Этап целеполагания на уроке.
статья по теме

Салманова Кристина Андреевна

Статья об этапе целеполагания на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celepolaganie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Этап целеполагания на уроке    

Прежде всего, хотелось бы отметить, что при реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, то их формулировка изменилась мало. Основное внимание уделяется результатам освоения образовательной программы. (Это личностные, предметные и метапредметные результаты) Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель, которого заключается в развитии личности ребенка на основе  освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат

деятельности на учебном занятии, а не сам процесс.

Цели бывают: Обучающие (когнитивные) могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения и личностного развития обучаемых (возникают трудности в их формулировке и  достижении т.к. нельзя  четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках 1 или нескольких уроков).

Примеры  формулирования когнитивных целей урока:

  1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут …

(называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры )

  1. Планируется,   что   к   окончанию   урока   ученики   смогут  

выполнить   следующий тест… ( приводится

содержание теста).

    4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть

следующими умениями …

Приведем примеры «клише» целей личностного развития           школьников:

1. Способствовать тому-то … и тому-то…

2. Создать условия для того-то… и того-то …

3. Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от

учащихся того-то… и того-то…

4. Содействовать тому-то … и тому-то…

Приведем еще примеры дидактических целей:

«Выявление и закрепление знаний по теме …»

«Устранение пробелов в знаниях учащихся …»

«Введение новых понятий (идет их перечень) …»

«Обучение навыкам чтения …»

«Расширение знаний о …»

«Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях …»

«Систематизация и обобщение знаний по теме …»

Примеры задач, связанных с реализацией воспитательных функций урока:

«Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к своей будущей профессии …»

 «Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствование воспитанию бережливости и экономии при …»

«Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому

предмету …»

Примеры задач, связанных с реализацией развивающих компонентов урока:

«Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,

 проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить  условия  для  развития  умений  устанавливать  

причинно-следственные  связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и

научно- технической информации, выделять главное и характерное …»

Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученика (образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей). Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания на уроке целей обучения как учеником, так и учителем. Когда их цели не совпадают, педагог не добивается изменения целей учащегося, а помогает ему осознать свою цель и достичь ее в

сопоставлении с иными целями.

Прием: каждому учащемуся предлагается список целей,

в котором он отмечает самые главные для него цели.

В зависимости от позиции учителя, направленности учебного

предмета и конкретных условий обучения список данных целей

может быть различен.

Например:

1) изучить материал параграфа учебника;

2) осмыслить основные понятия темы;

3) подготовить сообщение по одному из вопросов темы;

4) подготовиться и успешно написать контрольную работу по теме;

5) провести самостоятельное исследование по выбранной теме;

6) узнать дополнительную информацию о заинтересовавшей проблеме темы;

8) проявлять и развивать свои способности (указать конкретно их);

9) научиться выражать свои мысли в устной и письменной форме по теме;

11) свой вариант цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание на уроке

Как поставить цели  на уроке и для чего? Ответы на эти вопросы вы найдете в презентации....

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Этап целеполагания.

Целеполагание - этап урока. Постановка целей урока, приемы целеполагания и обязательные условия их использования....

Современный урок русского языка: особенности целеполагания на уроке.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальн...

"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."

Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках  по ФГОС .Снабжен ...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...