Формирование универсальных учебных действий на уроках французского языка
статья (5 класс) по теме

Методика работы над формированием УУД в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_na_urokah_fr.yaz_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

          С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). С 2012/2013 учебного года стартует эксперимент по апробации введения ФГОС ООО. В городском округе Самара в этом эксперименте примут участие 8 образовательных учреждений (по 1 от района). От Кировского района была отобрана МОУ Школа № 50 г.о. Самара.

         Что же такое ФГОС?

          Это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

         Какие это требования?

         1) Требования к кадровому обеспечению необходимому для реализации основных общеобразовательных программ

         2) Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

         3) Требования к структуре основных общеобразовательных программ

         4) Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

        Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ - это описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ, то есть "портрет выпускника".

Эти требования являются составной частью программ развития универсальных учебных действий учащихся (УУД), которые представляют собой способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

         Почему учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

                  Особо следует обратить внимание на переходные (кризисные) этапы в развитии школьника. Если перенести временные рамки переходных (кризисных) возрастов на структуру школьного образования, то они будут соотноситься следующим образом:

кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6-7 лет) приходится на первый год обучения;

предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам;

предъюношеский кризис (15-16 лет) соответствует 9-10 классам.

         Таким образом, можно говорить о существовании двух типов возрастов – критического и стабильного, которые имеют свою специфику, свой результат. Эти особенности должны учитываться и в содержании образования,  в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного формирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в основной школе, при обучении иностранному языку.

         В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД, при выделении которых опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

         Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

1) Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ученику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

2)  Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

3) Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

4) Коммуникативные универсальные действия - это способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

         Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает  необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий. Последовательность, способы формирования и проверки универсальных действий отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителями на уроке.  Рассмотрим некоторые задания и формы работы, при которых происходит формирование различных УУД.

         Начнем с личностных универсальных учебных действий.

1) Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.

2) Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.

3) Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни.

      Следующая группа - познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования и развития следует использовать

1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:

найти изображения в справочнике;

поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;

найти информацию в словаре,

найти в тексте ответ на поставленный вопрос,

подобрать к описаниям картинки,

найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.

         Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.

2) Сопоставительный анализ текстов на уроке (например, сравнение различных переводов отрывка из произведения Альфонса Доде "Тартарен из Тараскона", сделанных разными переводчиками) проводится с целью выявления наиболее удачного варианта перевода, знакомства с многообразием вариантов перевода одних и тех же конструкций.

      Такие задания учат анализу, синтезу, классификации, сравнению, установлению причинно – следственных связей.

3) Задание типа "Нарисуй комиксы на одну из предложенных тем" дает возможность формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

4) Смысловое чтение и слушание позволяет учащимся осмыслить цели чтения, выбрать вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечь необходимую информацию из прослушанного текста, определить основную и второстепенную информацию, сформулировать проблемы и главную идею текста.

5) Формулировку познавательной задачи самими учащимися, например: «Какими способами можно поприветствовать друг друга во Франции?»6) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов.

7) Преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов.

8) Составление таблиц, схем-моделей.

9) Замещение буквы звуком.

10) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.

11) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

12) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.

13) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

      Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из самых важных целей обучения французскому языку на данном этапе. Поэтому большое внимание следует уделить коммуникативным универсальным учебным действиям.

1) Коллективная проектная деятельность «Нарисуй свою афишу праздника" или "Сделай свою стенгазету", подготовка материалов к викторине "Исторические памятники России" или "Самые крупные города страны" дают возможность учитывать позицию собеседника, уважать иную точку зрения, развивать умение обосновывать и доказывать собственное мнение, а также умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов.

2) Монологическая и диалогическая речь, обучение чтению и аудированию в рамках заданных тем позволяют учащимся использовать свои речевые умения в зависимости от ситуации общения. "От простого к сложному", "от знакомого к незнакомому" учащиеся научатся самостоятельно выявлять знакомые языковые явления (лексику/грамматику), классифицировать лексические единицы по тематическому принципу, выполнять конкретные коммуникативные задания в соответствии с инструкцией или по образцу.

         И, наконец, регулятивные универсальные учебные действия.

1)Задание типа «Напиши письмо (открытку)своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».

2) Написание сочинение и его корректировка.

3) выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола.        

4) Действия по предложенному плану (правилу).

5) Задание типа "По ходу урока заполни таблицу:

Что ты знаешь о степенях сравнения прилагательных?

Что ты хочешь узнать о степенях сравнения прилагательных?

Что ты узнал о степенях сравнения прилагательных?"

6) Компьютерный тренажер на грамматические явления

7) Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д.

8) Контрольные задания, в том числе тестового характера.

9) Составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания.

         Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность.         Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности, в личном опыте и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.

         Родители и школа совместно выполняют роль фасилитаторов в процессе овладения ребенком УУД.         При внимательном изучении всех групп УУД можно заметить, что идея их не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть  не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

         Древнекитайский мыслитель Конфуций сказал:

         "Я слышу, и я забываю.

         Я вижу, и я помню.

         Я делаю, и я понимаю».

         Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

         Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках иностранного языка в средней школе

Универсальные Учебные Действия, что дают УУД, виды УУД, их краткая характеристика ( в помощь учителю)...

Открытый урок "Формирование Универсальных Учебных Действий на уроке иностранного языка"

Тема урока "Свободное время, досуг. Люблю не люблю". Презентация....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...