Главные вкладки

    Статья на тему:
    Из опыта работы

    Востриков Андрей Сергеевич

    В данной статье представлен краткий обзор применяемых инновационных технологий на уроках иностранного языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_obedinenie.docx25.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение

    Я мыслю, следовательно, существую.
    Декарт

    Учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на иностранном языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?

    Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения иностранному языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.

    Задача учителя в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

    Для создания данных условий в процессе обучения иностранному языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности

    Сегодня очень актуальной является проблема использования, создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.

    Одним из направлений, которое вызывает  интерес и педагогов, и родителей, и детей является метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить людей более эффективно управлять своим мышлением.

    Для меня метод «Шляпы мышления» также имеет значимый профессиональный интерес.

    Моя собственная позиция основывается на опыте использования метода «Шляпы мышления» в своей профессиональной деятельности, как в работе с детьми в начальной школе, так и со старшеклассниками. С моей точки зрения, значимым является еще один «плюс»: метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы.

    Данный метод помог мне в выявлении приемов, методик оценки эффективности обучения с использованием метода «Шляпы мышления». По данной теме были проведены семинары, на которых коллеги-педагоги разных предметных направлений познакомились с методом «Шляпы мышления», с конкретными технологиями, созданными на основе метода.

    Часто мы в нашем мышлении объединяем эмоции, информацию, интуицию, желания, оценки в единый общий «компот», совершенно не задумываясь над тем, на чем в данной ситуации лучше всего сделать акцент, а что нам попросту мешает. Метод шести шляп позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать и использовать их по отдельности, чтобы в конце получить наиболее целостную картину или подход к решению задачи. Кроме того, метод сам по себе дает инструкцию учащимся, когда созданная ситуация оказывается «безвыходной» и переводит ситуацию из «учебной, академической» в игровую область, снимая напряжение от ожидания неуспеха или плохой оценки.

    Введение метода

            В начале урока по типу семинара-практикума дается проблема, предназначенная для коллективной работы всего класса.  Например, на уроке английского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «Школа». Данное задание можно выполнять индивидуально и в группах с использованием метода « Шесть шляп». Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы.
    Белая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.
     
    Красная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.
    Черная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.
    Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)
    Зеленая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.

    Синяя шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.

            Прекрасная «вводная» для группы дана самим Э. де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их»

    При проведении рефлексии в конце урока, мы получили множество положительных откликов, среди которых были и важные замечания. Например, некоторые учащиеся сочли ненужным распределение «шляп по группам». В следующий раз в других классах этой же параллели (и на той же теме) мы использовали общее введение и работу со шляпами фронтального типа. Этим было сэкономлено от 6 до 8 минут времени урока.

    Типы использования шляп.

    Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп: Надеть шляпу, Снять шляпу, Сменить шляпу, Обозначить свое мышление (распознать шляпу). Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Нужно отметить, что из всех приведенных выше способов использования наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления [4].

    В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведенном выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей - режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и использование шляп при индивидуальной работе.

    Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то выказывал нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали черную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой, в ходе чего все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.

    Во время итоговой рефлексии учащимся были заданы вопросы: Почему может понадобиться «надеть» ту или иную шляпу? Зачем менять шляпы? Какой порядок «шляп» является, по-вашему, оптимальным при решении задач? Чем помогает в работе техника «шляп мышления»?

    Вот краткое резюме полученных ответов старшеклассников.

    «Надев шляпу, мы становимся немного другими. Мы отвлекаемся от того, что нам трудно и сосредотачиваемся на том, что надо сделать, чтобы «соответствовать шляпе». Это помогает действительно сосредоточиться на вопросе. «Шляпы» разрешают высказывать все, что не всегда себе позволяешь сказать учителю, помогают лучше понять друг друга. И себя. Шляпы надо менять, чтобы не зацикливаться на чем-то одном. Чтобы рассмотреть задачу со всех сторон».

    Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

    Полная последовательность шляп использовалась нами в соответствии с замыслом автора методики, как структура для обдумывания темы или большого раздела темы. Это задавало определенную структуру мышления, упорядочивало его.

    Использование шляп учителем

    Использование этого метода вовсе не является обязательным для каждого урока. Но во время «перерыва», чтобы дети не отвыкали и не забывали о нем, чтобы не приходилось вводить его повторно, важно определять режимы мышления, которые проявляют учащиеся или, же учитель в классе в данный момент. Иногда вместо замечания учитель может сказать о том, что ему очень хочется «надеть красную шляпу и подойти к…N», попросить кого-то из детей «снять» или «надеть» шляпу (в качестве подсказки, помощи в работе) и так далее. Особенно такое «текущее повторение» оказалось необходимым в работе с младшими учащимися.

    Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

    После применения этого метода большее количество учащихся стали не бояться высказываться на иностранном  языке. Многим учащимся удалось преодолеть страх ошибок, который является для многих учащихся главным барьером в коммуникативном общении. Правда, нужно учесть, что многим из этих учащихся на подготовку заданий требовалось большее количество времени. Тем не менее, они справлялись с проблемным вопросом самостоятельно, независимо от состава групп.

    Современные педагогические технологии такие, как

    • обучение в сотрудничестве,
    • проектная методика,
    • использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов

    помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

    На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач:

    • изучение лексики;
    • формировать навыки и умения чтения,
    • отработку произношения;
    • обучение диалогической и монологической речи;
    • обучение письму;
    • отработку грамматических явлений;
    • формирование у школьников мотивации к изучению иностранного  языка.

           Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников.

           Наши учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Учащиеся 3-11 классов регулярно принимают участие в дистанционных конкурсах и викторинах, получают дипломы и сертификаты участников.

           Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

           В процессе обучения иностранному языку мы применяем разнообразные цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации в Power Point, On-line тесты, обучающие программы, электронные учебники, монолингвальные электронные словари, учебные Интернет ресурсы, которые мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. 

           Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут подразделяться на

    • монопроекты,
    • коллективные,
    • устно-речевые,
    • письменные и
    • Интернет-проекты.

            Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

    Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.

           Работа над проектом – процесс творческий. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

           К современным технологиям, которые применяют учителя иностранного языка, относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

    Из опыта работы. Творческая работа как один из видов домашнего задания.

    Как объяснить цикл? Как понять, что учащиеся умеют решать задачи на цикл? Вот этим проблемам посвящена статья....

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

    В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...