Дифференцированный подход к обучению на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему

Дифференцированный подход к обучению

на уроках английского языка

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, для обеспечения хороших результатов необходим индивидуально-дифференцированный подход к обучению.

Внимательно наблюдая за учащимися 5а класса, где я являюсь классным руководителем, а также учителем английского языка, вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им   процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.

Селевко Г.К., руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского ИРО, профессор, дает следующее определение термину «Дифференцированное обучение». Дифференцированное обучение – это

  1. Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

  2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разноуровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

В целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости в 5 пилотном классе реализуется проект «Школа – для каждого». Изучив этот проект, я решила включить в учебный процесс по английскому языку технологии дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение у школьников можно использовать на разных этапах урока, а также при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Следует отметить, что по ведущему каналу восприятия информации этот класс условно можно разделить на 3 группы: 1) визуалы - 4, 2) визуалы и кинестетики -10, 3) аудиалы и кинестетики – 2. Поэтому на уроках необходимо использовать как объяснительно-иллюстративные, так и словесные и практические методы. Приведу примеры некоторых заданий с открытого урока по теме «A visit to London» («Визит в Лондон»).

Этап проверки домашнего задания. Группы были сформированы по уровню успеваемости. Ребятам из 1 группы я предложила подготовить проектную работу «The London’s places of interest» (Достопримечательности Лондона). Ребята нарисовали достопримечательности Лондона, которые хотели бы посетить и подготовили рассказ о ней.

Данная работы показала мне, что ребятам очень нравится творческий вид деятельности. С тех пор я часто включаю данный вид работы в учебный процесс. Здесь я формировала личностные УУД. Ребята развивали память, проявляли самостоятельность.

Вторая группа учащихся подготовила диалоги – ситуации на тему «Excuse me, can you…» (Извините, не могли бы вы…). Ребята подготовили сценки-диалоги между полицейским и иностранным туристом и самостоятельно приготовили реквизиты. На данном этапе я работала над формированием предметных и метапредметных УУД (умение составлять диалоги и предложения).

Третья группа составляла предложения в Present Perfect tense по теме «Лондон». Ребята закрепили свои знания в области грамматики. Здесь я формировала познавательные УУД и коммуникативные УУД. Пришла к выводу, что не все ребята понимают образование Present Perfect tense (Настоящее завершенное время). Поэтому посчитала необходимым продолжить изучение данной грамматической темы.

На этапе закрепления нового материала дифференцирую задания и делю учащихся на 3 команды по типу восприятия.

1 группа («визуалы») получили иллюстрации с изображениями достопримечательности Лондона. Учащиеся по очереди описывали понравившуюся картинку. Здесь ребята работали индивидуально.

2 группа (кинестетики и «визуалы») получили макет «Тауэрского моста». Они работали в группе и составляли рассказ об этой достопримечательности.

3 группа («аудиалы» и «кинестетики») на основе прослушанного диалога составляли свой. Ребята работали в парах. Мне было очень приятно, что даже слабые ученики не замкнулись в себе, а с уверенностью справились со своей задачей.

На этом этапе я стараюсь формировать коммуникативные УУД. Ребята достаточно четко и полно выражали свои мысли. Развивала также регулятивные УУД (учащиеся составляли план и последовательность действий при описании Тауэрского моста. Старалась формировать личностные, предметные и познавательные УУД.

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Past Simple. Готовлю задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися структурами Past Simple. (Это время изучается в начальной школе).

1 задание предназначено для учащихся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается текст, к которому нужно задать разные типы вопросов.

2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание ответить на эти вопросы по тексту.

3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Past Simple с заданием перевести текст.

Задания такого типа можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.

Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках английского языка позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, и сделать сложный английский язык доступным для учащихся с разными способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к обучению

на уроках английского языка

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, для обеспечения хороших результатов необходим индивидуально-дифференцированный подход к обучению.

Внимательно наблюдая за учащимися 5а класса, где я являюсь классным руководителем, а также учителем английского языка, вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им   процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.

Селевко Г.К., руководитель лаборатории развивающих технологий Ярославского ИРО, профессор, дает следующее определение термину «Дифференцированное обучение». Дифференцированное обучение – это

  1. Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
  2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разноуровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

В целях повышения эффективности учебного процесса и преодоления неуспеваемости в 5 пилотном классе реализуется проект «Школа – для каждого». Изучив этот проект, я решила включить в учебный процесс по английскому языку технологии дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение у школьников можно использовать на разных этапах урока, а также при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. Следует отметить, что по ведущему каналу восприятия информации этот класс условно можно разделить на 3 группы: 1) визуалы - 4, 2) визуалы и кинестетики -10, 3) аудиалы и кинестетики – 2. Поэтому на уроках необходимо использовать как объяснительно-иллюстративные, так и словесные и практические методы. Приведу примеры некоторых заданий с открытого урока по теме «A visit to London» («Визит в Лондон»).

Этап проверки домашнего задания. Группы были сформированы по уровню успеваемости. Ребятам из 1 группы я предложила подготовить проектную работу «The London’s places of interest» (Достопримечательности Лондона). Ребята нарисовали достопримечательности Лондона, которые хотели бы посетить и подготовили рассказ о ней.

Данная работы показала мне, что ребятам очень нравится творческий вид деятельности. С тех пор я часто включаю данный вид работы в учебный процесс. Здесь я формировала личностные УУД. Ребята развивали память, проявляли самостоятельность.

Вторая группа учащихся подготовила диалоги – ситуации на тему «Excuse me, can you…» (Извините, не могли бы вы…). Ребята подготовили сценки-диалоги между полицейским и иностранным туристом и самостоятельно приготовили реквизиты. На данном этапе я работала над формированием предметных и метапредметных УУД (умение составлять диалоги и предложения).

Третья группа составляла предложения в Present Perfect tense по теме «Лондон». Ребята закрепили свои знания в области грамматики. Здесь я формировала познавательные УУД и коммуникативные УУД. Пришла к выводу, что не все ребята понимают образование Present Perfect tense (Настоящее завершенное время). Поэтому посчитала необходимым продолжить изучение данной грамматической темы.

На этапе закрепления нового материала дифференцирую задания и делю учащихся на 3 команды по типу восприятия.

1 группа («визуалы») получили иллюстрации с изображениями достопримечательности Лондона. Учащиеся по очереди описывали понравившуюся картинку. Здесь ребята работали индивидуально.

2 группа (кинестетики и «визуалы») получили макет «Тауэрского моста». Они работали в группе и составляли рассказ об этой достопримечательности.

3 группа («аудиалы» и «кинестетики») на основе прослушанного диалога составляли свой. Ребята работали в парах. Мне было очень приятно, что даже слабые ученики не замкнулись в себе, а с уверенностью справились со своей задачей.

На этом этапе я стараюсь формировать коммуникативные УУД. Ребята достаточно четко и полно выражали свои мысли. Развивала также регулятивные УУД (учащиеся составляли план и последовательность действий при описании Тауэрского моста. Старалась формировать личностные, предметные и познавательные УУД.

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Past Simple. Готовлю задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учащимися структурами Past Simple. (Это время изучается в начальной школе).

1 задание предназначено для учащихся с высокой степенью подготовленности.

Им предлагается текст, к которому нужно задать разные типы вопросов.

2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание ответить на эти вопросы по тексту.

3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с глаголами в Past Simple с заданием перевести текст.

Задания такого типа можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.

Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках английского языка позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, и сделать сложный английский язык доступным для учащихся с разными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Системно-деятельностный подход при проведении урока английского языка.

Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на ...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка

Cтатья об особенностях организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, оптимальном сочетании индивидуальных,группо...

Дифференцированный подход на уроке английского языка.

В последние годы наряду с понятием ин­дивидуального подхода в педагогике и ме­тодике появилось понятие дифференциро­ванного подхода к учащимся в воспитании и обучении. Эти понятия родственны, но не од...

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»...

Статья "Применение дифференцированных учебных заданий на уроках английского языка на примере 6 класса."

Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их и...