Дидактическая игра на уроке иностранного языка
статья по теме

     Можно ли представить себе любого человека ничем не занятым? А что уж говорить о ребенке. Это — аккумулятор деятельности, подвижности и любознательности. Ему необходимо читать, рисовать, и естественно играть. А играем мы всю свою жизнь. 

     С введением аттестации одна из наиболее часто встречаемых технологий — игра. Творчески работающие учителя стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в свои уроки. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Возможности дидактической игры широки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на уроках и её роль в развитии познавательной активности школьника.

                                                   

Загребнева Ирина Николаевна,

Москва, 2015 г.        


        ПЛАН

  1. Игра - «королева детства».                                                3 стр.
  2. Признаки дидактической игры.                                        4 стр.
  3. Игровая форма.                                                                5 стр.
  4. Компоненты дидактических игры.                                        5 стр.        
  5. Ошибки применения дидактических игр.                                6 стр.                
  6. Методика применения дидактических игр. Выбор игры.        8 стр.
  7. Педагогическая разработка плана дидактической игры.        8 стр.
  8. Сохранение игровой ситуации.                                        9 стр.
  9. Завершение игры.                                                        9 стр.
  10. Игра в системе воспитательных воздействий.                        10 стр.
  11. Целесообразность метода игры.                                        11 стр.

        


        1. Игра - «королева детства».

        Можно ли представить себе любого человека ничем не занятым? А что уж говорить о ребенке. Это — аккумулятор деятельности, подвижности и  любознательности. Ему необходимо читать, рисовать, и естественно играть. А играем мы всю свою жизнь.

        Об игре сказано много. Это и радость, и «королева детства», и «восьмое чудо света». Не стоит забывать преподавателям об этом на своих уроках. Поиграйте на своих уроках «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в летчиков, в семью, в политиков. В педагогической литературе такие игры называют ролевые, сюжетные , творческие, подражательные, вольные. Но как их не назови, игры не подчиненные правилам, великолепный метод воспитания и обучения. Игра — неизбежный спутник каждого человека. А слово «понарошку» позволяет в мире повседневных условий стресса расслабиться и плыть по течению. А нет ничего более благотворного для педагога, когда человек не воспринимает тебя в штыки, а открыт любым начинаниям.

        В школе средства воспитания очень далеки от игры: о ребенка требуют, его контролируют, одобряют или порицают, его учат, ему показывают и рассказывают. С помощью таких педагогических приемов можно добиться определенных успехов, каких-то определенных нужных и полезных навыков и черт поведения. Но это путь будет долгим , безрадостным и утомительным. А ведь деятельность должна вызывать у ребенка положительные эмоции, быть привлекательной и отвечать имеющимся у него потребностям и стремлениям. Такой эмоциональный подъем может дать игра, создавая важнейшую предпосылку успеха воспитательной работы с детьми.

Исключительно важное значение воспитательному воздействию игры придавал советский педагог А.С. Макаренко. Он рассматривал игру прежде всего в плане подготовки ребенка к жизни, к труду.

        С введением аттестации одна из наиболее часто встречаемых технологий — игра. Творчески работающие учителя стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в свои уроки. Но все же использование игры не всегда успешно. В первую очередь как я уже говорила игра связана напрямую с творческим началом самого педагога, его творческим воображением. Необходимо знать основные вопросы педагогической теории игры и методики ее применения. Именно этих знаний зачастую и не хватает у большинства педагогов, работающих с детьми.

        2. Признаки дидактической игры.

        Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. 

        Возможности дидактической игры  широки: игра затрагивает ум, чувства, воображение, волю ребенка. Порой желание ребенка действовать согласовано внутренним правилам игры бывает настолько сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни иногда вызывают у него отрицательное отношение. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

        Основа дидактической игры — действия как упражнения для формирования, проверки и закрепления полученных знаний, умений и навыков. В содержание таких уроков, как правило включают тот учебный материал, который проходят в данное время в школе. На что-либо другое просто не хватает времени, а порой фантазии и сообразительности. Зато это обстоятельство имеет особо важное значение для слабо успевающих учащихся. Фактически к ним предъявляются те же требования, что и в реальной жизни, но в облегченных условиях эмоционально насыщенной игровой обстановкой — меньшая продолжительность урока, более легкие задания, возможность получить высокую оценку в игре.

        В практике применяют отдельные компоненты игры, которые включают в различные виды деятельности учащихся. Такое применение инициируется педагогом.

        3. Игровая форма.

        Игровая форма организации какой-либо деятельности — это такое включение игры, при котором непременно создается игровое оформление реальной деятельности ребят. Оно стимулирует учащихся к наилучшему выполнению этой деятельности. Например организация познавательной деятельности - «Путешествие по Англии», «В гостях у Марка Твена» и т.д. В названии игровой формы заключено конкретное содержание реальной деятельности — интеллектуальной.

        Дидактическая игра характеризуется меньшими возможностями для разыгрывания ролей, чем сюжетно-ролевая, фактически ролевое поведение детей заключено в выполнении реальной деятельности.

        Игровую форму организации деятельности вводят, как правило, в следующих случаях:

  • когда обычная организация деятельности у большинства ребят не вызывает интереса;
  • когда реальная цель привлекательна, но долго нет ощутимых результатов, слишком утомителен, однообразен путь к ее достижению;
  • когда дело и ли занятие само по себе интересно, но для того чтобы добиться большего эмоционального воздействия, оно облекается в форму игры.

        4. Компоненты дидактических игры.

В данном случае в организацию коллективной деятельности ребят вводится один из компонентов игры, чтобы придать игровую окраску этой деятельности и активизировать ее. Такими компонентами могут быть либо роль, либо воображаемая ситуация. Для того чтобы придать более привлекательную эмоциональную окраску какой-либо деятельности, педагог ставит учащегося в новую, ролевую позицию, которая в наибольшей мере отвечает его возрастным потребностям. Именно в этой новой позиции ребёнок себя чувствует «более высоким». Игровая позиция придает игровой смысл реальной деятельности. В таких случаях основой игрового поведения ребенка является роль, сюжет только подразумевается.

                Существуют также компоненты игры, связанные с воображаемой ситуацией. Например в организации конкурса между группами детей как будто они едут в Австралию, посмотреть диких животных. Такие элементы игры могут быть и эпизодическими, специально введенными для стимулирования какой-либо деятельности.

        5. Ошибки применения дидактических игр.        

        Педагоги используют различные виды дидактических игр, но не всегда получают при этом желаемый результат. При анализе опыта применения дидактической игры обнаруживается ряд существенных ошибок.

        Часто дидактическая игра ( или ее компонент) вводится как эпизод. Эта ошибка является следствием неверного подхода к игре. Фактически педагог использует игру для того, чтобы как-то разнообразить работу, сделать ее более интересной и увлекательной для учащихся. И вот в один из обычных  дней недели иностранного языка провели викторину. Поиграли, отдали дань стремлению ребят к игре — и все остальное по прежнему, ничего не изменилось, так как игровое соревнование было лишь интересным эпизодом в жизни детей, и только.

        Следующая ошибка в применении дидактической игры  - недостаточное различение педагогом конкретных целей, которые она должна выполнить. Вместо того, чтобы упорядочить организацию реальной деятельности, педагог вводит игру. Например, в организации соревнования  допущены ошибки — нерегулярно подводятся итоги, необъективно выставляется оценка. Неудивительно, что такое соревнование вызывает у учащихся много недовольства, споров и не стимулирует их к деятельности. Таким образом, далеко не безразлично, в каких условиях и для чего вводится игровой мотив. Педагог всегда должен отчетливо представлять конкретные воспитательные функции, которые надлежит выполнить в дидактической игре.

        Довольно распространенная ошибка в применении дидактической игры — погоня за ложной занимательностью. В некоторых школах учителя намеренно придумывают таинственные игровые ситуации, чтобы привлечь ребят. Если игровой компонент не включен органично в содержание реальной деятельности, он является только дополнительным привеском, который и отвлекает и разочаровывает ребят.

        Следующая ошибка — навязывание игры. Без предварительной подготовки у большинства детей не буден вызван интерес к игре.

        Существенный недостаток в организации дидактической игры — неправильная позиция педагога по руководству уже начавшейся игрой. Организатор дидактической игры не должен ограничиваться лишь разъяснениями сути игровых действий и распределением ролей, после введения игры он должен поддерживать атмосферу, создавать интересные ситуации, чтобы игра не свернулась. Инициатива ребят иногда очень быстро прекращается.

        Нельзя, чтобы в игру длительное время не вносились изменения. Ребенок остро нуждается в ближайших перспективах, которые бы его побуждали к активной деятельности. Игровые элементы, вводимые в организацию урока, обязательно должны обеспечивать эти перспективы.

        Все указанные ошибки в применении дидактической игры и ее элементов типичны и весьма живучи. Для того, чтобы их не повторять надо хорошо знать основные положения методики дидактической игры, включенной педагогом в другие виды деятельности.


  1. Методика применения дидактических игр. Выбор игры.

        Выбор игры, которую включают в деятельность ребят, определяется конкретной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее возможности.

        Элементы дидактической игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для педагога. Кратковременная игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Например, для решения задач учитель вводит сказочные сюжеты, применяет красочные иллюстрации, стремится сделать эмоционально привлекательным сам процесс умственной деятельности и облегчить выполнение мыслительных операций.

        Однако нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом лишь выполняет роль эмоционального стимула. Неизмеримо большими возможностями при этом располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при длительном применении выполняет функции упражнений в организации коллективной деятельности детей.

        Применение игр, выполняющих роль стимулов, не вызывает каких-либо методических затруднений. Они воздействуют на детей мгновенно. Значительно сложнее применять игры, выполняющие функции упражнений.

        7. Педагогическая разработка плана дидактической игры.

        Начальный этап педагогического конструирования дидактической игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки дидактической игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Именно поэтому при разработке дидактической игры необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые способствовали бы выполнению намеченных задач.

        8. Сохранение игровой ситуации.

        В дидактической игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками  учения. А педагогу нужно, чтобы игра по настоящему увлекла всех ребят. Существуют некоторые условия сохранения у обучающихся стойкого интереса к игре.

Взрослый организатор дидактической игры обязан задавать тон в обращении с играющими ребятами, употребляя условную терминологию.

Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых переживаний, педагог по возможности старается обыграть любое дело  ребят.

        Все меры педагогического воздействия — требования, поощрения, наказания — педагог осуществляет в игровом ключе.

В процессе дидактической игры может быть организовано коллективное соревнование между малыми группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы проведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

        Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально  привлекательную для учащихся игровую ситуацию на продолжительное время.

        9. Завершение игры.

        Дидактическая игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в точении которого дети упражняются. Если дидактическая игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому разрабатывая план дидактической игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Хорошо, если завершение дидактической игры происходит естественно, совпадая с теми событием, которое было обыграно в сюжете. Но следует позаботиться о таком окончании дидактической игры, которое бы вызвало острое эмоциональное состояние и желание поиграть еще раз.

        10. Игра в системе воспитательных воздействий.

        Дидактическая игра в воспитательной работе будет эффективна при правильной оценке ее реальных возможностей в системе других воспитательных воздействий. Известное педагогическое положение о том, что ни один из методов воспитания, взятых изолированно, не может дать ожидаемых результатов, применимо и к методу дидактической игры.

        Для того, чтобы дети были внутренне готовы принять игру и смогли интересно разыграть роль, нужна большая подготовительная работа (беседы, рассказы, встречи, демонстрации). Следовательно, до введения дидактической игры педагог применяет формы работы, выполняющие функции метода убеждения. Дидактической игре неизбежно способствует общий эмоциональный подъем, ребята в ходе игры всегда добиваются значительных успехов. Но вот игра закончилась — что же дальше? Как сохранить в повседневном опыте учащихся то, что так легко и естественно выполнилось в ролевых действиях?

        Логично возникает вопрос о проведении педагогически продуманной организации последствия игры. Организовать закрепление знаний, умений и навыков полученных после окончания игры относительно несложно: обычно ребята после дидактических игр готовы к воспроизведению всего полученного вне игровой обстановки.

        Таким образом, результативности можно добиться лишь тогда, когда педагог не ограничивается введением игрового приема, а продумывает всю систему воздействий на учащихся, т.е. Организует целеустремленную работу до и после введения дидактической игры. Говоря о системе воздействий, надо иметь в виду прежде всего накопление ребятами опыта, организацию разнообразной деятельности, а также применение всех форм метода убеждения.

        11. Целесообразность метода игры.

        Всегда ли целесообразно использовать метод игры?

        Метод игры не рассматривается в педагогике как основной. Это вспомогательный метод, очень активно стимулирующий детскую деятельность. Трудно не согласиться с тонким замечанием советского педагога т.е. Конниковой о том, что игра - «оружие обоюдоострое», поэтому с ним надо обращаться осторожно: игра может «перетянуть на себя», затмив своей яркостью и привлекательностью общественно ценные мотивы деятельности. Вот почему должна соблюдаться мера при использовании метода игры. В тех случаях, когда цель сама по себе имеет для ребят яркий, увлекательный смысл, нет необходимости вводить игровые приемы. Неуместность игры иногда понимают и сами дети.

        Итак, игра всегда притягательна для ребенка, но вовсе не при любых условиях целесообразна. Игра никогда не может стать самоцелью, она — одно из средств в системе воспитательных воздействий.

        Исследователи справедливо считают, что творческая сюжетно-ролевая игра — средство важное, но вспомогательное. Превышение дозы ролевой игры приведет к стремлению у детей во всем и везде видеть яркий игровой смысл. Функция ролевой игры в том и заключается, чтобы сыграв роль «ускорителя», отступить в тень, предоставив место разнообразной общественно полезной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

Дидактические игры в обучении иностранному языку

Дидактическая игра в процессе обучения иностранному языку занимает особое место, так как является одним из наиболее эффективных приёмов обучения говорению, аудированию, ознакомлению с особенностями фо...

Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулирова...

Дидактическая игра на уроках иностранного языка

… в игре человек испытывает такое же наслаждение      от    свободного   обнаружения   своих    способностей, какое худо...

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Новые дидактические подходы к  уроку иностранного языка при реализации  ФГОС

В работе представлены новые подходы в преподавании иностранного языка: метапредметный и предметный; разъясняется новое понятие "учебная ситуация"; рассказывается об изменениях в  деятел...

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...