О дифференцированном подходе при обучении говорению на немецком языке.
статья по теме

Гутяр Светлана Владимировна

 

Суть дифференцированного подхода состоит в условном разделении класса на определённых этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от способностей и учебных возможностей учащихся. Каждая из этих групп овладевает навыками и умениями в различном темпе и различной степени. Дифференцированный подход в обучении позволяет построить гибкую систему обучения в зависимости от условий обучения. Видов речевой деятельности учащихся, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon differencirovannyy_podhod.ppt708 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

О дифференцированном подходе при обучении говорению на немецком языке.

Конечный результат обучения и воспитания школьников зависит  от умения учителя заинтересовать учеников преподаваемым им предметом, от умелого применения им наиболее эффективных форм и приёмов обучения.

   Особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранных языков, так как преподаваемый нами предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые школьники с трудом преодолевают так называемый языковой барьер, не решаются говорить на иностранном языке из-за боязни допускать ошибки. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что этот предмет изучить невозможно, поэтому пропадает интерес к нему. Наша задача заключается в том, чтобы с первого урока убедить учащихся, что при старании каждый из них способен овладеть иностранным языком, но для этого нужно много и постоянно заниматься им. В дальнейшем необходимо, учитывая способности и возможности каждого ученика, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям требования, предусматривающие  преодоление им посильных, но ощутимых для него трудностей, то есть осуществлять индивидуальный, дифференцированный  подход в обучении учащихся.

              Индивидуальный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся: их индивидуальные способности, а также личностные свойства (жизненный опыт, сфера интересов, темперамент, характер). Индивидуальный подход осуществляется в условиях классно-урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

    Суть дифференцированного подхода состоит в условном разделении класса на определённых этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от способностей и учебных возможностей учащихся. Каждая из этих групп овладевает навыками и умениями в различном темпе и различной степени. Дифференцированный подход в обучении позволяет построить гибкую систему обучения в зависимости от условий обучения. Видов речевой деятельности учащихся, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Известно, что есть разные учащиеся: более или менее любознательные, способные, трудолюбивые и внимательные, по-разному усваивающие один и тот же материал: одни овладевают им быстро и прочно, другим необходимо для этого больше времени и усилий. Поэтому дифференцированный подход предполагает разные по трудности и сложности задания для достижения одних и тех же конечных целей обучения.

Слабоподготовленным учащимся я даю посильные для них задания с тем, чтобы стимулировать их к овладению иностранным языком.

Дифференцированные задания готовлю, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учащихся и уровня сформированности речевых навыков и умений. Применяю разные формы дифференцированного обучения: (слайд1)

-использование разных вариантов однотипных заданий

-применение заданий разной степени сложности;

-оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;

-выполнение упражнений при помощи компьютера по электронным учебникам, с помощью разных видов ключей, опор, схем; (особенно по грамматике)

-выполнение упражнений по индивидуальным карточкам;

-выполнение упражнений с разным количеством повторений.

   Важным условием успешного обучения иностранному языку и осуществления дифференцированного подхода является создание благоприятного психологического климата на уроке. Чтобы преодолеть у ребёнка внутренний страх перед ошибками, я не обращаюсь к нему с прямыми требованиями. А в тех случаях, когда он затрудняется ответить, я задаю ему наводящие вопросы или различные опоры (речевые образцы и схемы, ключевые слова), хвалю за правильный ответ; слабо успевающим учащимся даю больше времени на обдумывание ответа или составление высказывания.

    Основная задача обучения иностранному языку в школе - научить учащихся говорить на изучаемом языке.

 Для развития умений монологической речи  часто предлагаю выполнить опережающие задания: слабо успевающие ученики рассказывают, например, о картине, о фотографии, о хобби. Хорошо успевающие ученики составляют сообщение по этой теме на заданную ситуацию, выступают в роли экскурсоводов, помогают составлять опорные вопросы по теме.

    Приступая к изучению новой темы, я заранее предупреждаю учащихся о том, что будет проведён контроль усвоения изученного материала в конце темы. А в ходе занятий вывешиваю на стенде опорные вопросы. Это значительно помогает слабо успевающим ученикам в усвоении материала.

Соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода при обучении иностранному языку позволяет учителю, с одной  стороны, с помощью упрощённых заданий облегчить учебный процесс для слабо успевающих, с другой стороны, учитель  может  более углубленно заниматься с сильными учащимися и в результате  активизировать работу всех учащихся класса.  

Дифференцированный подход в обучении является одной из актуальных проблем в методике преподавания иностранных языков в школе. Общеизвестно, что контингент учащихся в классе неоднороден: с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами.

Поэтому, изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей является исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.

Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей учащихся и уровня сформированности речевых навыков и умений

При работе с текстом на уроке можно предложить школьникам такие разноуровневые задания (слайд)

1. сильным ученикам – пересказ;

2. средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам;

3. слабым ученикам – ответить на вопросы по тексту.

При работе с грамматическим материалом, например, употребление Perfekt можно взять картинку «Зима» и предложить такие задания: (слайд)

1. сильные ученики получают задание «Расскажи, что дети делали зимой» (глаголы в Infinitiv выписаны на доске);

2. средние – составляют предложения по карточкам, самостоятельно вставляя недостающие вспомогательные глаголы в нужной форме;

3. слабые – также получают карточки, где надо выбрать и вписать в предложения один из нескольких предлагаемых далее в форме Partizip II глаголов.

В итоге получается, что все работали по одной картине, но в то же время выполняли разные задания.

Вывод: отрабатывая грамматические явления таким образом, ученики усваивают их на доступном им уровне.

При развитии речевых умений главные роли, конечно, выполняют ученики с высоким и средним уровнем обученности. Слабым учащимся предлагаются образцы высказываний, содержащие речевые клише, оценочные реплики. С помощью этого раздаточного материала ученики строят мини-сообщения по вопросам, которые им кажутся более интересными и посильными для говорения. Благодаря подобной организации работы учителю удается учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания для каждой группы.

Действующие учебники немецкого языка И. Л. Бим, по которым мы работаем, содержат алгоритмы для оптимального подхода к дифференциации и индивидуализации заданий. В них содержатся различные опоры (вербальные, схематические, изобразительные), которые помогают в обучении всем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка, как в младших, так и в старших классах. Но дифференцированный подход – это не только подбор разных по сложности и трудности заданий. Различными должны быть также: помощь учителя сильным и слабым, время на выполнение заданий, методы контроля.

Моя задача – оказывать помощь ученикам со слабым уровнем развития способностей и речевой подготовки без замедления темпа продвижения на уроке более способных учеников. Учебный процесс организовать таким образом, чтобы каждый ученик работал в силу своих индивидуальных способностей.

В качестве примера приведу использование дифференцированного подхода на различных этапах урока.

На первом этапе урока в фонетической зарядке коллективно работают все, но индивидуально опрашиваются те, у кого слабо развиты способности к восприятию.

Задания типа Wortigel u Wortfamilie помогают слабым ученикам ориентироваться в ходе урока и потоке информации. (слайд)

Развитие речевых умений. Для учета индивидуальных способностей и ликвидации разрыва между сильными, слабыми, средними учениками используется парная и групповая формы работы. Пары и группы формируются в зависимости от уровня подготовки учащихся. Сильные и средние работают со слабыми, оказывая им помощь. Они вступают первыми в диалог и поддерживают общение.

Дифференцированный подход реализуется при выполнении разными группами разных заданий, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс. В групповой и парной работе имеет место использование упрощенных и усложненных заданий. Слабые и сильные группы и пары получают дифференцированные задания

Целенаправленно используются опоры различного типа. Смысловые опоры – слова как смысловые вехи, даты, цифры, схемы. Содержательные опоры – логико-синтаксические схемы (ЛСС), микротекст, фотографии. В парной работе слабые учащиеся получают развернутые ЛСС высказывания, средние ученики используют неразвернутые ЛСС для логического и последовательного изложения материала темы. (Слайд)

Разный уровень подготовки учащихся предполагает также: (слайд)

1. Очередность опроса. Обращение в первую очередь к сильным ученикам. Правильный ответ сильных и средних является образцом для слабых учеников.

2. Варьирование времени на подготовку. Вначале задания получают слабые.

3. Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, приучает их работать весь урок.

Часто я использую дифференцированное домашнее задание. Упрощенное для слабых учеников – задание на основе разговорного текста. Усложненное для сильных и средних учащихся (средние – составление схемы и рассказ, сильные – рассказ без опор или написание письма). Сильный ученик получает дополнительный внепрограммный материал

Кроме названных методов в моей работе имеют место также: выполнение дополнительных упражнений учениками с низким уровнем развития тех или иных способностей, работа сильных учащихся после ответа с дополнительным индивидуализированным материалом и др.

Итак, дифференцированный подход делает урок иностранного языка более продуктивным и интересным, он стимулирует каждого ученика к порождению речи, мотивируя их участие в обучении иноязычному высказыванию, в связи с чем этот подход должен учитываться при организации и проведении любого урока любой темы. (слайд)

           Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две

пригорошни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте                    

как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте, потом намажьте                    

на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

Теоретический материал для учителя русского языка  и из опыта работы...

Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учёт...

Дифференцированный подход к обучению на уроках английского языка

Дифференцированный подход к обучениюна уроках английского языкаВ условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, д...

Когнитивно-коммуникативный подход к обучению говорению на иностранном языке.

Когнитивно-коммуникативный подход к обучению говорению на иностранном языке....