Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся по иностранному языку
статья по английскому языку по теме

Ахрамеева Людмила Викторовна

Цель данной работы: доказать эффуктивность проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №14

 Проектная и научно-исследовательская деятельность

учащихся по иностранному языку

Работу выполнила:

Ахрамеева Людмила Викторовна,

учитель английского языка

Москва 2014г.

Цель работы: доказать эффективность  проектной и  научно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • показать проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся как форму реализации личностно-ориентированного  подхода в обучении;
  • рассмотреть виды проектной деятельности;

Введение

В настоящее время  к системе образования РФ предъявляются  новые требования на  всех ее уровнях. В ряду новых задач одной из важнейших является проблема формирования творческого, исследовательского потенциала личности. Новые образовательные стандарты требуют  изменения образовательной парадигмы в сторону формирования у учащихся не просто набора энциклопедических знаний, а еще и набора компетенций, т.е. умения работать с незнакомой информацией, нестандартными задачами, добывать и применять знания. Очень важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, тщательно  обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Учащимся необходимо прививать навыки поиска, анализа и систематизации информации,  навыки решения творческих задач, - формировать УУД, составляющие основу умения учится. Решения этих задач требуют развития новых способов обучения, новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности. Речь идёт о формировании такого вида деятельности как проектная и научно-исследовательская деятельности учащихся.

Метод проектов

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:

  • речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  • социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфике стран изучаемого языка;
  • языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  • учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
  • компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

Также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по определённой теме.

Проект – это научная, исследовательская, творческая работа  учащихся, которая может быть представлена в виде текста (сочинения), исследования, инсценировки, дискуссии и др. Конечный продукт обязательно должен быть защищён.

Проекты бывают:

  • индивидуальные, групповые  коллективные;
  •  моно и  межпредметные;
  • мини проекты и проекты, для выполнения которых требуется один или  несколько месяцев.

Индивидуальный проект защищается в классе, групповой и индивидуальный как в классе, так и перед учениками других классов.            Метод проектов может успешно работать как в средней и старшей,так и в младшей школе.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу учащегося, а также дает ему навыки в работе со справочным материалом, обогащает лексический запас школьника, расширяет его кругозор и повышает эрудицию. В работе над проектом ученик активен, проявляет свои творческие способности и самостоятельность, выходит за рамки языковых аспектов в область личных интересов и сосредотачивает свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Выполнение группового проекта активизирует взаимодействие школьников, прививает им навыки работы в команде для достижения практического результата изучения языка. Организация проектнойдеятельности осуществляется поэтапно:

  1. отбор и формулировка темы и цели проекта;
  2. получение каждым учеником конкретного задания;
  3. самостоятельное, или, в случае необходимости, с помощью учителя, выполнение задания;
  4. презентация проекта;
  5. оценка проекта.

Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности. Осуществить контроль выполнения проектной деятельности – значит

1) оценить, чему научились школьники в языковом отношении;

2) как изменился процесс коллективного взаимодействия;

3) в чем заключается вклад проекта в общее развитие ученика;

4) какими универсальными действиями овладели дети.

Современные УМК, в частностиУМК «Spotlight 2-11»,предлагают учащимся выполнение большого количества индивидуальныхпроектов в процессе обучения в начальной школе и 5-6 классе средней школы. Например, это “Мое фамильное дерево”, “Мое любимое животное”, “Мой любимый герой мультфильма”. В ходе изучения иностранного языка проекты усложняются, помимо индивидуальных проектов, ученикам предлагается выполнять групповые проекты, например, такие как: “Мой город: настоящее, прошедшее и будущее”, “Круглый стол” на любую тему, интересующую подростков, где всегда есть те, кто “за” и те, кто “против”; коллективные проекты: например, проект “Спектакль”,  (учащиеся сами пишут сценарий или осуществляют редакцию авторского текста), “Создание фильма”, “Обмен мнениями по проблеме” (когда каждый из участников продумывает ответ на проблемный вопрос и в классе организовывается дискуссия).Большинство проектов содержит элементы исследования. Например, проект“Солнечные часы” (УМК «Английский в фокусе 5», проект “Мировые столицы” (УМК «Английский в фокусе 7» и проект “Станции Московского метрополитена” (УМК «Англйский в фокусе 6»).Приобретенный опыт в проведения исследования дает ученику широкий спектр возможностей при выполнении научно-исследовательских работ с дальнейшей их защитой на  научно-практических конференции.

Исследовательская деятельность учащихся

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: 1)постановку проблемы;

2) изучение теории;

3) подбор методик исследования и практическое овладение ими;

4) сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

5) собственные выводы.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективного нового результата, как в “большой” науке.Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании целью исследовательской деятельности является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Научно-исследовательский проект учащихся оценивает компетентное жюри, что позволяет авторам проекта понять, хорошо ли они потрудились над выбранной темой.

Кроме того, нельзя недооценивать роль учителя как руководителя в выполнении любого проекта. Учитель помогает в выборе темы, сформулировать конкретные цели и задачи, помогает в работе с источниками.

В г.Жуковский ежегодно проводится научно-практическая конференция, в которой принимают активное участие ученики школ города. Темы секции конференции “Английский язык”– это темы по лингвистике и лингвострановедению, например, “Происхождение английских и русских имен”, “Англицизмы в русском языке и русизмы в английском языке”, “Чай в английской культуре”, “Компьютерные и интернет англицизмы – сленг или норма современного русского языка?”, “Английский и русский фольклор. Такие похожие и такие разные”, “Фразеологизмы в русском и английском языках”, “Сравнение английского и русского этикета”, “Москва британская” и  многие др. Ученики школ города также принимают участие в межвузовском форуме, который ежегодно проводится Международным институтом менеджмента «Link».

                                 

Заключение

Проектная деятельность затрагивает личность ученика и вовлекает в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения, делает ученика активным действующим лицом в учебном процессе, учит школьника работать самостоятельно (осуществлять поиск информации, систематизацию информации и проводить исследование), обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать их творческий потенциал, даёт им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию, повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает в выборе профессии.

Литература:

  1. Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
  2. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" // www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/liverts.html
  3. Н.Д. Гальскова. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: “Академия”, 2004
  4. С.А. Белова Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летняя лингвистическая смена "Полиглот" как фактор развития познавательной деятельности учащихся по иностранным языкам

Опыт организации и проведения лингвистической смены "Полиглот" в период летнего отдыха детей на базе ДООЦ Буревестник Энгельсского района Саратовской области. Цель программы: создание естественных усл...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Фотовыставка как способ организации познавательной и творческой деятельности учащихся по иностранному языку

Регулярный просмотр фотоматериалов с соответствующими подписями на английском языке способствует развитию воображения, пространственного мышления, воспитывает на лучших образцах человеческого гения, у...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Современная педагогическая технология  - метод проекта на уроке. Условиями для         проектной деятельности являются: выработка концепции, определен...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Современная педагогическая технология  - метод проекта на уроке. Условиями для         проектной деятельности являются: выработка концепции, определен...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.

Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не то...

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной школе в рамках ФГОС.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 47 с УИОП»                                    В данной статье рассказы...