Формирование навыков письма при подготовке к государственной итоговой аттестации
статья (11 класс) по теме

Колесникова Людмила Алексеевна

Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы пись­менных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвы­чайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, ре­цепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков  письма при подготовке к государственной итоговой аттестации

Термин «Письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.

     Раздел «Письмо» в рамках государственной итоговой аттестации  включает два задания разного уровня сложности: написание личного письма и создание письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме.

Структура и содержание раздела «Письмо»

Задание

Тип задания

Проверяемые умения (основные блоки)

Требуемый объем

Время выполнения

С1

Базовый

уровень

Письмо личного характера

-        Дать развернутое сообщение

-        Запросить информацию

-        Использовать неофициальный стиль

-        Соблюдать формат личного
письма

100-140 слов

20 мин.

С2

Высокий

уровень

Письменное высказывание

с элементами рассуждения

-        Правильно определить тип
письменного высказывания с элементами рассуждения: «ваше мнение» или
«за и против»
1

-        Высказать свое мнение

-        Привести аргументы, доказательства, примеры

-        Сделать вывод.
Основываясь на предложенном плане, последовательно и логически правильно строить высказы-
вание с целью решения по
ставленной коммуникативной задачи

-        Использовать соответствующие средства логической связи

-        Правильно оформить стилистически в соответствии
с поставленной задачей

200-250 слов

40 мин.

Основной задачей в данной части экзамена является контроль умений письменной коммуникации и решения коммуникативных задач посредством письменной коммуникации, в частности: сообщать и запрашивать информацию; выражать личное мнение, эмоции и чувства; подкреплять свою точку зрения весомыми аргументами и приводить примеры; последовательно и логично строить высказывание; адекватно использовать средства логической связи; лексически, грамматически и орфографически правильно оформлять письменный текст.

Итак, Содержательные  моменты

Следует помнить, что главное в заданиях раздела «Письмо» - это выполнить коммуникативную задачу, сформулированную в задании. Это означает, что вы должны сообщить информацию, которая требуется по инструкции: в задании С1 ответить на все заданные вам вопросы, сообщить всю запрошенную информацию; в задании С2 - раскрыть все пункты предложенного вам плана. Если коммуникативная задача не понята и не выполнена, даже в случае отсутствия лексико-грамматических ошибок, работа оценивается в 0 баллов по критерию «Содержание» и данное экзаменационное задание считается невыполненным.

Особенностью оценивания заданий С1-С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.

Связность и логичность текста

Текст должен не только верно излагать нужную информацию, но представлять собой связное и логичное целое. Следует использовать разнообразные средства связи, соединяя как отдельные предложения, так и их части и показывая ход своих рассуждений. Только текст, который представляет собой единое целое, логически организованное и завершенное, имеет шансы на высокие баллы.

Выражение личного мнения, эмоций и чувств

При выражении своего мнения и чувств и эмоций лучше употреблять сбалансированные, безличные формы. Это делает ваши утверждения более убедительными и одновременно позволяет использовать более сложные и интересные грамматические структуры, поможет избежать явных нарушений стиля в задании С2.

Лексико-грамматические аспекты

Рекомендуется использовать более сложные структуры и разнообразную лексику. Использование разнообразных структур и оборотов может повысить оценку, при этом важно помнить, что разнообразие структур включает, прежде всего, различные речевые клише и вводные фразы в начале предложения, а не только сложные грамматические структуры внутри предложения.

Стилистический аспект

Для личного письма следует использовать неофициальный стиль. Кроме соответствующего оформления письма, это подразумевает неофициальное обращение к адресату, прощальную фразу более личного характера, а также использование кратких форм глагола и т.п. Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения, напротив, предполагает нейтральный стиль.

Контроль объема текста

Следует контролировать объем текста, придерживаясь заданных параметров. Необходимо запомнить, сколько слов, написанных вашим почерком, в среднем приходится на одну строку. Можно также запомнить зрительно, сколько места на странице занимает текст, содержащий, к примеру, 200 слов. Это поможет быстро сориентироваться в процессе экзамена, скорректировать объем текста.

К соблюдению объема текста предъявляются четкие требования, которые сформулированы в п. 11 Спецификации:«При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1-С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 - 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 - 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 - 250 слов и оценивается только эта часть работы.»

Требование определенного объема не является чисто формальным, как ошибочно считают многие выпускники. Это важная часть инструкции к заданию, которую экзаменуемый должен внимательно прочитать и максимально точно выполнить. Точность выполнения задания определяется, в частности, и тем, как участник экзамена выполнил это требование (это распространенная практика, принятая, в том числе, и в международных экзаменах). Требование определенного объема дисциплинирует экзаменуемого, не дает ему «растекаться мыслью по древу», помогает определить необходимое и достаточное для выполнения задания содержание письменного высказывания. Превышение заданного объема письменной работы часто свидетельствует о том, что экзаменуемый не вполне понял, какие именно аспекты содержания необходимо раскрыть, или же он/она не умеет четко и ясно формулировать свои мысли. Если же письменная работа не достигает нижней границы предписанного объема, то в ней, по определению, не могут быть раскрыты все требуемые содержательные аспекты задания. Это свидетельствует о недостаточном владении умениями письменной речи.

Все прошлые годы КИМы ЕГЭ по иностранным языкам включали задания С2 двух типов: «Ваше мнение» и «За и против». Как указывалось выше, в проекте спецификации КИМ ЕГЭ 2013 г. предлагается оставить только один тип задания С2 - «Ваше мнение». Однако и для этого типа рассуждения ученикам надо будет найти аргументы «за» и «против», поскольку свое мнение они должны доказать и доказать его как бы в споре с оппонентами. В процессе работы учащимся предлагаются следующие стратегии:

  1. Вдумайтесь в предложенную вам тему: она носит проблемный характер, содержит явное или скрытое противопоставление двух точек зрения. Определитесь со своим мнением по данной проблеме. Продумайте аргументы в его защиту. Предположите, какие аргументы могут быть у сторонников противоположной точки зрения и как эти аргументы можно опровергнуть.
  2. Внимательно изучите предлагаемый вам план развернутого высказывания. Он является оптимальным для такой письменной работы, строго его придерживайтесь и ваше рассуждение будет правильно, логично организовано.
  3. Во вступлении изложите проблему своими словами, перефразируйте данную вам формулировку.
  4. Начните основную часть с изложения собственной точки зрения и приведите два-три развернутых аргумента.
  5. Далее изложите точку зрения своих оппонентов и приведите хотя бы один их аргумент.
  6. Поспорьте со своими оппонентами, найдите весомые контраргументы, объясните, почему нельзя согласиться с их взглядом на данную проблему.
  7. В заключении еще раз изложите ваше мнение (желательно другими словами).
  8. Если вы будете придерживаться предложенного плана, работа будет логично выстроена. Но не забывайте о делении текста на абзацы! Как минимум, каждому пункту плана будет соответствовать свой абзац. Скорее же, вступление и заключение будут занимать по отдельному абзацу, а главная часть будет состоять из 3-4 абзацев, согласно логике развития ваших рассуждений.
  9. Обращайте внимание на внутреннее строение абзаца. Начинайте абзац с предложения, которое выражает его основную мысль.
  10. Большую роль играют связующие слова и выражения, показывающие ход ваших рассуждений: firstly, secondly, finally, although, nevertheless, on the one hand, on the hand, in my opinion, as far as I know и др. Они обеспечивают связь между предложениями, внутри абзацев и между абзацами. Не пренебрегайте ими!
  11. Закончив работу, проверьте, нет ли в ней орфографических, грамматических, лексических ошибок и соответствует ли она требуемому объему.

Чтобы получить более полное представление о задачах, стоящих перед экзаменуемыми в данных заданиях, следует также познакомиться и с критериями оценивания. При выполнении задания С2 (развернутое высказывание с элементами рассуждения) следует уделить должное внимание как содержанию, так и организации текста и его языковому оформлению. Это задание оценивается по всем 5 критериям: содержание, организация, лексическое оформление текста, грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация.

Критерии оценивания выполнения заданий С1 - С2

При выполнение задания С1 - С2 «Письменное высказывание с элементами рассуждения необходимо учитывать пять критериев оценивания:

  1. решение коммуникативной задачи (К1),
  2. организация текста (К2),
  3. лексика (КЗ),
  4. грамматика (К4),
  5. орфография и пунктуация (К5).

Схема оценивания определяет требования к качеству ответов по каждому из критериев.

   А сейчас мы подробнее остановимся на выполнении задании С2 «Письменное высказывание с элементами рассуждения» в критерии «Содержание» оценивается последовательное раскрытие всех пунктов плана сочинения (постановка проблемы во вступлении, выражение собственного суждения с аргументацией во втором абзаце, формулировка противоположных мнений и аргументов против них в третьем абзаце, наличие вывода в заключении, соответствие объема высказывания поставленной задаче). в критерии «Организация текста» оценивается правильное деление текста на абзацы, связность, логичность построения текста, адекватное применение логических средств связи в тексте.

     Различные типы письменных сообщений являются продуктами речевой деятельности в письменной форме. Следовательно, в образовательном процессе по иностранному языку их следует рассматривать в качестве объектов обучения письменной речи. Письменная речь является комплексным речевым умением, компоненты которого по-разному реализуются в различных видах письменных текстов (основные из этих компонентов названы выше).

При подготовке учащихся к выполнению второго задания раздела «Письмо» ЕГЭ «Письменное высказывание с элементами рассуждения» следует иметь в виду, что в экзамене представлены задания двух типов: сочинение с аргументацией «за» и «против» и сочинение-выражение собственного мнения. Сочинения различны по предлагаемым в заданиях планам, что ведет к различиям в их содержании, в особенности в их основной части.

“For” and “against” composition

Opinion composition

1. Introduction (State the problem).

1. make an introduction (state the problem)

2. Arguments “for”.

2. express your personal opinion and give 2 – 3 reasons for your opinion

3. Arguments “against”.

3.  express an opposing opinion and give 1 – 2 reasons for this opposing opinion

4. Conclusion

4. explain why you don’t  agree with the opposing opinion

________________________

5. draw a conclusion___________

В сочинении с аргументацией «за» и «против» в следующем за вступлением абзаце необходимо высказать развернутые аргументы в пользу высказанного суждения ), привести примеры. Во втором абзаце основной части - привести аргументы «против». Аргументация проводится вне зависимости от собственного отношения к проблеме; формулирование собственного мнения в качестве вывода уместно лишь в заключении. Таким образом, следует избегать использования в основной части сочинения таких вводных фраз, как I think, To my mind, In my opinion и т.д.

Задание «сочинение - выражение мнения», напротив, требует формулировки и аргументации собственного отношения к поставленной проблеме в первом абзаце основной части (вне зависимости от того, отрицательное оно или положительное). Во втором абзаце основной части приводятся противоположные точки зрения и аргументация против них.

Типичная ошибка учащихся - это подмена одного типа сочинения другим. Она тем более досадна, что зачастую ведет к полному несоответствию содержания основной части письменного ответа поставленной задаче. В этом случае экзаменуемый получает 0 баллов за данное задание, поскольку если по критерию «Содержание» письменный ответ оценивается на 0 баллов, оценивание по остальным критериям не проводится. Таким образом, необходимы упражнения, которые, с одной стороны, приучают учащихся внимательно читать задания и определять тип предлагаемого сочинения;

и,        с другой стороны, помогают на практике освоить специфику каждого из заданий и содержательно правильно выстраивать письменные ответы с использованием соответствующих языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА)» (методические рекомендации)

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно - информационного обеспечения организации обучения физике при подготовке обучающихся 9 - х  классов к государственной (итоговой) аттест...

«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2021-2022 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2021-2022 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...