Статья "Применение дифференцированных учебных заданий на уроках английского языка на примере 6 класса."
статья по английскому языку (6 класс)

Борисова Ксения Игоревна

Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение дифференцированных учебных заданий на уроках английского языка на примере 6 класса.

Цель уроков английского языка  – привить интерес к изучению иностранного языка, сформировать уровень языковой компетентности, соответствующей ФГОС: овладение фонетической и грамматической стороной речи, понимание на слух иностранной речи, овладение навыками общения, диалогической и монологической речью и др.

Однако при отведенных программой часах очень сложно научить учащихся владению иностранным языком как средством коммуникации. Более того, контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, природными данными, разными интересами. Одним английский дается легко, другим -  с трудом. У всех детей разный склад мышления. Степень подготовленности школьников также различна; некоторые отстают в силу определенных причин – один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснения учителя. 

Решить эти проблемы помогает дифференцированный подход в обучении, учитывающий различные способности учеников, а также различный уровень их подготовленности к освоению иностранного языка. Такое обучение строится на предъявлении детям заданий в зависимости от уровня сформированности их речевых умений и навыков, а также интересов.

Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения

В рамках дифференцированного подхода должны рассматриваться не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля их выполнения.

На уроках английского языка используются различные учебные задания, отличающиеся сложностью и объемом, уровнем самостоятельности, креативности и тд. Такой дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и «боязни языка» у детей с низкой и средней степенью обучаемости, а «сильным» детям помогают проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.

Рассмотрим дифференцированный подход в обучении иностранному языку на примере усвоения и закрепления видовременной формы «Past Simple» учащимися 6 класса. 

В течение одного учебного полугодия учащиеся выполняли задания разного уровня сложности на данную грамматическую категорию. В процессе этой работы учащиеся должны были научиться:

- определять особенности употребления данного вида действия;

- составлять предложения в форме Sipmle во всех временах (Past, Present, Future);

- составлять утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения в форме;

Детям предлагались трёхуровневые задания  (А, В, С), отличающиеся по сложности и характеру выполняемых действий:

уровень А – задания репродуктивного характера, направленные а узнавание языковой формы и работу по шаблону,

уровень В – задания «репродуктивно-продуктивного» характера, позволяющие плавно перейти от механического воспроизведения к созданию собственных предложений,

уровень С – задания продуктивного (творческого) характера, концентрирующие внимание на содержании высказывания. 

Приедем примеры заданий уровня А: «спиши, подчеркните вспомогательные глаголы, определите их видовременную форму», «спиши предложения, подчеркни слова-спутники», «найди пару» или «сопоставь»  (английскому высказыванию найти соответствующее русское), «вставь пропущенные буквы в слова», «раздели цепочку, чтобы получилось предложение» и др.

Обратимся к примерам задания уровня В: «переведи предложение», «заполни пропуски глаголами в правильной форме», «выбери правильные вспомогательные глаголы», «выбери верные «слова-спутники», «найди верную отрицательную\вопросительную форму», «выбери вопросы, соответствующие ответам по смыслу», «завершите предложения, выбрав правильную форму глагола» и др.

Приедем примеры задания уровня С: «заполните пропуски верными вспомогательными глаголами», «измени утвердительные предложения на отрицательные и вопросительные», «найди и исправь ошибки в предложениях», «переведи с русского на английский», «составьте 5 предложений на тему «Что я делал вчера\Что я буду делать завтра», «ответьте на вопросы», «переведите на английский предложенные словосочетания, закончите предложения, используя их», «составьте предложения, используя предложенные словосочетания» и др.

Опыт работы показал, что в большинстве случаев учащиеся справляются с предложенными заданиями. Учащиеся со слабой подготовкой справляются с заданиями уровня А, хотя  некоторым из них (особенно отстающим) требуется дополнительная помощь учителя. Учащиеся со средним и сильным уровнем подготовки отдают предпочтения задания группы С, хотя успешно и самостоятельно справляются с ними только самые сильные учащиеся (как правило 1-3 человека в группе). Основная масса учащихся со средней подготовкой самостоятельно справляется с заданиями группы В, лишь отдельные задания вызывают затруднения и требуют дополнительных разъяснений.

Итак, разноуровневые задания создают условия для учебного продвижения школьников в соответствии с их возможностями. Невозможно дотянуть всех учащихся до единого уровня владения иностранным языком. Но можно создать оптимальные условия каждому ребенку, позволяющие ему учиться в меру своих сил и возможностей. 

Дифференцированное обучение дает возможность последовательно осваивать разные уровни сложности. При этом успех стимулирует познавательную активность учащихся, повышает их уверенность в себе и своих учебных возможностях. Создается положительная мотивация и повышается эффективность обучения иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе

Календарно-тематическое планирование уроков английского языка по учебнику М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием", 9 класс...

Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Совершенствование универсальных учебных действий на уроках английского языка в старших классах. Романенко Елена Федоровна учитель...

Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г

В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в  рамках ФГОС на уроке английского язы...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...

Методический семинар на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"

Методический семинар на тему "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"...

Банк грамматических заданий для уроков английского языка (4-9 классы)

Банк грамматических заданий для уроков английского языка содержит подборку эффективных упражнений и игр, которые будут полезны учащимся 4-9 классов. Их систематическое использование способствует повыш...

Ситуативные задания на уроках английского языка для старших классов

Ситуативные задания на уроках английского языка для старших классов...