Статья "Педагогика Успеха"
статья по английскому языку по теме

Криницина Елена Анатольевна

Моим педагогическим кредо считаю стремление развивать достоинства ребенка. формировать устойчивую личностную ориентацию на успех. Переживание успеха необходимо для нормального развития личности. Ребенок .ориентированный на успех, имеет больше шансов на полноценное развитие, чем ребенок , ориентированный на стратегтю избежать неудачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pedagogika_uspeha.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика Успеха.

Е.А.Криницина,

Учитель английского языка МАОУ «Гимназия№6»

Обратить свое мышление на собственную деятельность – очень непростая задача учителя. Ведь для этого нужно честно спросить себя: я могу мыслить о себе как о личности, о себе как о педагоге – профессионале? На протяжении последних лет я много размышляю о своей работе, о цели своей деятельности. Я часто задаю вопросы: Как? Зачем? Как сделать свой предмет понятным и доступным ученикам, как обеспечить усвоение, как вызвать интерес к учебе, зачем мой предмет растущему человеку, какое место он занимает в образовании личности.

Вспомним у Стругацких в романе «Стажеры»: «Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить своё место в мире, научить хотеть сразу многого, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других ».

В концепции федеральных государственных образовательных стандартов определено, что целевое назначение современной школы состоит в создании условий для полноценного развития человека. Считаю, что развитие человека в образовательном процессе наиболее гармонично осуществляется в логике Педагогики Успеха.

Моим педагогическим кредо является стремление развивать достоинства ребенка, формировать устойчивую личностную ориентацию на успех.

В Толковом словаре русского языка дается следующее определение слова успех: «Успех – это: 1. Удача в достижении чего-либо. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в учебе, работе». Педагоги и психологи чаще всего трактуют успех как наиболее оптимальное достижение желаемой цели.

Переживание успеха необходимо для нормального развития личности. Ребенок, ориентированный на достижение успеха – имеет больше шансов к полноценному развитию, чем ребенок, ориентированный на избегание неудачи. Люди, ориентированные на успех – больше добиваются в жизни, больше приносят радости себе и окружающим, они более самокритичны и требовательны к себе и к другим.

Если попытаться нарисовать портрет Педагогики Успеха – то самое разумное, что можно сделать – это изобразить лестницу Достижений, каждая ступенька которой -  это достижение человеком определенной цели, совершенное с верой в себя и значимость поставленной цели. Достижения учащихся должны стимулироваться, поддерживаться, эмоционально переживаться. По мере личностного роста – ступени на Лестнице Достижений должны увеличиваться.

                Каковы же составляющие успешности обучения английскому языку?

«Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что-то, даже если обязанность записана в уставе. Любая обязанность не абстрактно-объективна, а субъективна, и пока она не станет таковой, она мнима и бесплодна. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как моя обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться» (Е.И. Пассов).  

Как сделать учение/обучение эффективным? Древние римляне считали, что корень учения горек. Но если призвать в союзники интерес, заразить жаждой знаний, пробудить творческую активность, вкус этого корня может измениться. Что же такое интерес? Трудно однозначно ответить на этот вопрос и все-таки можно определить основное:

  1. Умственная деятельность, осознание, понимание.
  2. Работа воображения.
  3. Чувство удовольствия, радости.
  4. Волевая  сторона личности (интерес – стимул к действию, преодолению трудностей).

«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один из немецких педагогов.

Во всей педагогической системе должен быть изменен центр тяжести. Она должна быть «student-centered», т.е. сконцентрированной на ученике, интерактивной. Обучение должно помочь ученику самоактуализироваться.

Считаю, что основными составляющими успешности обучению английскому языку являются:

  • Развитие мотивации учащихся. Способность мотивировать школьников к учению – одно из главных умений учителя.
  • Индивидуальный подход в обучении через использование технологии мультисенсорного обучения.
  • Использование проектной деятельности, как одной из форм учебной деятельности, способной сделать учебный процесс личностно-значимым, в котором он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
  • Исследовательская работа учащихся.
  • Система контроля и оценки деятельности учащихся начальной школы, ориентированной на безотметочное обучение.
  • Внеклассная работа по предмету обучения.
  • Использование информационных технологий в обучении английскому языку.

Уверена, что ключом к мотивации учащихся является индивидуализация учебного процесса. Хорошо учить детей умели всегда. Всегда, но не всех. Краткое коварное слово «все» делает многие прежние методы и подходы к обучению малопригодными. Все методики, сколько бы их ни изобретали, предполагают, что у учителя есть средства заставить учиться неохотливого к учению ученика: побоями, как было в 19 веке, угрозой прогнать, исключить, оставить на второй год, т.е. угрозой отсева, таящейся в каждой двойке. Сегодня пришла иная пора. Мы осознали, должны осознать: все мы абсолютно разные, ученики наши абсолютно разные и, естественно, учатся они по-разному. Кто-то нуждается в схемах, диаграммах, чтобы лучше понять, другому нужно просто услышать инструкцию, третьему необходимо «подержать идею в руках». Для эффективности обучения учителю важно четко выделять тех, кто его видит, кто слышит, кто «витает» в облаках. Думающий учитель должен адаптировать методы обучения для всех своих разных учеников.

По теории множественного (мультисенсорного) восприятия, представленной профессором психологии Гарвардского Университета Говардом Гарднером, любая информация, проходящая через нервную систему, передается в ведущий канал восприятия, и он у каждого свой.  В зависимости от ведущего канала восприятия учащиеся делятся на визуалов, аудиалов, кинеститетиков. Так визуалы и кинестетики, слушая инструкции учителя, могут не до конца уловить существенность информации, т.к. для запоминания не включен их ведущий канал. Аудиал, увидевший формулу, схему, модель, таблицу или серию знаков на доске, также будет ущемлен в своем канале восприятия. Ему для лучшего запоминания важно самому порассуждать вслух по поводу увиденного. А кинестетик увиденную и услышанную информацию усваивает эффективнее, если он подражает действиям других людей: действия он сохраняет в памяти лучше слов и образов.

Учитывая тот факт, что в классе присутствуют дети с разными каналами восприятия, я регулярно использую смену заданий, ориентированных на учащихся с разными каналами восприятия.

Для примера возьму первую букву английского алфавита «Аа». Визуалу очень важно увидеть эту букву, аудиалу – услышать имя первой буквы алфавита. Кинестетику же надо мышцами прочувствовать букву, потому для него ценными для запоминания будут упражнения с движениями: обведения буквы указкой, прописание ее элементов в воздухе, на песке, побывать в роли буквы («живая буква») и т.д. Только после серии упражнений, направленных на учащихся с разными каналами восприятия буквы «Aa», могу с уверенностью сказать, что прошел первый этап восприятия этой дидактической единицы.

Гарднер и его последователи уверены, что возможно обучать любому предмету, любому действию 7 различными способами:

7 Intelligences: (каналов восприятия)

Linguistic (лингвистический)

Logical-mathematical (логико-математический)

Spatial (пространственный)

Bodily – kinesthetic (кинестетический)

Musical (музыкальный)

Intrapersonal (внутриличностный)

Interpersonal (межличностный)

Например, я использую следующие способы представления грамматического материала -  модального глагола must:

1). Linguistic:  чтение определения в учебнике и обсуждение его с учащимися.

2). Logical-mathematical: запись глагола/ формулы на доске, иллюстрация примерами.

3). Spatial: история о великом волшебнике Must, который заставляет всех людей делать, что он хочет, т.е. создание персонифицированного образа абстрактного грамматического материала.

4). Bodily – kinesthetic: выполнение команд, даваемых одним из учащихся (который изображает волшебника Must), но только в случае, если они формулируются правильно. Может использоваться волшебная палочка.

5). Musical: имитируя рэп

Например, You must be good

                   You mustn’t be rude

                   Or otherwise you will be misunderstood

6). Interpersonal: составление правил школьной конституции (работая в маленьких группах).

7). Intrapersonal: формулирование обязанностей каждого в классе (индивидуальная работа).

Интересен тот факт, что данный подход в обучении позволяет использовать многие приемы, эффективные при обучении языку. Главное, что необходимо помнить: основная цель – это не превратить урок в калейдоскоп методов и приемов, а создать для учащихся условия для лучшего понимания, восприятия и запоминания.

 Вместе с тем, нейрофизиологические исследования ученых показали, что учащиеся при своем ведущем канале восприятия усваивают информацию при помощи всех остальных чувствительных каналов восприятия: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Мозг ребенка способен усваивать информацию, находящуюся как в фокусе его внимания, так и за его пределами. Подсознательное запоминание информации происходит с включением нескольких сенсорных каналов. Это происходит потому, что не только мозг, но и мышцы участвуют в усвоении информации.

Знание того, что восприятие информации обучаемыми идет не только за счет его ведущего канала, но и многоканально (мультисенсорно) является важным знанием для работы учителя английского языка. Мультисенсорное обучение, опираясь на ведущий канал восприятия каждого ребенка, одновременно развивает у него другие сенсорные каналы и с помощью них дает возможность концентрировать и удерживать внимание детей, помогает сохранению языкового материала в долговременной памяти, а в целом – развитию иноязычной культуры обучаемых.

Знания, основанные на методе опоры на физические действия (автор – А. Крашен) позволяет задействовать несколько каналов восприятия одновременно: истории, игры, рифмовки, песни, чанты, основанные на движении, проговаривании и т.д. способствуют развитию ассоциативной памяти учащихся.

Кроме того, само по себе движение на уроке доставляет учащимся (и не только начальной школы) большое удовольствие. Обучение английскому языку должно быть удовольствием, что способствует выработке устойчивого интереса к предмету и сохранению мотивации к его изучению.

            Современные дети это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации. Учитель уже не является для них единственным источником информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, следовательно предлагать задания на практическое использование школьных знаний.

В условиях обновления содержания образования значительная роль отводится использованию  принципиально новых технологий обучения, способствующих развитию свободно мыслящей, самостоятельной личности. К таким технологиям, безусловно, относится метод образовательных проектов, который я активно использую в своей деятельности.

Проект – «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя, Сахарова 1991). Подготовка и реализация собственных творческих проектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Темы проектов выбираются самими учащимися или предлагаются мною.

Творческий проект может быть индивидуальным, но чаще он ориентирован на небольшую группу. Работа над проектом включает в себя три стадии:

  1. планирование;
  2. подготовка и исполнение проекта;
  3. обсуждение и оценка проекта.

В процессе подготовки и осуществления творческих проектов учащимся дается возможность самим конструировать содержание общения. Важную роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминание языкового материала (лексических средств и грамматических структур). Основная часть работы над проектом проводится учащимися самостоятельно. В классе при моём участии проходят начальная и заключительная стадии. Моя роль как учителя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помочь преодолеть непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.

При осуществлении собственных проектов реализуется принцип гуманизации общения: ориентация на личность обучаемого, учет его возрастных интересов и уровня развития, раскрытие творческого потенциала и степени самостоятельности. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе.

С точки зрения обучения иноязычной речи самым большим достоинством творческих проектов является то, что они предусматривают естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности, с возможным преобладанием одного вида на отдельных этапах в зависимости от характера проекта. Моя задача как учителя -  способствовать  наиболее эффективному проявлению этого свойства проектов. При работе над проектом у учащихся развиваются такие умения и учебные стратегии, как: планирование, выбор, принятие решений, аргументация, умение вести дискуссию, сбор информации, умение проводить исследование, делать открытия, оформление, оценка.

Разработка проекта со стороны учащихся предполагает рассмотрение и изучение следующих вопросов, например:

  1. Что является содержанием проекта?

Например, влияние средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, кино).

  1. Какие вопросы возникают: Как часто читают журналы, газеты? Любимые телепередачи/радиопередачи? Обсуждаются ли передачи в семье? В школе? Какие фильмы предпочитают?
  2. Как будем решать эти проблемы: Опрос среди одноклассников, учителей. Обзор телепрограмм на день, неделю, выходной. Обзор популярного журнала/газеты. Обзор фильмов в кинотеатрах. Интервью классного руководителя.
  3. Организация деятельности: Распределить задания. Договориться о встрече.
  4. Что будет результатом (продуктом) проекта: Коллаж. Радиопередача. Конференция. Альбом.

Среди проектов, реализованных моими учениками в последние годы наиболее интересными были проекты по следующим темам: Так живут подростки. Проблемы отцов и детей. ABC моей жизни. Наши изобретения. Мой дом – моя крепость. Школа моей мечты. Добро пожаловать … (Россию/ Москву). Спасем мир вместе и др.

Творческие проекты были в форме интервью на определенную тему с последующим обобщением и представлением результатов, радиопередачи, выпуска газеты или журнала, брошюры о достопримечательностях, путеводителя для туристов, конференции, выпуска постеров и т.д.

Работа над собственными проектами при обучении иностранному языку отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения, широкое использование проективных приемов, которые приучают учащихся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации.

В пректной работе у учащихся формируются исследовательские навыки и умения, самостоятельность, творческая активность.

С переходом учащегося в среднее звено школы развивающего обучения (РО), у ученика сформированы способности рефлексии, выработаны способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия учащихся при решении учебных задач. Создаются условия самостоятельной исследовательской деятельности и создание своих собственных работ, собственных проектов.

Считаю, что исследовательская деятельность дает возможность каждому учащемуся осуществлять свою творческую активность, самостоятельно добывать необходимую информацию. Сегодня качественное обучение – процесс, ориентированный на становление самообразующейся личности. Моя роль в данном виде деятельности – роль консультанта, партнера.

.  Роль внеклассной работы по языку трудно переоценить. Цели внеклассной работы определяю так:

1). Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; расширение и углубление знаний;

2). Стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3). Развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности.

Ежегодно в школе проходит декада иностранных языков, где используются разные формы внеклассной работы (конкурсы, олимпиады, игры, выпускаются газеты).

Любимыми видами внеклассной работы по английскому языку в гимназии являются драматизация сказок, проведение различных игр, соревнований, встречи с носителями языка, выпуск газет, постеров, выразительное чтение стихов, разучивание песен.

Традиционно празднуются в гимназии Рождество и День Святого Валентина. На Рождество учащиеся учат песни, стихи. Готовят подарки (в традиционной форме – crackers), готовят программу Рождественского чаепития (викторина, инсценировки, смешные истории).В День Святого Валентина учащиеся готовят «валентинки», выпускают газеты.

Ежегодно в гимназии проводится литературный конкурс. Учащиеся сочиняют прекрасные стихи на английском языке о любви, дружбе, о смысле жизни. Некоторые учащиеся делают переводы с английского языка на русский (например, таких произведений как «A Red Red Rose» Роберта Бернса, «If» Киплинга и других), и наоборот с русского на английский. Традиционным стал конкурс песни на иностранных языках, конкурс  ораторского мастерства Public Speech.

 Считаю, что внеклассная работа во всем ее многообразии, является одним из эффективных путей по формированию культурной компетенции учащихся.

      Задача учителя уметь управлять деятельностью как всего коллектива учащихся на уроке, так и каждого отдельного ученика. В каждой группе есть так называемые сильные, средние и слабые ученики. Как ликвидировать разрыв между ними? Как помочь слабому? О них порой мы думаем больше, чем о тех, кто мыслит быстрее, запоминает лучше, с заданиями справляется легко. Как работать с одаренными детьми? Им необходима активность, соответствующая их уровню развития, чтобы двигаться и развиваться дальше. При ориентации на среднего сильный начинает работать налегке, выбирает цели и задания ниже своего уровня, успех в достижении которых не требует напряжения сил.

На протяжении всего периода работы в гимназии я все время в поиске, какие активные методы обучения использовать, чтобы не происходило усреднения и одаренные ученики не теряли темпа развития и интереса к предмету. На своих уроках я использую следующие формы работы:

  • Групповые формы
  • Коллективные формы
  • Проектная деятельность
  • Работа сильных учащихся в качестве ассистентов
  • Компьютерные программы (для индивидуальной работы продвинутых учащихся)
  • Самостоятельная работа на уроке (с разным объемом заданий и заданиями разной степени сложности)
  • Использование дополнительного внепрограммного занимательного материала (журнала Speak Out, газеты School English и др.)
  • Использование учебников нового поколения с большим выбором заданий для одаренных детей
  • Элективные курсы, создание индивидуальных программ

И все это создает фундамент того, что мы называем  Педагогикой Успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...