Контролирующая функция учителя на уроках иностранного языка
методическая разработка на тему

Куц Елена Николаевна

Данный документ содержит материал о способах  эффективной организации контроля знаний учащихся,  который, в свою очередь,создаёт условия для ориентирования учащихся на учение. Какие же основные цели контроля п процессе преподавания иностранного языка? Это и активизация деятельности  учащихся, и достижение органичного единства обучающих и воспитывающих возможностей,и мобилизация усилий интеллектуального, волевого и эмоционального плана учащегося, и интенсификация процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель опыта:

  • Эффективная организация контроля знаний учащихся;
  • Создание условий для ориентирования учащихся на учение и контроль;
  • Активизация деятельности  учащихся  в процессе контроля;
  • Достижение органичного единства обучающих и воспитывающих возможностей контроля;
  • Мобилизация усилий интеллектуального, волевого и эмоционального плана учащегося;
  • Интенсификация процесса обучения.

Сущность опыта:

Контроль представляет собой сложное диалектическое явление, охватывающее две функции - контролирующую и обучающую.

Характерно то, что и выполняемые учащимися  упражнения тренировочного и речевого характера (собственно учение) дают основание судить и о качестве их выполнения (контроль). И формулировки заданий к упражнениям  также,  как правило, ориентируют учащихся в равной мере на учение и контроль.

 Вот, например, задания к упражнениям, квалифицируемым, как контрольные:

  • Найдите в тексте предложения с союзом «si» и объясните употребление времён;
  • Найдите строчные буквы, соответствующие прописным;

Контрольное и тренировочное начала здесь органично слиты.

В своей практике я стремлюсь к современному подходу к процессу обучения иностранному языку, стремлюсь уподобить его процессу общения на уроке. В связи с этим такому подходу к обучению присущ прежде всего скрытый контроль, осуществляемый на основе непроизвольной формы внимания и органично вплетаемый в канву общения.

Все возможности личности учащегося – волевого, интеллектуального и эмоционального характера – направлены при этом не на преодоление испытания, а на осуществление положительной, содержательной деятельности, т. е. на общение. Собственно контролирующая деятельность является при этом побочным эффектом, она почти незаметна учащимся.

 Главным образом, скрытый контроль мною используется при обучении речевым навыкам, хотя это же является прекрасной формой контроля усвоения языкового материала.

Наряду со скрытым контролем в учебном процессе я постоянно использую и открытый контроль. 

Этот вид контроля я использую с целью развития культуры труда учащихся, реализации требования к учащимся « учись учиться».

 Кроме того такой вид контроля образует мост к самоконтролю, так как контрольные задания, предлагаемые учителем и концентрирующие внимание на конкретной трудности, воспитывают бдительность по отношению к языковой форме, а это – предпосылка к самоконтролю. 

Такой вид контроля я использую при овладении языковым материалом, также при оценке владения подготовленной речью, которая является предпосылкой успешного владения неподготовленными речевыми умениями.

Так, например, чтобы успешно осуществлять контроль речевых умений, я стараюсь прежде всего выступать, как организатор общения.

Главная моя задача – это создать атмосферу общения. Используя соответствующие ситуации, я распределяю роли. Для стимулирования общения я иногда беру роль одного из собеседников или автора и направляю общение как в плане содержания, так и в отношении средств выражения,  «не бросаясь в глаза», как учитель. В данной ситуации я стараюсь не вторгаться в общение путём констатации ошибок учеников и исправления их.

Одна из задач урока французского языка по теме « Жили- были…» в 6-м классе - учить учащихся вести диалог. Они обмениваются мнениями о прочитанной книге, сказке. Я стараюсь создать ситуацию, которая стимулировала бы их к этому и одновременно дала бы  возможность контролировать степень развития умения диалогической речи.

Ситуация «Путешествие в мир сказок» вполне отвечает этим задачам. Я в этой ситуации беру на себя роль гида в путешествии и побуждаю учащихся - путешественников высказываться о прочитанных сказках, об их авторах, героях, отвечать на вопросы, касающиеся этих книг. В данном случае всё внимание учеников сосредоточено на обмене мнениями о книгах, сказочных персонажах, об авторах этих книг. Это одновременно и форма скрытого контроля, и своего рода смотр сил, позволяющий выявить и оценить степень сформированности  экспрессивных речевых умений учащихся. Такой контроль осуществляется мной и при рецептивных видах  речевой деятельности. Предтекстовые задания к упражнениям стимулируют и содержательный поиск, и качество его выполнения. Так, например, при аудировании учащимися текста они выполняют задание к нему, типа:

  • Прослушайте текст- загадку. Постарайтесь понять его общее содержание и ответить на вопрос:  «О ком идёт речь в  этой загадке? Назовите имена этих людей».

Правильная или неправильная отгадка учеников - неосознаваемый ими отчёт об умении понимать речь на слух. Скрытый контроль присутствует во всех играх, которые я часто провожу на уроках, а также и во внеклассной работе. Являясь наглядным смотром сил, он  «маскирует» свою контролирующую сущность.

Такой контроль речевых умений, постоянно применяемый мной на уроках, по моему мнению, способствует приглушению чисто учебного на занятиях. Он даёт возможность создать атмосферу, наиболее благоприятную для общения.

Как же я всё-таки  исправляю ошибки и выставляю оценки?

При скрытом контроле речевых умений наглядно проявляется двуплановость,  свойственная  деятельности учителя иностранного языка. Он – организатор общения, его участник и одновременно бдительный учитель, пристально наблюдающий за речевой деятельностью учеников и объективно оценивающий её.

Для меня общая установка в оценке речевой деятельности – исходить  из положительного: оценке подлежит не то, что упущено или искажено, а то, что правильно передано. При экспрессивных видах речевой деятельности учитывается:

  •  соответствие высказывания заданной теме;
  • число фраз, построенных по моделям данного языка;
  • разнообразие моделей.

При рецептивных видах речевой деятельности выделяется факт, позволяющий судить о полноте и глубине понимания.

При оценке речевых высказываний учащихся, я на первый план выдвигаю коммуникативную задачу, которая является основной пружиной  всякого общения, будь то говорение, аудирование или чтение.

Качество решения коммуникативной задачи становится главным критерием в оценке речевых умений. И пусть коммуникативная задача решена скупыми средствами, минимальным количеством фраз, но если она решена, то этого достаточно для получения положительной оценки.

Что касается языковой правильности речи, т. е. её соответствия нормам изучаемого языка, то это дополнительный критерий, который даёт возможность конкретизировать возможность конкретизировать оценку.

Известно, что ошибки могут иметь различный вес в процессе общения. Одни вовсе не мешают его осуществлению, другие  в какой – то мере влияют на него, а третьи – препятствуют общению. Кроме того, существенно и соотношение количества ошибок с объёмом высказывания. Это тоже отражается на оценке знаний учащихся.

Ориентация в первую очередь на решение прежде всего коммуникативных задач  при обучении и контроль должна быть известна учащимся. Тогда они смогут преодолеть ошибко – боязнь, часто служащую барьером в общении.

Учащихся следует привлекать к оценке ответов своих соучеников с точки зрения того, как  удалось общение. Работа же над исправлением ошибок – это прежде всего дело учителя. И я, во время высказывания учеников, по возможности незаметно фиксирую грубые  и типичные ошибки, чтобы после высказывания  (беседы, чтения, аудирования ) побудить всех учеников к выполнению тренировочных упражнений, способствующих пониманию допущенных ошибок.

Профилактикой ошибок является систематическое осуществление открытого контроля усвоения языковых явлений, который является важным союзником скрытого контроля.

Открытую форму контроля  я  применяю при проверке языкового материала, формулируя задания примерно так:

  • Назовите слова и выражения, которые помогут вам в беседе…;
  • Представьте языковой материал в исходной форме, упорядочив их по группам: существительные, глаголы, прилагательные, используемые в речи;
  • Представьте материал в форме, готовой к употреблению, т. е. в виде  лексико-  грамматической позиции.

В некоторых случаях открытый контроль поможет сконцентрировать внимание учащихся на существенном грамматическом явлении. В результате перед учащимися возникает речевая перспектива.

Этот вид контроля следует осуществлять при изучении языкового материала, когда осуществляется рецептивный вид деятельности – чтение и аудирование.

Таким образом, основным объектом открытого контроля является языковой материал. Кроме того, этот вид контроля я применяю при обучении подготовленной речи, сущность которой заключается в том, что происходит осознание и упорядочение учащимися как содержания так и языковой формы его выражения.

При проведении контроля я руководствуюсь всегда следующими правилами:

  • Контроль должен носить  регулярный характер;
  • Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. Поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени. Чем меньше времени затрачивается на контроль, тем больше он себя оправдывает;
  • Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно  репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/ неусвоения, владения / невладения им учащимися можно было судить, приобрели  ли они необходимые  навыки и умения;
  • Так как обучение и контроль органично связаны.  При проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока. Фактически осуществление каждой из задач урока должно контролироваться путём использования целесообразных форм и приёмов контроля.

Контроль на уроках я осуществляю в следующих организационных формах:

  • В зависимости от количества учащихся, одновременно подвергаемых контролю: фронтальный, индивидуальный и контроль рабочей пары;
  • Письменный и устный контроль.
  • Оценки при проведении контроля выставляю в баллах или очках, иногда в виде словесного поощрения, порицания. Эти организационные формы используются и в сочетаниях.

  Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля, которую я использую на уроках при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени.

Такой формой контроля я активизирую деятельность каждого ученика. Это «дежурная» регулярная форма контроля, которую я могу проводить несколько раз в течение урока. Так я контролирую усвоение языкового материала. Даю открытую установку, например:

  • «Нам предстоит сегодня на уроке рассказать о том, чем мы занимаемся на уроке иностранного языка. Какие глаголы мы при этом употребим? В какой временной форме?»

Такой контроль я осуществляю, организовывая игровую ситуацию, придавая ему характер соревнования, например:

  •  « Кто больше назовёт..?»

Фронтальный контроль я провожу как в устной, так и в письменной форме, (чаще,  в устной).  Для того, чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, я пользуюсь различными « летучками», тестовыми приёмами,  рассчитанными на 5 – 7 минут.

Как я оцениваю работу учащихся при таком контроле? Так как такой контроль обращён одновременно ко всему классу, он предполагает короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не всегда достаточный для получения оценки в виде балла. Поэтому я начисляю очки.  Я сообщаю учащимся, что определённая сумма очков, полученных на двух – трёх уроках при фронтальной работе даёт право на балл.

Наряду с фронтальной формой контроля я осуществляю и индивидуальный контроль.

При осуществлении индивидуального контроля, я стараюсь, чтобы он органично входил в созданную на уроках атмосферу общения, поэтому придаю ему скрытую от учащихся форму.

Например, в ходе беседы о сказках, сказочных персонажах, о писателях задаю вопрос всему классу:

  • «Какую сказку вы посоветуете прочитать своему другу:« Золушка», « Красная шапочка», « Принцесса на горошине»?

Вопрос обращён ко всему  классу, он настраивает на ответ каждого ученика. После небольшой паузы, я вызываю одного ученика, который обосновывает свой выбор книги, сказки.

 Индивидуальный контроль может носить и открытый характер, когда, например, необходимо проконтролировать какой – то этап подготовленной речи каждого ученика. Я обычно индивидуальный контроль осуществляю устно и оцениваю ответ в виде балла с обязательным комментарием.

Во время работы на уроке я широко использую парную работу – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся.

 Я применяю его для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала. Особенно часто я пользуюсь этой формой контроля при проверке навыков диалогической речи.  

Контроль рабочей пары также составляет одну из организационных форм контроля. Эта форма контроля может носить как скрытый так и открытый характер. При открытом характере контроля я даю «откровенно» контрольную установку:

  • Используя определённый (данный)  языковой материал, ответь на вопросы партнёра.

Оценку ставлю в баллах, если работа проводится на материале достаточного объёма.

Если при парной работе я ставлю коммуникативные задачи (диалогическая речь), то тогда мой контроль носит скрытый характер.

 Например, при организации « телемоста», я раздаю роли, учащиеся их « репетируют». А затем выступают перед классом вслух. Во время же « репетирования» я прислушиваюсь к работе каждой пары, наблюдаю за ходом работы большинства пар, присоединяюсь к ним, как собеседник, если это необходимо. В результате, оценки в баллах выставляются почти всем учащимся.

Новизна опыта.

Проблема контроля на уроке иностранного языка привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нем кроются разнообразные  не исчерпанные возможности воспитывающего обучения.

 Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Обучающая функция    контроля в большой мере определяется его психологическими свойствами, способствующими более глубокому усвоению материала.

Установка на контроль, как показывают исследования психологов и методистов, влечёт за собой интенсификацию работы мозга, поддерживает его в деятельном состоянии, что в свою очередь обеспечивает активное отношение учащихся к предмету усвоения. Благодаря этим особенностям контроль помогает сохранить внимание учащихся на нужном в данный момент явлении и переключать его по мере необходимости на другие явления.

 При помощи целенаправленного контроля оказывается возможным преодолеть конкретные общие или индивидуальные трудности, испытываемые учащимися.

 

Результативность опыта

В ситуации контроля учащийся знает, что ему предстоит отчитаться в выполнении задания, поэтому он мобилизует все свои усилия интеллектуального, волевого и эмоционального плана, выполняет задание с максимальной отдачей и ответственностью, обеспечивающей прочность и тщательность усвоения.

Именно в активном отношении учащихся к предмету усвоения и содержатся главные обучающие возможности контроля в органичном единстве с воспитывающими. Поэтому так важно рационально использовать контроль, чтобы с максимальной полнотой реализовать эти возможности в точном соответствии с задачами обучения. Использование контроля в описанных организационных формах позволило осуществить единство обучения, контроля и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."

Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой  материал "The f...

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Доклад на педсовете "Воспитательные функции урока иностранного языка"

Доклад о роли иностранного языка в воспитании учащихся....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...

Воспитательная функция урока иностранного языка. Методы и приёмы.

В статье представлены методы и приёмы, направленные на реализацию воспитательной функции урока английского языка....