Главные вкладки

    Из опыта работы участника конкурса пед.достижений Карчевской Н.В.
    статья по теме

    Карчевская Надежда Валерьевна

    Вы можете ознакомиться с представленной работой по теме "Формирование психологически комфортной атмосферы на уроках английского языка". Работа представлена на конкурсе в декабре 2011 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty_uchastnika_rayonnogo_konkursa.docx30.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование психологически комфортной атмосферы на уроках английского языка для успешного овладения учащимися коммуникативными навыками»

       «…Не секрет, что, наверное, почти у 60 процентов населения нашей страны знание английского языка находится где-то на уровне «владею со словарем» и «мы все учились понемногу…». В остальные 40 процентов входят те, кому в школе довелось учить французский или немецкий либо весьма немногочисленные счастливчики, которым повезло с преподавателем или кого заботливые родители отправили в свое время на учебу за границу для изучения английского языка…» *

    Мы учим детей английскому языку в первую очередь для того чтобы они могли пользуясь полученными знаниями стать успешными в реальной современной жизни, не боялись общаться и говорить, учиться или работать в другой стране, а не только для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ. Знание английского языка это требование современного общества, только 40 % наших выпускников сдают экзамен в конце курса старшей школы и идут в языковой вуз, остальные поступают в другие институты, не планируя связывать свою профессиональную деятельность с иностранном языком, но и для них знание языка будет  верным помощником в жизни. Необходимо отметить, что в наше время происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности, а предмет английский язык играет в решении поставленных задач одну из первостепенных ролей.

    Использование современных образовательных технологий при обучении детей позволяют  реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и интересов. Однако, использование технологий без психологического сопровождения  не дает желаемых результатов. Работая в школе и применяя различные технологии и приемы, я поняла, что успешность моих учеников напрямую зависит от их психологического комфорта на уроках и на мой взгляд именно этот компонент является ведущим. Я уверена, что самые эффективные методы и приемы не приведут к реализации поставленной цели, если ваши ученики не  чувствуют себя в безопасности. «…Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться…» Урок английского языка по своему внутреннему наполнению зачастую касается личного пространства учащегося, его интересов и предпочтений. Темы, о которых мы говорим на уроках, касаются всех сфер жизни учеников, мы говорим о себе, о семье, о любви и дружбе. Дети высказывают свои суждения, выражают свою точку зрения по разным проблемам, и делать это возможно только на уроках где они чувствуют себя комфортно и легко. Также огромная роль принадлежит мотивации при изучении английского языка. Успешная деятельность невозможна без искренней заинтересованности учащегося в процессе. И это задача учителя сделать процесс изучения иностранного языка увлекательным. Я обратила внимание, что на первом этапе овладения языком, все ученики заинтересованы в его изучении, они с удовольствием погружаются в новую для них среду и деятельность, но как только появляются первые трудности, а они неизбежны, мотивация у части учеников снижается, и вот в этот момент задача учителя поддержать ученика, дать возможность поверить в свои силы, создать положительную Я-концепцию, не дать опустить руки. Приведу пример, когда я пришла работать в гимназию, шесть лет назад, я начала преподавать в разных классах (8-11) и обратила внимание на то, что дети говорят с трудом, им легко давались грамматические и лексические задания, задания на чтение и аудирование, но говорить им было невероятно сложно. Они смущались, когда делали ошибку, были скованы и явно не доверяли мне, отделываясь общими фразами. Прошло много времени, прежде чем мы преодолели этот барьер и в классе появилась атмосфера доверия. Поэтому когда на следующий год, я стала работать во 2 классе, я с самого начала стала работать с ними с применением коммуникативных упражнений и сейчас мои ученики, уже 7 класса, с радостью делятся со мной своими впечатлениями и мыслями на уроках. Важно еще на первом этапе обучения заложить фундамент доверия и уверенности в собственных силах и тогда зерна знаний, посаженные вами, дадут прекрасные плоды.

    Главная цель моей работы:

    Сформировать коммуникативную культуру учащихся с помощью современных образовательных технологий в условиях психологически комфортной атмосферы.

    Задачи:

    -  формировать уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка и народу, ее носителю;

    - создавать психологически комфортную атмосферу в учебной и вне учебной деятельности учащихся

    - формировать познавательную активность и поддерживать интерес к учению;

    - воспитывать потребность в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.

    -   развивать языковые и интеллектуальные  способности, ценностные ориентации, чувства, эмоциональную и психологическую готовность к коммуникации.

    В соответствии с целями и задачами был выбран УМК издательства Longman, “Activate”.

     Данный УМК способствует психологически комфортному обучению английскому языку. В УМК входит помимо учебника и рабочей тетради, CD-rom, для закрепления лексических и грамматических навыков, DVD[a]  диск с мини-фильмами для обсуждения и интересное внутреннее наполнение, которое не только помогает расширять знания и формировать умения и навыки, но и помогает в подготовке к ЕГЭ. На мой взгляд он способствует развитию личности школьника, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности.

    Для реализации поставленных целей и задач я использую следующие технологии:

    1. Технологии развивающего обучения;

    Данная технология способствует включению в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы.

    1. Констатация приятных переживаний, полученных на уроке.

    Благоприятная атмосфера урока способствует констатации приятных переживаний. После каждого этапа занятия ребятам предлагается дать оценку своим восприятиям и переживаниям. Атмосфера заинтересованности просматривается в каждом виде деятельности, развивается самостоятельная творческая деятельность каждого ученика. На каждом столе лежит папка с набором картинок определения эмоциональной сферы урока.  

    2.Завершающая оценка эмоциональных переживаний.

    В начале и конце урока ребёнок показывает своё настроение, после чего я даю оценку своему методическому уровню ведения урока.

    3.Конструирование творческого задания

    На каждом уроке предусматриваю много интересных творческих заданий, основанных на речевых конструкторах, а также предлагаю ребятам самим придумать задания для партнёра.

    1. Технологии проблемного обучения;

    В старших и средних классах на уроках создаётся проблемная ситуация, ученикам предлагается выход из неё через самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность. В дальнейшем эта технология дает успешный результат при научно-практической деятельности. Мои ученики ежегодно принимают участие в школьной научно-практической конференции. Среди их работ, много актуальных для наших дней тем. Одной из таких работ стало интернет-исследование моего ученика, теперь уже выпускника, Максима Прокопенко. «Молодежный – sms язык. Texting» Он представлял нашу работу на районной конференции в 2009 году.

    1. Технологии личностно-ориентированного обучения;

       На уроках создаётся ситуация взаимопомощи и взаимообучения, работая в режиме «Ты – учитель, я – ученик». Данный режим позволяет неуспевающему ученику познать успех. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого учащегося, например при выборе домашнего задания. Важно предоставлять детям альтернативу, возможность реализации их творческого начала.

    1. Технологии проектной деятельности

    Основной целью проектной деятельности является формирование умения мыслить и действовать самостоятельно или в команде и быть ответственным за результат. Работа над проектной деятельностью осуществляется по двум направлениям:

    1. Самостоятельная проектная деятельность.

    Осуществляется в рамках учебной деятельности, при изучении темы или как завершающий этап. Ученики имеют возможность представить свои проекты на уроках, во время общешкольных мероприятий, а также в конкурсных программах во время недели английского языка. Например, в рамках недели иностранного языка в начале 2010 года, ученики создавали индивидуальные проекты «Мой день рождения». Перед учениками была поставлена задача – найти все самое интересное, что произошло в мире, в стране, в их семье в этот знаменательный для них день и создать презентацию, которая бы подчеркивала уникальность этого дня. Для создания своих проектов, ученики провели интервью со своими родителями, друзьями, искали в интернете, в газетах, журналах, фотоальбомах нужную им информацию. Результат порадовал не только самих создателей проектов, но и их семьи.

    1. Групповая проектная работа

    Осуществляется во время международных проектов. В нашей гимназии осуществляется несколько таких проектов, с Финляндией, Белоруссией, Китаем, Германией. С точки зрения развития коммуникативных навыков английского языка, приоритетными являются связи с финскими школами: Linakoskonen Lukkio города Порвоо (с 2008 года) и со средней школой города Рантасалми (с 2009). Основными формами реализации международных мероприятий являются: совместные научные исследования, научно-практические семинары и конференции, и конечно ученический обмен. Основной язык общения – английский. Нам с самого начала было тесно в рамках экскурсионной программы и бытового общения, поэтому появилась идея, дополнить их совместными творческими проектами. Тематика создаваемых моими учениками проектов разнообразна, как и окружающая нас действительность. За последние несколько лет были созданы такие проекты как: «Защита окружающей среды», « Историческая действительность и человек», «Вода в России и Финляндии»,  «Символ толерантности», «Портрет горожанина», «Страна и личность» и  многие другие. Плюсом такой работы является то, что в процессе создания проекта все участники общаются между собой на английском языке. Приведу пример создания одного из проектов.

    «Портрет горожанина»

    I этап Весна 2009 – финская делегация в Санкт – Петербурге. Все участники проекта русские и финские ученики разделены(по интересам) на три группы, каждая из которых создает свой проект. В подгруппе, которая создавала «Портрет горожанина» участвовало 10 человек: ученики  русской и финской гимназий. В процессе обсуждения, учениками было принято решение – научить финских студентов задавать вопросы на русском языке,  а затем выйти на улицы и опросить прохожих с целью понять - кто такой современный петербуржец. По результатам полученной информации был организован круглый стол, на котором ученики обобщили полученный материал, отобрали лучшие фотографии и решили создать коллаж, на котором были представлены результаты, написанные на трех языках: русском, финском и английском.

    II этап Осень 2009 – русская делегация в Порвоо. Состав группы расширен за счет американских, бельгийских, итальянских студентов. Способ сбора информации такой же как и на первом этапе. В результате был создан коллаж «Портрет жителя Порвоо» и представлен на заключительном этапе в виде устной защиты. Защита проекта осуществлялась на английском языке.

    В процессе создания проектов учащиеся сами выбирают форму в которой они будут представлять проект, это может быть презентация в Power Point, коллаж, фотовыставка, спектакль, плакат, выпуск газеты, брошюры, запись компактного диска.

    В 2010 году в рамках недели иностранного языка была проведена фотовыставка «Британия в Петербурге». Группа учащихся в течении недели искала и фотографировала, то что напоминает им о Британии, а потом обосновывали выбор той или иной фотографии.

    1. Здоровьесберегающие технологии;

    Сохранение здоровья школьников  - одна из важнейших задач учителя. Смена видов деятельности, физминутка, глубокое дыхание, нестандартная форма урока, двигательная активность – все это не позволяет не уставать.

    1. Информационно-коммуникационные технологии.

         Информационно-коммуникационные технологии уже давно вошли в образовательный процесс. В своей работе я использую различные ресурсы, такие как:

    - фрагменты художественных, документальных и мультипликационных фильмов, также записи песен;

    - CD Rom

    - презентации

    - интернет ресурсы (почта, You tube, Web quest, интернет олимпиады)

    Помимо образовательных технологий я использую специальные упражнения, способствующие созданию комфортной атмосферы. Во-первых, я даю возможность своим ученикам свободно выбирать место, где они сидят, это позволяет им чувствовать себя свободнее и естественнее, определяются пары с лучшей психологической совместимостью. Во-вторых, при отборе домашнего задания, я всегда учитываю индивидуальные особенности своих учеников, интересы, часто предлагаю альтернативное задание, которое дети могут выбрать сами. В-третьих, улыбка, зрительный контакт, дружелюбное рукопожатие, слова одобрения, хорошее настроение, чувство юмора все это в совокупности оказывает благотворное воздействие на ученика и на группу в целом. В-четвертых, отсутствие «Ты-сообщений» ( Ты, не выучил, ты не сделал, и т.д.) ученик чувствует негатив и свою вину и как следствие не готов к дальнейшей работе, а если заменить их на «Я-сообщения», то результат будет противоположный (Я-огорчена, но в тебя верю) и у ребенка появляется желание изменить ситуацию. В своей работе я также использую ряд упражнений имеющих общие черты с психологическим тренингом.

    1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение

    Пример: игра «Комплимент»

     Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками. Используй выражения “I feel like …”, “I am happy/ I am glad/ It’s nice to work with you/that you are my friend….”. Можно попросить продолжить фразу объяснением  “because you are so …”

     2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы,  создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды

    Пример: «Печатная машинка»

    Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

     3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального  и невербального общения

    Пример: «Ассоциации»

    Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциативный ряд противоположной команды

     4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения

    Пример:Упражнение «Ведение переговоров»

    Цель: обучение навыку отстаивания своего мнения, убеждения, преодоления давления.

    Ход упражнения:

    Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.

    Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.

    Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

    Внимательно выслушай его ответ.

    Подумай, что в его мнении является позитивным.

    Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.

    Пример ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору

     5) Упражнения,  позволяющие формировать рефлексивные навыки.

    Пример: игра «Что со мной произошло»

    Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.

    Основная идея данного метода, а именно решение коммуникативных задач через создание психологически благоприятной атмосферы нашла свое подтверждение. Ученики, с которыми я работаю, демонстрируют свою готовность к международной коммуникации, они обладают более высокой мотивацией. Мои ученики задействованы во всех мероприятиях связанных с английским языком. В прошлом году вся моя группа выпускников сдавала единый государственный экзамен, результаты выросли по сравнению с предыдущими годами, выпускники показали достаточно высокие результаты (72, 75,76,82 балла). Все выпускники поступили в ВУЗЫ, две выпускницы продолжили свое лингвистическое образование теперь уже в высшей школе.

    Год

    Международные проекты гимназии 32

    ШНПК

    Неделя английского языка

    British Bulldog

    ЕГЭ

    2008-2009

    15(6)

    14 (10)

    120 (70)

    78 (65)

    2 (1)

    2009-2010

    30 (15)

    15 (11)

    134 (76)

    150 (70)

    15(6)

    2010-2011

    34 (20)

    18 (14)

    115 (81)

    220 (82)

    (8)

     

    Я уверена, что образованию наших детей надо уделять особое внимание, но не меньшего внимания заслуживает формирование психологической культуры личности. Современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении. Проблема современных подростков-выпускников школ заключается в недостатке коммуникативных умений и навыков, которые помогали бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Трудности и противоречия современной жизни создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества в толпе», рождает чувство неуверенности, замешательства. Поэтому фундамент психологически успешной личности необходимо заложить еще в школьные годы. Систематическая работа над формированием коммуникативных навыков принесет высокий результат, только если условия, созданные для успешного обучения будут благоприятные. Необходимо также вести целенаправленную работу над формированием этих условий, ежедневно, на каждом уроке, давая возможность ученикам раскрыться, раскрепоститься, поверить в себя и свои силы.  Выполнение специальных упражнений помогает  развивать способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы  межличностного и делового общения, вырабатывать жизненно важные навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

    _*- цитата с сайта

    Список литературы

    1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
    2. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.
    3. Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
    4. Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
    5. Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
    6. Волкова С.П., Соловцова Е.Е., «Психология и культура делового общения. Программа тренинга», журнал «Школьные технологии», №6, 2002г
    7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей» /под ред. Н.П.Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
    8. Hoopes D.S. Intercultural communication concepts and the psychology of intercultural experience// Push M.D.: Multicultural education. A cross-cultural training approach. Chicago, 1981. - Pp. 9-38.

     

    [a]к

    92315


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление опыта работы на конкурс "Учитель года"

    Методическая тема:  «Психологические сказки в педагогической работе с детьми»....

    Из опыта работы участника конкурса пед.достижений Карчевской Н.В.

    Вы можете ознакомиться с представленной работой по теме "Формирование психологически комфортной атмосферы на уроках английского языка". Работа представлена на конкурсе в декабре 2011 года....

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. Для конкурса "Профессионал-2013"

    Описание опыта работы Степановой А.В., учителя русского языка и литературы, классного руководителя 6 класса МКОУСОШ №38...

    презентация инновационного опыта работы на конкурс "Учитель года 2014"

    Данная презентация была представлена на районном конкурсе "Учитель года 2014"...

    Рекомендации педагогам по руководству подготовкой творческих работ участников конкурса

    Рекомендации педагогам по руководству подготовкой творческих работ участников конкурса...

    Представление опыта работа на конкурс учитель года

    В материалах представлена информация о опыте работы учителя географии МБОУ СШ №11, которая представлена была представлена на конкурсе "учитель года - 2015"...

    Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

    laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...