Доклад на тему:"Формирование профессиональных компетенций на уроках английского языка"
статья по теме

 

Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_kompetencii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  НА УРОКАХ английского языка

Назарова Е.В.., преподаватель

 Вольского медицинского

колледжа

     Обучение иностранному языку - это один из основных элементов системы профессиональной подготовки на всех уровнях образования  в Российской Федерации. Современный специалист должен владеть разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

    Преподавание иностранного языка в медицинском колледже имеет свои специфические особенности, связанные с будущей профессиональной деятельностью студента.

    Современное понимание роли медицинского работника среднего  звена требует от него хорошей теоретической подготовки, специфических знаний, умения творчески относиться к уходу за пациентами,  а также умения общаться, иначе говоря, коммуникативных навыков.

     Государственный образовательный стандарт среднего специального образования предполагает в процессе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» формирование у студентов не только предметных и общих, но и профессиональных компетенций. На  уроках студенты знакомятся с основами делового немецкого языка, необходимой профессиональной лексикой, фразеологическими оборотами, терминами, которые наиболее часто встречаются в специальной литературе и в языке общения по специальности, читают тексты, содержащие специальную лексику, закрепляют грамматический  материал в диалогической и монологической речи.

     Темы для изучения профессионально ориентированы:  «Человек  как объект медицины», «Здоровье», «Болезнь», «От клетки к системам органов», «Обмен веществ», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Профилактика», «Терапия», «Хирургия», «Педиатрия»,  здравоохранение в Германии» и др.

    Предмет «Немецкий язык» имеет самые тесные интегративные  связи со всеми учебными дисциплинами, изучаемыми в колледже,  помогая углубить знания по специальности. При освоении   профессионально ориентированного содержания дисциплины обучающиеся погружаются  в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения  иностранного языка, так и освоения выбранной специальности.

     А использование современных  педагогических технологий  на уроках немецкого языка позволяет активизировать познавательную деятельность  студентов, обеспечивая личностно ориентированный подход к обучению с учетом способностей студентов, уровня их подготовки,  а также их интересов и склонностей.

     Формированию коммуникативной   компетенции  способствуют ролевые игры: «На приеме у врача», «У зубного врача», «В аптеке», «У постели  больного».

      При организации ролевой игры студенты делятся на три подгруппы, каждая из которых овладевает языковым материалом на различных уровнях:  минимальном, базовом и творческом.

     Особое значение придается  подготовительному этапу ролевой игры.

     Готовность студентов к проведению ролевой игры определяется по выполнению ими разноуровневых заданий. В качестве тренировочных  упражнений используются короткие ситуационные диалоги, которые  отрабатываются фонетически хором, в парах, индивидуально.

     Ролевые задания готовятся с учетом знаний студентов и раздаются им на занятии в соответствии с уровнем их подготовки. На ролевой карточке  уточняется ситуация общения. Слабые студенты помимо ролевой  карточки получают карточку-опору.

     Прежде чем студенты начинают выполнять ролевые задания, преподаватель  знакомит их с обычаями и нормами речевого поведения страны  изучаемого языка, объясняет разницу между формальным и неформальным стилем речи.

      Ролевые задания для студентов, работающих на минимальном уровне,  могут быть следующими:

     1. Прослушайте диалог «На приеме у врача» и передайте его содержание по-русски.

     2. Представьте себе, что вы - врач. Расспросите пациента о состоянии его здоровья,

         используя карточки-опоры.

     3. Составьте подобный короткий диалог, используя опорную карточку.

      Задания для студентов, работающих на базовом уровне;

     1. Представьте себе, что вы - врач. Расспросите паи стоянии его здоровья, поставьте

         диагноз, назначьте лечение и дайте рекомендации по приему выписанных  

         препаратов.

    2.  Составьте подобный диалог.

     Студенты, работающие на продвинутом в речевом отношении уровне, могут получить следующие задания:

      1  Прослушайте диалог и воспроизведите его.

      2. Составьте подобный диалог, изменив при этом симптомы заболевания пациента.  

          Расскажите больному о его заболевании  и о том, к каким последствиям оно

          может привести,  если не начать своевременное лечение. Назначьте адекватное  

          лечение. Дайте рекомендации по приему лекарств, диете  и т. д.

      При обучении немецкому языку в Борисоглебском медицинском  колледже широко используется метод проектов. В качестве  примера  можно привести работу над темой «Здоровый образ жизни».

      Урок-проект на тему «Gesunde Lebensweise» был проведен как итоговое занятие по данной теме. На первом этапе работы над  проектом учащиеся выявили проблему: «Как сохранить здоровье на долгие годы?».

     Для решения этой проблемы они разделились на три рабочие  группы, в состав которых вошли студенты с разным уровнем  обученности. Студенты I группы выбрали для изучения тему «Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на здоровье человека», студенты II группы - тему «Факторы, позитивно влияющие на здоровье», студенты III группы работали над темой «Воздействие курения на организм человека».

     На втором этапе работы над проектом студенты обсуждали  выявленную проблему и выдвигали следующие гипотезы:

       1. Правильное питание — основа здорового образа жизни.

       2. Чтобы быть здоровым, нужно вести активный образ жизни.

       3.  Здоровый сон - необходимый фактор здорового образа жизни.

       4. Условия труда (учебы), правильный режим работы и отдыха - предпосылки

          здорового образа жизни.

       5. Пагубное воздействие окружающей среды на организм челе века.

       6. Избыточный вес приводит к заболеваниям.

       7.  Злоупотребление лекарственными средствами наносит вред здоровью.

       8. Наркомания и алкоголизм несовместимы со здоровым образом жизни.

       9. Курение вызывает легочные и сердечно-сосуд истые заболевания.

      10. Курение часто является причиной онкологических заболеваний.

      11.  Пассивное курение имеет отрицательное воздействие на организм.

      12.  Курение наносит ущерб здоровью детей.

      На последующих этапах студенты искали необходимую информацию, подтверждающую или опровергающую выдвинутые гипотезы. Для этого использовались не только материалы учебников, но и дополнительная литература, статьи из газет и журналов на немецком языке, а также информация, полученная из интернета.

     Результаты работы каждой группы были собраны в отдельные папки и оформлены в виде отчетов.

     К защите проекта студенты подготовили таблицы, схемы, диаграммы, компьютерные презентации.

    Защита проекта I группы проходила в виде беседы за круглым столом,  II группа провела обзор материалов прессы и интернета, продемонстрировала комплекс упражнений на расслабление, III группа подготовила пресс-конференцию с участием «министра здравоохранения», «психолога», «врача-педиатра», «врача-терапевта».

    Каждая группа выработала свои предложения и рекомендации по профилактике заболеваний и сохранению здоровья. После защиты проектов студенты высказывали свое мнение о работе каждой подгруппы и участвовали в коллективной оценке результатов деятельности  всей группы в целом.

    Обобщать и углублять знания, развивать языковые умения, формировать профессиональные компетенции помогает решение ситуационных задач. Так, на заключительном занятии по теме «Первая помощь» студенты должны были, восприняв ситуационную задачу на слух, определить, что случилось с пациентом и рассказать, какую помощь ему необходимо оказать. Затем студенты с высоким уровнем обученности составляли свои ситуационные задачи, которые решались всеми студентами группы.

     Большую роль в работе по формированию профессиональных  компетенций играют семинарские занятия. Особенно эффективна  данная форма работы на уроках повторения и обобщения знаний. Так, после изучения темы «Педиатрия» был проведен семинар «Детские инфекционные болезни», в процессе которого предложено заполнить сравнительную таблицу:

Infektionskrankheiten

Diphterie

Masern

Scharlaeh

Keuchhusten

1. Erreger

2.  Ubertragungsweg

3. Inkubationszeit

4.  Klinische Symptome

5.  Unlersuchungsbefunde

6. Verlauf

7. Therapie

N. Prophylaxe

9. Komplikationen

       Под руководством преподавателя студенты занимаются учебно- исследовательской работой по предмету. Большой интерес вызвала  работа «Анатомическая номенклатура в немецком, латинском и греческом языках», в которой была собрана лексика по разделам «Части  тела человека», «Внутренние органы», «Скелет», «Мышечная система», «Нервная система». Каждому наименованию на немецком языке  были приведены в соответствие греко-латинские дублеты. Все разделы  работы были проиллюстрированы рисунками студентов.

     Таким образом, применение на занятиях метода проектов, ролевых игр, решение ситуационных задач, учебно-исследовательская работа студентов по предмету, коммуникативная направленность обучение и дифференцированный  подход к обучающимся способствуют формированию у студентов не только общепредметных, но и профессиональных компетенций и тем самым помогают более успешно решать вопросы подготовки будущих специалистов.

Литература

      1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности СПО 060101.52

«Лечебное дело* // Министерство образования и науки России, 2009.

     2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования

 / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003.

     3. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — М.: Глосса-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

Доклад "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Данный доклад может быть интересен учителям английского языка, работающим в школе...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"

Доклад для педсовета на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка путем применения УУД"...

Доклад на тему "Формирование познавательных УУД на уроках английского языка в условиях ФГОС"

Формирование УУД обеспечивают компетенцию "научить учиться"...