработки, но компьютерную презентацию, сделанную самими учащимися в программе Microsoft Power Point, я могу Вам продемонстрировать. Кроме родного, русского, языка, ученики представят материал проекта еще на трех языках: английском, немецком и японском. Английский и немецкий языки дети изучают в нашей школе, а японский одна ученица изучает самостоятельно.

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Использование ИКТ учителем в процессе обучения учащихся иностранному языку не менее безгранично.

•        обилие языкового и страноведческого материала в сети Интернет.

•        возможность использования электронных энциклопедий и словарей при подготовке к урокам.

•        подробное описание новейших обучающих технологий.

•        возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком.

•        обмениваться опытом с коллегами (виртуальные методические объединения).

•        Повышать уровень квалификации без отрыва от работы (дистанционные курсы)

•        Возможность участвовать в конференциях и вебинарах»

В целях оказания методической поддержки педагогам регионов РФ в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования проходят интернет-семинары (вебинары) по системам учебников и учебно-методическим комплексам. Требования к техническому обеспечению: компьютер, подключенный к сети Интернет, звуковые колонки. Участие в вебинаре бесплатное.

Таким образом, вопрос о необходимости использования ИКТ в образовательном процессе неоспорим, а возможности неограниченны.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование компьютера– это средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернета на уроках английского языка

Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка

в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)

В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...